КАЛЕНДАРЬ – НЕ ПОВОД ДЛЯ РАСКОЛА

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Календарный лист.

Православная газета для простых людей, № 1 (79), 2010 г.
 
слово иеромонаха Романа (Кошелева)
на общей исповеди перед Всенощным бдением
 18.01.2010 г.
 
 
В России сегодня отмечают праздник Крещения Господня, а в некоторых других странах православные христиане встретили Крещение еще две недели назад. Кому-то может показаться парадоксальным, что в разных странах люди одной веры празднуют Крещение Господне в разные дни, однако у нас в православном мире это так. Не только Крещение, но и Рождество, Преображение и другие праздники в ряде Поместных Церквей отмечают раньше, потому что эти Церкви перешли на новоюлианский календарь, который отличается от нашего церковного календаря на тринадцать дней.

 
Псевдоревность и теплохладность
К сожалению, некоторые люди в России считают, что Поместные Православные Церкви, приняв новоюлианский календарь, впали в ересь. По этой причине они выгоняют из храмов православных паломников из Греции, Болгарии и Румынии: почтенных архимандритов и простых мирян; не допускают их до Причастия.
Подобные события происходят и у нас в Оптиной. И в этом не одна, а целых две проблемы: первая – в ошибочном понимании не в меру ревностными христианами принятия новоюлианского календаря Православными Церквями как ереси (утверждать подобное можно, лишь не зная церковных канонов и церковной истории). А вторая – в том, что мы не можем этих людей остановить. И это настоящая беда, потому что все происходит здесь, в Оптиной пустыни, на наших глазах... В храме, где полно народа, никто не желает остановить тех, кто не считается ни с Патриархом, ни со священноначалием: из храмов выгоняют братьев и сестер во Христе, и мы не можем этому воспрепятствовать, целый храм... Подобное поведение есть не что иное, как проявление безразличия и холодности и к собственной вере и к собственной Церкви.
         Несомненно, мы должны свято хранить наш старый церковный <юлианский календарь>, который за 2000 лет настолько сроднился с Церковью, настолько «пропитался» Ее благодатию, воспринял Ее дух, что сегодня мы говорим о нем почти как о святыне Церкви. И изменять его – значит, резать по живому. Однако изгнание из храмов и алтарей наших братьев из Православных Поместных Церквей за то, что они живут по другому календарю, – это большой грех, и он приводит к провокации раскола во Вселенской Церкви.
 
         Не знаем ни канонов, ни истории
В чем же конкретно заключается заблуждение тех, кто считает новоюлианский календарь <новый стиль> ересью? Изучающие церковную историю знают, что более девяти веков Поместные Церкви отмечали свои главные праздники в разные дни. В течение всего периода семи Вселенских Соборов православные в разных странах праздновали Пасху и другие события, связанные с нею, в разное время. Так продолжалось вплоть до IX века. Восемьсот лет! И это никогда не было поводом для раздоров между Церквями, скажем, в Антиохии и Константинополе, в Риме и Александрии. Если бы празднование Пасхи в разное время сочли ересью в те годы, то обязательно осудили бы ее на одном из Вселенских Соборов, и, начиная с этого момента, было бы установлено единообразие в праздновании. Но сам факт того, что это различие сохранялось, свидетельствует о том, что Церковь соборно не запрещала данного различия. Но, конечно же, и не поощряла, просто тогда, как, впрочем, и сейчас, очень трудно было прийти к единообразию. Православные жили в мире друг с другом и не ссорились из-за того, что кто-то уже отпраздновал Пасху, а у кого-то еще не закончился Великий Пост, и уж тем более они не выгоняли за это друг друга из храмов и не лишали Причастия. Гостям из Поместных Церквей, по христианскому обычаю, всегда полагалось лучшее место и в храме и на трапезе. 
Но почему-то современные ревнители чистоты веры не хотят этого знать. Не желая ничего изучать сами, они пытаются и нам навязать свое мировоззрение, а мы не можем этому воспрепятствовать, потому что не знаем ни канонов Церкви ни церковной истории.
В X веке все Православные Церкви, наконец договорившись друг с другом, начали жить по одному календарю,  стали придерживаться единой пасхалии, и все разногласия исчезли. Но в 1582 году Римский папа Григорий, через 400 лет после отпадения Западной Церкви от Православия, ввел новый стиль, новый календарь, который сейчас называют григорианским [1]. Константинопольский Патриарх, в свою очередь, на Поместном Соборе, предал этот стиль анафеме, чтобы никто не дерзал по католическому календарю отмечать праздники. Но к сожалению, получилось так, что в 1923 году некоторые Поместные Православные Церкви, не согласовав свои действия с другими Поместными Церквями, перешли на календарь новоюлианский, который похож на григорианский. Пока расхождений в датах этих календарей нет, однако через некоторое время они будут отличаться друг от друга на 1 день, потом на 2  и т. д.   Время празднования Пасхи по этому новоюлианскому календарю сместилось, и соответственно все переходящие праздники в Православной Церкви стали отмечать по двум календарям, по новому стилю и по старому: по юлианскому и новоюлианскому календарям.
Так, с 1923 г. в Поместных Церквях снова стали праздновать Великие Праздники в разные дни. Враг рода человеческого внес разделение в жизнь Вселенского Православия, и, фактически, мы снова вернулись к той же ситуации, что была с I по IX века. Но если тогда это не привело к расколу, для чего же сейчас мы должны его провоцировать?! Для того чтобы завершить работу врага рода человеческого и все-таки разделить Вселенскую Церковь? Те, кто гонят православных христиан, принявших иной стиль, из храмов способствуют этому. Но этого не будет! Как ранее Церковь терпела подобные календарные различия, точно так же она поступает и сейчас.
        Для обсуждения календарного вопроса в 1948 г. в Москве состоялось Всеправославное Совещание, где присутствовали Православные Патриархи всех Поместных Церквей за исключением тех, которые прислали на Собор своих представителей, епископов, таковых было двое. То есть, фактически, был собран совещательный и управляющий орган Вселенской Православной Церкви, который и вынес заключение о том, что можно использовать новоюлианский календарь (новый стиль) тем Церквям, которые его уже ввели, и предписал хранить старый (юлианский) стиль тем Поместным Церквям, которые его придерживаются.  И что это различие в календарях не должно являться поводом к расколу в Православной Церкви. Пасху же на этом Совещании было решено праздновать Поместным Церквям всем вместе по старому (юлианскому) календарю. Данный документ подписали все Поместные Церкви, и до сих пор он не был оспорен ни одним из Соборов Поместных Церквей и не подвергался сомнению. Это означает, что решения Собора 1948г. единогласно и единодушно утверждены жизнью Всей Православной Церкви.
 
Неподчинение соборному решению Вселенской Церкви
Наша Церковь – Единая, Соборная и Апостольская. Высшим органом управления в ней является Собор. И те люди, которые выгоняют новостильников из храмов, не хотят подчиниться соборному решению Вселенской Церкви. А мы не можем их остановить, хотя и должны это сделать. Мы обязаны помогать братьям и сестрам во Христе из Греции, Румынии, Болгарии беспрепятственно подходить к Причастию в России. Они ничем не хуже нас, ничем от нас не отличаются. Тот факт, что они отмечают праздники в другие дни, не является преступлением или нарушением канонов. Всем известно, что на Святой Горе Афон и греков, и румын, и болгар, и финнов, и других православных принимают с большой любовью, позволяют им причащаться, священники из других стран сослужат афонитам на Литургии. Почему же в Оптиной им не разрешают подходить к Чаше?!  
Только наша теплохладность попускает подобное нарушение. Проявляется она и во многих других вещах. Вместо того чтобы с каждым годом обновлять свою ревность и воспламенять сердце в любви к Богу, мы постепенно расслабляемся, сдаем позиции. Хотя, конечно же, это относится не ко всем. У процесса охлаждения, обмирщения, есть и объективные причины. Церковь все больше и больше становится всенародной, и если раньше в храм приходило небольшое количество людей, вера была гонимой, а православными себя называли только те, кто готов был пойти на исповедничество, пострадать за Христа, ответить за свои убеждения перед атеистическим государством, другими словами, если раньше почти все христиане были духовно преуспевшими людьми, имевшими большую любовь в сердце, то сейчас православным может быть любой человек, и никто его за это не притесняет, никто его не гонит.
 
Преодолеть равнодушие
Вот почему в Церкви сегодня пребывает огромное количество людей, которые совершенно не ориентируются в Православии и которые даже в нравственном отношении еще не успели стать христианами. Эти люди своим мирским духом расслабляют и нас. А ведь должно быть наоборот. Закваска квасит тесто, а не тесто портит закваску. Люди, которые воцерковились, которые уже давно с Богом, давно причащаются, должны с Божией помощью влиять и на остальных своих соотечественников, чтобы и те познали Христа, нашли дорогу в храм и стали настоящими православными христианами. Но это будет возможно только тогда, когда мы перестанем быть равнодушными к окружающим нас событиям, своему спасению и своим грехам.
И да поможет нам Господь в этот праздник ещё раз просмотреть свою жизнь и приложить усилия к тому, чтобы изменить ее к лучшему. А путеводной звездой пусть будут для нас судьбы двух священников, погибших незадолго до Нового года: новомученика Даниила (Сысоева), который в ревности своей сгорел перед Богом, отдав свою жизнь за Христа; и отца Александра Филиппова, не побоявшегося сделать замечание хулиганам и за это поплатившегося жизнью. Пусть они, эти священники, станут для нас образцом неравнодушного отношения к собственной вере и собственному спасению. Эти иереи Божии были настоящими пастырямиХристовых овец, они собственной смертью, собственной кровью подписались под Евангельскими заповедями, призывая тем самым и нас стоять до крови в их исполнении. Для нас они стали светочами в нелегкой и запутанной духовной жизни.
Дай Бог и нам хотя бы отчасти так же послужить Ему и так же ревностно подвизаться против своих грехов. Тогда и Господь воскресит нас духовно, воссоздаст наш народ, укрепит Русскую   Церковь и саму нашу Отчизну.
Храни нас всех Господь!
 
 
[1] Этот календарь за несколько столетий стал гражданским календарем во всех Европейских странах и в большинстве стран мира, включая и Россию. 
 
Расшифровка аудиозаписи Екатерины Ельцовой.     
Свято-Введенская Оптина Пустынь,
18.01.2010 г.

Комментарии

В статье нет главного - новый

В статье нет главного - новый стиль - это -отступление от Церковного Предания.Если новоюлинский календарь лучше, то почему староюлианская пасхалия,дело в том,что Пасха по новому стилю - откытое нарушение 7 апостольского правила - под которое попадает все духовенство Поместной Финской Церкви,хитрые греки,чтобы не попасть под это грубейшее нарушение придумали отступить от Церковного Предания более скрыто.В чем же отступление - отступление -1-это ложь-календарь новый,пасхалия старая,2-отступление от богослужебного устава-четыредесятница и Пасха каждого года связаны с неподвижными праздниками, например с Благовещеньем,на каждый год устав Иерусалимский, по которому живет Церковь Русская по благословению Сергия Радонежского-600 лет,повелевает праздновать этот праздник в определенный день либо четыредесятницы, либо светлой седмицы,у греков разница 13 дней- нарушение богослужебного устава и как следствие сдвижка трех постов,у русских-строгий пост,у греков-святки, у русских Рождество, у греков нет, нарушено сакральное единства Церкви и подпадают греки и иже с ними под 91 правило Василия Великого из Кормчий(Номоканон).Не русские раскололи, но греки,в дальнейшем либо греки покаются и возвратятся к Церковному Преданию, к истиному единству,а не мнимому,либо пойдут по пути католиков,которые сначала отвергли каноны, а затем ввели и новые догматы,да и сам новый стиль это путь только к Сатане,в католичество.А что касается раскола,то он есть среди греков,почему же мы не принимаем в общение греков-старостильников,даже из-за политической "корректности" не ведем диалога с ними,диалог с католиками, с протестантами, но нет диалога ни с греками-старостильниками,нет и толкового диалога со старообрядцами,последние разве не нуждаются в нашей любви, или к одним любовь,а к другим, не имеющим политического веса в мире,не очень,да и что греха таить нет у нашего ни архиреев,ни священиков прямого ,честного разговора не только с мирянами,но и с монахами,разговор должен быть основан на Церковном Предании,на Церковном Писании,а не на слепом подчинении архиерею или иерею,где у нас можно поговорить со священиком,тем более с архиерем о вопросах не связанными с исповедию,-нигде,везде слышишь лишь грубое "не ваше дело,за своими грехами смотри",либо мне некогда(не хочу я с вами разговаривать).Потом удивляемся почему так много сект,много расколов,не сами ли мы выталкиваем людей из Церкви, а валим все на Сатану и говорим о какой-то мнимой любви,знаю я немало людей,которые хотели бы получить ответы на многие вопросы, но стоит между мирянами и духовенством великая стена,а пока она стоит.не о какой любви говорить не приходится.

Попробуем ответить на Ваш труд:

1.    В статье нет главного - новый стиль - это -отступление от Церковного Предания.Если новоюлинский календарь лучше, то почему староюлианская пасхалия,дело в том,что Пасха по новому стилю - откытое нарушение 7 апостольского правила - под которое попадает все духовенство Поместной Финской Церкви
 
ответ:   Новый стиль не отступление от Церковного Предания, это "отступление" от предания, разницу видите в этом или нет?    Это не большее "отступление" от рпедания, чем, скажем служить утреню вечером.  Или Вы считаете, что те кто утреню вечером служит - тот еретик, или просто отступник (правда непонятно отчего),  да и Вы, пожалуй причащаетесь в этих "отступивших" от предания храмах, где утреня всегда бывает вечером...    Потом в проповеди не говорится, что новый стиль лучше старого, там говорится, что введение нового стиля, это большая трагедия в Церкви, и лучше бы его не вводили, читайте внимательнее текст.
Вы пишите:  дело в том,что Пасха по новому стилю - откытое нарушение 7 апостольского правила - под которое попадает все духовенство Поместной Финской Церкви.    Здесь Вы ошибаетесь.   Вы читали неправильное толкование 7 апостольского правила, хотя и авторитетных толкователей.   На Поместном Соборе 1917-18гг. рассматривался вопрос о календарях,  этот вопрос специально прорабатывали 2 духовные академии, и представили свои материалы на Собре.   Из этих материалов следует (исторический факт) ,  что  совпадение иудейской и православной Пасхи происходило не только до 4 века, но и в 5, 6, 7, и 8  веках !!!   Каждые 100 лет совпадение бывало от 5 до 10 раз.   Из этого следует, что 7 Апостольское правило запрещает не просто совпадение Пасхи с иудейской пасхой,  оно запрещает следование иудейской пасхалии (когда пасхи всегда совпадают).  Этой пасхалии придерживалась Антиохийская Церковь.  После 1 Вселенского Собора Антиохийская Церквовь изменила свою пасхалию, перейдя на Александрийскую.   Те приходы, которые не подчинились Собору, и остались на иудейской пасхалии - объявили еретическими...
Так что Финская и Эстонская Церкви не попадают под прещения, т.к. они не нарушают 7 Апостольское правило, они нарушают постановления  Всеправославного Совещания 1948г.     Но поскольку эти церкви не  автокефальные, а автономные, т.е. они не являются Поместными Церквями, но они части этих Церквей, то на них пока смотрят "сквозь пальцы",  сейчас пока первая задача не допустить раскола между Поместными Церквями по календарному вопросу.   Потом и с ними разбутся.
см:   Канонические нормы православной пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени. Д. П. Огицкий
http://www.raskol.net/content/neskolko-slov-o-novostilnoi-paskhalii
 

2. ///// отступление -1-это ложь-календарь новый,пасхалия старая ////// 
 
ответ:  Вы все отступлением почему-то называете.    Когда делают что-то не по типикону, это еще не отступление.  К примеру, по типикону на богослужениях Великого Поста положено в несколько раз больше делать земных поклонов, чем делают у нас даже в самых строгих монастырях.   Из этого разве следует, что Русская Церковь от чего-то отступила?   Вы допускаете ошибку, полагая, что богослужебный устав не должен изменяться.   Он менялся с 4 по 21 века непрестанно.  И не перестанет изменяться. В чем-то он пополняется, в чем-то сокращается, что -то переносится на другое время.    Вы почитайте сначала историю богослужебного устава (Литургику),  тогда и побеседуем здесь с Вами. Пока что Вы выдаете незнание сего предмета.

3.   //////устав Иерусалимский, по которому живет Церковь Русская по благословению Сергия Радонежского-600 лет,повелевает праздновать этот праздник в определенный день либо четыредесятницы, либо светлой седмицы///////
 
ответ:  Очередная ошибка:  преподобный Сергий, конечно, величайший святой, но даже его авторитета не хватаит для того, чтобы благословить Русскую Церковь жить по какому-либо уставу, и каким-либо определенным образом отмечать праздники.   Это дело специальных богослужебных комиссий и Поместного Собора.   Вы так говорите об этом: навскидку, не имея в подкрепление своих слов ни первоисточника, ни ссылок на него, да их и в природе не существует.

4. //////////праздновать этот праздник в определенный день либо четыредесятницы, либо светлой седмицы,у греков разница 13 дней- нарушение богослужебного устава и как следствие сдвижка трех постов,у русских-строгий пост,у греков-святки, у русских Рождество, у греков нет, нарушено сакральное единства Церкви и подпадают греки и иже с ними под 91 правило Василия Великого из Кормчий(Номоканон).///////
 
 
ответ:   Простите уж великодушно, но у Вас опять ошибка, опять обнаруживается незнание предмета.  Прочтите проповедь еще раз, в ней есть ответ на Ваше недоумение.   Смотрите:  """""Празднование Пасхи в Поместных Православных церквях временами происходило в разные дни. Рим и Александрия празновали Пасху в разные дни почти 900 лет (9 веков!) . Хотя на 1 Вселенском Соборе и было выссказано пожелание всем церквям встречать Пасху в один день, но добиться единообразия не получалось в Церкви еще 500 лет."""""    Пасху, а вместе с ней и все праздники пасхального круга,  Поместные Церкви праздновали в разное время 900 лет!!!   И никаких расколов не было!   см:  профессор Болотов В.В.   Александрийская пасхалия: логика и эстетика.  и другая статья:   Реформа календаря и пасхалии: история и современность.    кандидат богословия, священник Владимир Хулапп
 """"""""""""""""""" Разница в праздновании Пасхи после I Вселенского Собора
Так, уже через год после I Вселенского Собора Александрия и Рим совершали Пасху в разные дни, а именно 3 и 10 апреля соответственно. Никто не хотел отказываться от своих таблиц, поэтому единство пытались достигнуть достигалось путем взаимных уступок.
Огромную роль сыграл здесь св. Афанасий Александрийский. На Сердикском Соборе в 342 г. он совместно с римлянами выработал "компромиссную" пасхалию на 50 лет, в которой дата каждого года оговаривалась отдельно и являлась результатом соглашения между двумя сторонами.  Церковное единство т.о. было поставлено выше приверженности пасхалическим правилам одной из кафедр. Пасхалия рассматривалась не только римским, но и александрийским предстоятелем не как догматическая данность, а как техническое средство для определения даты праздника, которому при церковной необходимости можно было и не следовать.
Было очевидно, что Восток и Запад могут продолжать праздновать Пасху по-разному еще бесконечно долго, если одна из сторон просто не примет практику другой. Римский аббат Дионисий Малый сыграл здесь решающую роль, предложив александрийскую пасхалию на Западе таким образом, что она была там принята, в результате чего, наконец, было осуществлено единое празднование Пасхи в Риме и Александрии.
Параллельное сосуществование двух пасхалий в течение почти 500 лет (!) после I Вселенского Собора свидетельствует о том, что он не ввел в качестве общеобязательной одну александрийскую пасхалию. Параллельное сосуществование в течение десятилетий и даже столетий двух циклов напрямую бы противоречило постановлению Никеи, если бы оно существовало. То, что римская практика в конце концов была вытеснена александрийской, объясняется не решением I Вселенского Собора, а неточностью римской пасхалии. После Собора прошло несколько веков, прежде чем александрийцы многочисленными увещеваниями, доказательствами своей правоты и церковно-политическими мерами смогли убедить Запад в необходимости принять их пасхалическую систему."""""""""

5.    ///////Не русские раскололи, но греки,в дальнейшем либо греки покаются и возвратятся к Церковному Преданию, к истиному единству,а не мнимому,либо пойдут по пути католиков,которые сначала отвергли каноны, а затем ввели и новые догматы,///////   
 
ответ:   да, здесь согласен, греки и др. начали раскол,  и хорошо бы они покаялись совместно с остальными и венулись к юлианскому  календарю.  Но далее  категорически не согласен.   Не собирались, и не собираются греки идти по пути католиков, и изменять догматы.  Календарь - это не догмат, и изменять его (по большой нужде) можно.   Католики пусть лапу сосут, греков мы им не отдадим.

6. //////почему же мы не принимаем в общение греков-старостильников,даже из-за политической "корректности" не ведем диалога с ними,диалог с католиками, с протестантами, но нет диалога ни с греками-старостильниками,нет и толкового диалога со старообрядцами,последние разве не нуждаются в нашей любви, или к одним любовь,а к другим, не имеющим политического веса в мире,не очень////// 
 
ответ:  Вы правы, диалог со старостильниками тоже необходим.      Предлагаю молиться об этом, Русская Церковь, возможно,  сможет и с греческими старостильниками вести диалог,  они к нам близки (некоторе ветви),   да и с Румынскими старостильниками необходим диалог, и со всеми остальными.

7. ///////разговор должен быть основан на Церковном Предании,на Церковном Писании,а не на слепом подчинении архиерею или иерею,где у нас можно поговорить со священиком,тем более с архиерем о вопросах не связанными с исповедию,-нигде,везде слышишь лишь грубое "не ваше дело,за своими грехами смотри",либо мне некогда(не хочу я с вами разговаривать).Потом удивляемся почему так много сект,много расколов,не сами ли мы выталкиваем людей из Церкви, а валим все на Сатану и говорим о какой-то мнимой любви,знаю я немало людей,которые хотели бы получить ответы на многие вопросы, но стоит между мирянами и духовенством великая стена,а пока она стоит.не о какой любви говорить не приходится.////////
 
ответ:  Согласен с Вами, если убрать из Ваших слов резкости и крайности.   Нам в Церкви очень необходима и индивидуальная работа с людьми, и массовая, нужно воцерковлять страну.   Вот и Вы, имея ревность по Богу (это видно по Вашим словам), способствуйте этому,   чем можете, и где можете.  
И мы тоже постараемся, чем сможем послужить Христу.    А календарный вопрос, если желаете, давайте совместно изучать, прочтите хотя бы приведенные мной ссылки.  
 

Александрийская пасхалия: логика и эстетика
Текст постановления Никейского Собора относительно Пасхи не сохранился до нас.   В конце III-го, в IV-м и V вв. и Александрийская Церковь весьма нередко праздновала Пасху в один день с иудеями, как видно из таблицы Б.
Таблица Б
В годы по Р. X.                          15 нисана иудеев Пасха                       Пасха Александрийской  Церкви            
289                                               24 марта, воскр.                                      24 марта
296                                               5 апреля, воскр.                                      5 апреля,
316                                               25 марта, воскр.                                     25 марта
319                                              22 марта, воскр.                                      22 марта
323                                               7 апреля, воскр.                                     7 апреля
343                                              27 марта, воскр.                                      27 марта
347                                              12 апреля, воскр.                                    12 апреля
367                                               1 апреля, воскр.                                      1 апреля
370                                                28 марта, воскр.                                   28 марта
374                                               13 апреля, воскр.                                  13 апреля
394                                               2 апреля, воскр.                                     2 апреля
Дальнейшие совпадения (9 случаев в течение V в.) приводит Memain, p. 49.
профессор Болотов В.В.
Александрийская пасхалия: логика и эстетика.
 
ответ:   Простите уж великодушно, но у Вас опять ошибка, опять обнаруживается незнание предмета.  Прочтите проповедь еще раз, в ней есть ответ на Ваше недоумение.   Смотрите:  """""Празднование Пасхи в Поместных Православных церквях временами происходило в разные дни. Рим и Александрия празновали Пасху в разные дни почти 900 лет (9 веков!) . Хотя на 1 Вселенском Соборе и было выссказано пожелание всем церквям встречать Пасху в один день, но добиться единообразия не получалось в Церкви еще 500 лет."""""    Пасху, а вместе с ней и все праздники пасхального круга,  Поместные Церкви праздновали в разное время 900 лет!!!   И никаких расколов не было!   см:  профессор Болотов В.В.   Александрийская пасхалия: логика и эстетика.  и другая статья:   Реформа календаря и пасхалии: история и современность.    кандидат богословия, священник Владимир Хулапп
 
 
 
 

Уважаемый автор предыдущего

Уважаемый автор предыдущего сообщения.Хочу разрешить возникшие недоумения.
Поклоны на службе не кладут или по незнанию,или по немощи,или по лени.
Утреня вечером по немощи служится, то есть по нужде,финны служат Пасху в отдельные годы вместе с иудеями и нужды здесь нет никакой.Правило 7 апостольское никто не отменял.Вы пишете ,что с иудеями праздновали и после 1 Вселенского собора,и праздновали в разные дни в разных местах,здесь простое объяснение - период Вселенских соборов это война за главное- за догматы,догматы важнее канонов,но первые не могут существовать без вторых.Этим и можно объяснить не выполнения канонов в это время.О важности предания у Василия Великого в 91 правиле,которое и нарушают греки.Католики не хотят признавать каноны об этом можно прочитать у Никодима Милоша в его на каноны толкованиях,а что из этого вышло мы видим.Отменим каноны - затем и не удержатся догматы.
Типикон в древлерусской традиции "Око церковное" дан Богом людем через святых отцов,он под действием Духа Святаго развивался и сложился с появлением Марковых глав,после этого говорить об изменениях порядка и полноты устава говорить не правильно,можно лишь говорить о совмешении служб новопрославленым святым со старыми,это не является изменением самого устава.О значении Сергия в переходе на иерусалимский устав можно прочитать у Б. Кутузова"Церковная "Реформа" 17 века".
О незнании литургики - несправедливо.Желаю Вам не оскорблять собеседников и самое главное душевного и телесного здравия и спасения.