Катехизис и уранополитизм

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

"555 В пятой заповеди под наименованием «родители» следует понимать всех, кто бывает для нас вместо родителей.
556 Вместо родителей для нас являются: 1) государственная власть и Отечество, потому что государство есть великое семейство, в котором мы все — дети нашего Отечества; 2) пастыри и учители духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; 3) старшие по возрасту; 4) благодетели; 5) начальствующие".

Катехизис свт. Филарета проводит параллель между отношением к государственной власти и Отечеству, к благодетелям и даже вообще старшими по возрасту - и родителями по плоти.
Отмечу, что хотя образ государства как "некого семейства", мягко говоря, не очевиден и требует известного разъяснения, однако, Заповедь Божия вовсе не говорит о любви к родителям по плоти, но о почитании их:
Исх.20:12 "Почитай отца твоего и мать
твою, чтобы продлились дни твои на земле,
которую Господь, Бог твой, дает тебе
".
Тот же Катехизис разъясняет это подробно:
"550 Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям, учит почитанию их: 1) почтительно обходиться с ними; 2) повиноваться им; 3) питать и покоить их во время болезни и старости; 4) после их смерти так же, как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противоречащие Закону Божию и гражданскому (2 Мак. 12, 43-44. Иер. 35, 18-19. Прп. Иоанн Дамаскин, Слово об усопших).

551 Следует так рассуждать о тяжести греха непочтения к родителям. Насколько легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, настолько тяжел грех их непочитания. Поэтому в Законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери полагалась смертная казнь (Исх. 21,16)".

Интересно, те, кто приводят эти слова Катехизиса в смысле одобрения их представления о патриотизме, готовы любить нынешнюю государственную власть, любить и почитать Дмитрия Анатольевича Медведева, как отца?-----------------
Тут еще такая ремарка. В подлинном Катехизисе пререкаемая фраза звучит несколько иначе:
"Кто заступает для нас место родителей? 1). Государь и отечество, потому что государство есть великое семейство, в котором Государь ест отец, а подданные - дети Государя и отечества."
В этой форме толкование Катехизиса более личностно. чем в той форме, как она приводиться сейчас. Этот взгляд связан с системой государственных взглядов свт. Филарета, аналогию которым можно найти в учении Феофана Прокоповича и все европейской системе абсолютистской монархии. Государь - Помазанник Божий. чтобы быть отцом народа.
В принципе мы можем сказать, что фраза Катехизиса просто несколько неряшливо написана и не более. Воздавать почтение к власти естественно и нормально. Быть готовым умереть на войне по справедливому приказу власти не откажется никакой уранополит, за исключением священника и монаха. Неуместно употреблено здесь только слово "любовь".
Достаточно подставить в это выражение определение любви данное апостолом Павлом, как станет понятна неряшливость текста.
Представим себе слова: " мы должны долготерпеть отечество, милосердствовать к отечеству, не завидовать отечеству, не превозноситься над отечеством, не гордиться над отечеством, не бесчинствовать во имя отечества, не искать своего, а искать того, что нужно отечеству, не раздражаться отечеством, не мыслить зла об отечестве, не радоваться неправде отечества, а сорадоваться истине отечества, все покрывать в отечестве, всему надеяться в отечестве, всему верить в отечестве, всего надеется в отечестве, все переносить в отечестве, любовь к отечествсу никогда не перестанет, хотя и пророчества упраздняться, и языки умолкнут, и знание упраздниться... А теперь пребывают сии три: вера, надежда и любовь к отечеству, но любовь к отечеству из них больше" (сравни 1 Кор.13). 
Абсурдность этой фразы на мой взгляд очевидна.
Или фраза: "Бог есть любовь к отечеству, и пребывающий в любви к отечеству в Боге пребывает" (сравни 1 Иоанна. 4,16). - разве не является кощунством?
Так что слово надо употреблять или в Библейском смысле и тогда патриоты будут идолопоклонниками, покланяющимися твари вместо Творца, или просто надо понять неточность фразы  и заменить словом "почитание власти", с чем уранополиты спорить никогда не будут.
И еще раз напомню, что в Предание входит не то, во что верили отдельные Отцы, а то, чему учили все, всегда и повсеместно. Признаками Предания является древность, всеобщность и повсеместность. Так свидетельства патриотов о религиозном долге любить земное отечество, и сам факт наличия такового для христиан, а тем более, что должно отдавать земной Родине свое сердце - в студию. Условие известно, цитаты только из святых, и в течении всей истории Церкви во всех ее частях. 
http://pr-daniil.livejournal.com/52586.html