Кирилл Фролов: Митрополит Иларион о вечерней Литургии

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Митрополит Иларион преображает возглавлояемый им Скорбященский приход на Ордыке в центр миссии и катехизации. Действительно, подавляющая часть прихожан не знает богослужения, не понимает его и поэтому тяготится им. Это незнание доходит до абсурда, когда крещеные и все знающие про "ИНН", "заговор глобалистов и жидо-масонов" люди преклоняют головы на "Оглашенные, главы Ваши Господеви преклоним", словно они не крещены, а только оглашаются.  Поэтому объяснение богослужений, прописанные в Миссионерской концепции Русской Церкви как "миссионерские Литургии", очень важны:
 

Литургия Преждеосвященных Даров – это вечерняя литургия. Она соединяется с вечерней, и, по уставу, должна совершаться в вечернее время. Практика большинства приходов Русской Православной Церкви привела к тому, что в наши дни эта литургия совершается по утрам, но молитвы и стихиры, которые исполняются на вечерне, предшествующей этой литургии, а также и молитвы, читаемые во время самой этой литургии свидетельствуют о том, что совершаться она должна вечером. Конечно, в древние времена она совершалась вечером, потому что люди весь день в среду и пятницу в Великом посту не вкушали пищу. В наше время, когда мы работаем, связаны профессиональными или семейными обязательствами, для человека физически невозможно выдержать такой режим. Чтобы облегчить верующим подготовку к Таинству Причастия, на практике вечерняя Преждеосвященная литургия оказалась перенесенной на утро.

Особенностью этой литургии является то, что в ней отсутствует Евхаристия, то есть благодарение Богу и молитва о преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Потому что литургия Преждеосвященных Даров является как бы продолжением той Евхаристии, которая была совершена в воскресенье. На воскресной литургии был заготовлен и освящен агнец для причастия, и до среды или до пятницы он сохраняется на престоле, для того, чтобы в эти дни мы могли прийти в храм и, совершив Преждеосвященную литургию, причаститься этих уготованных нам Святых Даров.

Особенностью литургии Преждеосвященных Даров является то, что она сосредоточена на поклонении Христу. Если на обычной полной Божественной литургии все молитвы посвящены самой Евхаристии, преложению хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, то на литургии Преждеосвященных Даров молитвы посвящены поклонению Христу, уже пришедшему и уже присутствующему в Святых Дарах.

Разница здесь заключается в том, что, когда мы приходим на полную литургию, то сначала на жертвеннике, а потом на престоле находятся хлеб и вино, и только под конец литургии, в конце Евхаристического канона, по  молитве Церкви  снисхождением Святого Духа они становятся Телом и Кровью Христа. На литургии Преждеосвященных Даров с самого ее начала на престоле присутствуют уже освященные Святые Дары, Тело и Кровь Христа. С самого начала литургии на престоле – Сам Христос, во всей Своей полноте присутствующий в Святых Дарах.

Потому суть этой Преждеосвященной литургии наиболее полно выражена в словах песни, которая поется на ней вместо Херувимской песни: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се  Жертва Тайная совершенна дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем».

www.mospat.ru/ru/2010/02/17/news13345/

http://kirillfrolov.livejournal.com/818328.html