Из писем преподобного Амвросия Оптинского
Письмо ваше от 2 февраля я получил, но по болезненности моей и крайнему недосугу не мог вам отвечать. Пишете о старшем своём брате, что он хороший человек и хороший был христианин, но теперь от современных столкновений поколебался относительно учения Православной Церкви; и просите меня грешного написать ему что-либо для убеждения его в истине. Если бы брат ваш сам написал мне об этом, тогда можно было бы ему отвечать. Но как сам он мне не пишет, то не в порядке вещей и мне писать к нему о чём-либо. Пожалуй, вам могу написать несколько слов о неправильных мнениях брата вашего. А вы уж сами распорядитесь, как знаете.
- Брат ваш пишет вам, что «евангелистам принадлежат очень немногие догматы».
Главных догматов Православной Церкви только два: догмат о Святой Троице и догмат о воплощении Сына Божия. Об этих догматах говорит всё Евангелие.. А кратко и ясно изложено о сем в предисловии каждой Псалтири. Книга эта имеется везде, не только в сельских церквах, но и в частных православных домах. Сами это прочтите и брату можете указать.
2. Брат ваш пишет: «догматы – это положения, ясно формулированные. Догматы выработались Вселенскими Соборами».
Догмат не есть положение человеческое, ясно формулированное, а истина Божественная о Боге – истина, которую люди сами по себе никак не могли бы постигнуть, если бы она не открыта была Самим Богом. Истину можно исследовать, истину можно познавать, истину можно утверждать. А истину полагать нельзя. Да так люди добрые и не говорят.
3. Брат ваш утверждает: «От догматов до духа христианского, как до звезды небесной, далеко».
Неправда. Когда воплотившийся Сын Божий ученикам Своим апостолам открыл догмат о Святой Троице, сказав: шедшее научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа,– то тут же с сим догматом соединил нераздельно и учение о духе христианском, говоря: и учащее их блюсти вся, елика заповедах вам (см. Мф. 28, 19-20). Всем здраво рассуждающим известно, что дух христианский и вместе дух Христов заключается в соблюдении заповедей Христовых. А брат ваш измыслили какой-то иной дух христианский. Да как же это может быть дух христианский без Христа и без соблюдения учения Христова? Это какой-то дух самоизмышленный и, так сказать, самодельный и никак не достоин называться христианским именем, потому что думает любить всех безразлично, как христиан, так равно и турок и язычников. Христос же Господь в учении Своём положил в этом различие, говоря во Евангелии: аще кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь (см. Мф. 18, 17). Да и Сам Всеблагий Господь праведных любит, а гершных только милует. И истинные христиане, подражая Господу, так же поступают: оказывая милость и снисхождение всем безразлично, являют полную любовь только правоверующим.
4. Брат ваш говорит: «ересь есть уклонение от мнения большинства».
Неправда. Ересь есть уклонение от истины Божественной, а не от мнения большинства. Не большинству Господь поручил истину, сказав: Не бойся, малое стадо, яко благоволи Отец ваш дати вам Царствие (Лк. 12, 32). Римская Церковь численностью в несколько крат превосходит Церковь Православную; но, уклонившись от истины, она уклонилась в ересь («ересь» происходит от греческого слова «выбираю»). Истинная Церковь принимает всё Писание – как ветхое, так и новое, во всём его объёме и полноте. Например: в одном месте святого Евангелия Господь говорит: Егда же придет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Ин. 15,26). А в другом месте Евангелия сказано, что Господь, даруя святым апостолам власть отпущать грехи, дунул и глагола им: примите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся (Ин. 20, 22-23). Православная Церковь, принимая оба эти места, исповедует, что Дух Святый исходит от Отца и преподаётся верным чрез Сына. Римская жк Церковь, оставив втуне первое место Евангелия и слова Самого Господа и основавшись только на втором месте, утверждает, что Дух Святый исходит и от Сына, и чрез это в догмате о Святой Троице вводит два начала. Каковая несообразность обличается и чрез подобие солнца. От солнца рождвется свет и исходят лучи. Никто не утверждает, что лучи исходят и от света солнечного, а только без света солнечного лучи не сияют. Так же и Арий произвёл злую ересь из двух мест евангельских, оставив втуне главное. У евангелиста Иоанна Господь, говоря о Своём равенстве с Отцом по Божеству, сказал: Аз и Отец едино есма (Ин. 10, 30). В другом же месте, говоря, что Он, по человечеству, менее Отца, сказал: Отец Мой болий Мене есть (Ин. 14, 28). Арий, избрав для утверждения своего мнения второе место и отвергнув первое, произвёл зловредную ересь. Так и все еретики поступали, утверждая своё ложное вероучение местами из Священного Писания по выбору: истинное же вероучение утверждается полнотою всего Священного Писания.
5. Брат ваш приписывает ненависть и вражду истинным пастырям Церкви, собиравшимся на Вселенских Соборах.
Это несправедливо. Коли была при этом ненависть и вражда, то только от противной стороны еретичествующих. Истинные же пастыри собирались на Соборы из любви к ближнему и для умиротворения истинных христиан, волнуемых смутами и ложным учением еретичествующих; во-вторых, для исследования и утверждения истины, по заповеди Самого Господа: Испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный: и та суть свидетельствующая о Мне (Ин. 5, 39). В-третьих, пастыри Церкви собирались по временам на Соборы для защищения истины и по обязанности своей, так как Господь наёмниками называет тех пастырей, которые, видя еретиков, как волков, терзающих стадо Христово, не отгоняют их, а уклоняются от крепкого защищения своего стада.
6. Брат ваш говорит: «Я считаю совершенно возможным человека, признающего все решительно догматы веры и вместе с тем очень далёкого от духа христианства».
Правда, что иногда, к сожалению, так бывает. Только такие люди, если захотят исправить свою жизнь, удобно обретают путь спасения. Кто же имеет неправильные, сбивчивые и ложные понятия о вере и истине христианской, тому неудобно обрести спасение, когда бы и захотел. Кольми паче невозможно ему иметь духа христианского и духа Христова.
Из всех слов вашего брата видно, что он попал в секту индифферентистов, которые учат: веруй как хочешь, а только имей любовь к ближнему. Индифферентисты думают утверждать своё мнение на учении Иоанна Богослова. Но в его посланиях сказано, что кроме Духа Христова есть дух лестчий и дух антихристов. Потому святой Иоанн и предостерегает, чтобы не веровать всякому духу, но испытывать духи, аще от Бога суть (см. 1 Ин. 4, 1).
7. Вы пишете, что брат ваш кончил курс в Петербургском университете. Если бы кто стал уверять брата вашего, что не нужно учиться ни в гимназии, ни в университете, а только имей любовь к ближнему и получишь хорошую должность в окружном суде или даже в судебной палате, поверил ли бы брат ваш этому? Подобно должно рассуждать и о том, что невозможно иметь духа Христова тому, кто не имеет правильного и истинного ведения догматов веры христианской.
По недосугу и слабому здоровью более писать не имею возможности. А вкратце скажу: если брат ваш искренний и добросовестный человек, как вы пишете, то пусть с верою помолится Господу нашему Иисусу Христу, чтобы вразумил его в истине, и после пусть прочтёт также с верою «Православное исповедание» Петра Могилы. (Книга эта есть в Задонской книжной лавке, а если не найдётся, то я вам могу выслать.)
Как Всеблагий господь устроит о брате вашем. Так пусть да и будет. Хощет бо Господь всем спастися и в разум истины приити.
Настоящий Светлый Праздник Воскресения Христова желаю вам встретить в радости и утешении духовном.
31 марта 1875 года
В Евангелии сказано: кая польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою (Мк. 8,36). Вот как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира, со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство бессмертной души своей. На тело, это жилище червей, этот повапленный гроб, обращаются все наши мысли от утра до вечера, а на бессмертную душу, на драгоценнейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия едва обращается одна мысль во всю неделю. Служению телу посвящаются самые цветущие годы нашей жизни, а вечному спасению души только последние минуты дряхлой старости. Тело ежедневно упивается, как на пиру богача, полными чашами и роскошными блюдами; а душа едва собирает крохи Божественного слова на Праге дома Божия. Ничтожное тело омывают, одевают, чистят, украшают всеми сокровищами природы и искусства; а дорогая душа, невеста Иисуса Христа, наследница неба, бродит шагом изнурённым, облечённая в одежду убогого странника, не имея милостыни.
Тело не терпит ни одного пятна на лице, никакой нечистоты на руках, никакой заплаты на одежде; а душа, от главы до ног покрытая сквернами, только и дела что переходит из одной греховной тины в другую и своею ежегодною, но часто лицемерною исповедью только умножает заплаты на одежде своей, а не обновляет её.
Для благосостояния тела требуются разного рода забавы и удовольствия; оно истощает нередко целые семейства, для него люди готовы иногда на труды всякого рода; а бедная душа едва имеет один час в воскресные дни для слушания Божественной литургии, едва несколько минут для утренней и вечерней молитвы, насилу собирает одну горсть медных монет для подаяния милостыни и довольна бывает, когда выразит холодным вздохом памятование о смерти.
Для здравия и сохранения тела переменяют воздух и жилище, призывают искуснейших и опытнейших врачей, воздерживаются от пищи и пития, принимают самые горькие лекарства, позволяют себя жечь и резать; а для здравия души, для избежания соблазнов, для удаления от греховной заразы не делают ни одного шага, но остаются в том же самом воздухе, в том же самом недобром обществе, в том же самом порочном доме и не ищут никакого врача душ или избирают врача незнакомого и неопытного и скрывают пред ним то, что уже известно и небу и аду и чем они сами хвастают в обществах.
Когда умирает тело, тогда слышится скорбь и отчаяние; когда умирает душа от смертного греха, тогда часто и не думают об этом.
Так мы не знаем достоинства души своей и, подобно Адаму и Еве, отдаём свою душу за красный по виду плод.
Почему же мы, по крайней мере, не плачем, подобно Адаму и Еве? Плач потерявших душу должен быть горестнее плача Иеремии, который, оплакивая бедствия отечества, взывал: Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез (Иер. 9, 1).
У нас же большею частию забота о стяжании благ, только, к сожалению, часто земных и временных, а не небесных.
Забываем мы, что земные блага скоропреходящи и неудержимы, тогда как блага небесные вечны, бесконечны и неотъемлемы.
Всеблагий Господи! Помози нам презирать всё скоропреходящее и пещися о едином на потребу спасения душ наших.
Из общих посланий к ищущим спасения
***
Читая духовные книги без указания, вы опасаетесь, как бы вам не впасть в какие-либо неправильные мысли и неправильные мнения. Опасение ваше основательно. Поэтому, если не хотите пострадать от такого бедствия душевного, не читайте без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, но таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостью жизни; а читайте творения таких отцов, которые признаны Православною Церковью за твёрдо известные и без сомнения назидательные и душеспасительные. Чтобы не потерять твёрдое Православие, возьмите в руководство себе и детям своим книгу «Православное исповедание» Петра Могилы. Рассмотрите её со вниманием и со тщанием и написанное там содержите в памяти твёрдо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время. Второю книгой в этом роде да будет Летопись, или 4-я часть творений святителя Димитрия Ростовского. За нею и прочие части его творений читайте не только для руководства относительно правых мнений и разумений, но и для руководства в самой жизни, чтобы знать и уметь, как и когда должно поступать чисто по-христиански, согласно православным постановлениям. Для этой же цели читайте книгу аввы Дорофея, которую по справедливости называют зеркалом души. Зеркало это покажет каждому не только его действия, но и движения сердечные. В посты и особенно во дни говения прилично и полезно читать творения Ефрема Сирина в русском переводе, выбирая главы о покаянии. Остальное в его творениях можно читать во всякое время; не мешает также повторять главы о покаянии.
Вас тяготит забота, как дать детям вашим христианское воспитание, и выражаете эту заботу так: «Всякий день на опыте вижу, что не имею достаточно твёрдости к исполнению долга по совести, и чувствую себя весьма неспособною сложить душу человека по образу и подобию Божественного учения». Последняя мысль выражена очень сильно и относится более к содействию и к помощи Божией; а для вас довольно будет и того, если вы позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить им православное понятие и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви. Что вы благое посеете в душах детей своих в их юности, то может потом прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания. Веками утверждённый опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во всё продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно пред приятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом и пред входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностью, начиная от чела до персей и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный. Если вам самим неудобно будет почему-либо хорошо заняться, чтобы не забывали о крестном знамении, не мешает, кроме других воспитательниц, если возможно, иметь для сего хорошую русскую няню: другие няни пусть занимаются по другим частям, а православная няня – по православной части, и особенно крестным знамением; с неё этот предмет и спрашивать. Как можно и насколько можно приспособить это к настоящему делу по обстоятельствам, постарайтесь; совершенно же сего из виду упускать не должно. Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей.
Чтобы более утвердиться в православных понятиях, советовал бы я вам прочитать со вниманием и со тщанием все творения нового угодника Божия святителя Тихона Задонского. Слог их хотя и тяжёл, но при чтении старайтесь обращать внимание ваше более на мысли и на предлагаемые христианские правила. Чтение двух русских светил, святителя Димитрия Ростовского и святителя Тихона Задонского, многое вам разъяснит и много вас утвердит. К этому прибавьте и слова апостола Павла: В научения странна и различна не прилагайтеся: добро бо благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходивши в них (Евр. 13, 9). И в другом месте: аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1, 8). Крепко держитесь за это свидетельство и не соглашайтесь принимать никаких новых учений, как бы благовидны они ни были, подражая хорошо знающему все признаки и приметы чистого серебра, который скоро примечает примесь всякой лигатуры и нечистое серебро отвергает. Подобно и вы отвергайте всякое учение, где заметите хоть мало лигатуры различных человеческих мнений, которые взимаются за разум Божий (см. 2 Кор. 10, 5). Утвердившись в православном учении, сперва читайте все духовные журналы, с означенным разбором, и изберите потом, который более придётся по духу вашему.
Пишете: «желала бы я, чтобы мы избегли с мужем того пагубного разногласия, которое почти во всех супружествах вижу я». Да, вещь эта действительно премудрёная! Но спорить об этом при детях, вы и сами заметили, что не полезно. Поэтому в случае разногласия лучше или уклоняйтесь и уходите, или показывайте, как будто не вслушались; но никак не спорьте о своих разных взглядах при детях. Совет об этом и рассуждение должны быть наедине, и как можно похладнокровнее, – чтобы было действительнее. Впрочем, если вы успеете насадить в сердцах детей ваших страх Божий, тогда на них разные человеческие причуды не могут так зловредно действовать.
В заключение вашего письма пишете, что вас заботит время трудного рождения: и заботит, и страшит так, что эта преобладающая мысль мешает вам пользоваться всяким благом жизни, и поэтому желаете иметь какую-либо молитву себе в подкрепление. Есть православное предание, что в этих случаях прибегают к Божией Матери, по названию иконы, Феодоровской. Вымените или напишите себе эту икону, празднование которой бывает дважды в год: 14 марта и 16 августа. Если пожелаете, то можете накануне этих дней вечером совершать домашнее бдение, а в самый день – молебствие с акафистом Божией Матери. По усердию можете совершать это и в другое время, как пожелается. Можете ежедневно и сами молиться Царице Небесной, читая Ей не менее 12 раз в день «Богородице Дево, радуйся», хоть с поясными поклонами. Столько же раз читать и кондак Ей: «Не имамы иныя поимощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби: да не постыдимся».
Вот, что мог, по моей немощи и по моему скудоумию, написал вам усердно. Всеблагий же Господь и Преблагословенная Его Матерь да устроят о вас и о вашем семействе всё полезное и душеспасительное! Призываю на вас мир и благословение Божие.
***
Мнение моё в отношении занятий чтением такое, чтобы прежде всего занимать юный ум Священною историею и чтением житий святых по выбору, незаметно насевая в нём семена страха Божия и христианской жизни; и особенно нужно с помощию Божиею суметь ему внушить, как важно хранение заповедей Божиих и какие бедственные последствия бывают от нарушения оных. Всё это выходит из примера прародителей наших, вкусивших от запрещённого древа и за то изгнанных из рая.
Басни Крылова можно оставить до времени, а пока занимать ребёнка изучением наизусть некоторых молитв, Символа веры и избранных псалмов, например: «Живый в помощи Вышняго», «Господь просвещение мое» и подобных. Главное, чтобы ребёнок был занят по силам и направлен к страху Божию. От этог всё доброе и хорошее, как и, напротив, праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиною всех зол и несчастий. Без внушения страха Божия чем детей ни занимай – не принесёт желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно.
Особенные тонкости и предосторожности по сему предмету не совсем уместны. Нужно вести дело проще, с надеждою на помощь Божию, которой и всегда просить должно за молитвы блаженного нашего отца (Макария).
***
Пишете, что вы, видя себя хуже других, склоняетесь на зависть.
Обратите это чувство к другой стороне и получите пользу. Видеть себя хуже всех служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных. Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твёрдое на Бога. Если бы вам это обеспечение, то Бог послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно. Притом должно знать, что иногда люди по собственной неосторожности, сделанной когда-либо прежде, подвергаются впоследствии затруднительным обстоятельствам. В таком случае против смущения надобно вооружаться самоукорением, и с помощью Божией человек будет успокаиваться. Добром сделанным оправдывать себя нельзя в таком смущении; по закону духовному, «сделавши что-либо доброе кому, жди о себе скорбного искушения». Не вотще апостол говорит: Аще живем духом, духом и да ходим: не бываим тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще (Галл. 5, 25-26). Заметьте эти два признака, несвойственные благочестивой жизни.
***
Касательно препятствий и лености на молитве, также и другой борьбы душевной помните всегда слово евангельское, что нудится Царствие Небесное и нуждницы восхищают оное (см. Мф. 11, 12). Не удивляйтесь нимало тому, что ощущаете в себе движения и чувства, противные евангельской любви и простоте. Бесстрастие не все имеют. А если кому и даётся оное, то по многой борьбе и по великом подвиге, более же за смирение. А нам немощным нужно в своё ободрение и утешение помнить и держаться псаломского слова: прозябоша яко трава, и проникоша вси делающие беззаконие, яко да потребятся в век века (см. Пс. 91, 8). То есть когда будем ощущать в себе противные чувства и движения или помыслы, должны истреблять их самоукорением и призыванием помощи Божией.
***
Ради самоукорения не должно приискивать случаев, в которых невиновны, тем более когда это не успокоивает нас, а лишь в большее приводит смущение. Причина явная и готовая к самоукорению – грехи наши и гордость, если тотчас не открываются другие причины. Притом надобно помышлять, что в каждом деле и поступке недостаточно одной благонамеренности, а потребны благоразумное искусство и основательное обсуждение дела. Вот тут-то много поводов и найдётся к самоукорению и смирению, а не к смущению, которым обнаруживается тайная гордость. Смирение всегда сознаёт себя скудным искусства и уменья поступать как должно; впрочем, всегда успокаивает себя сознанием своей худости и благонамеренностью, которой прежде всего ищет Бог от человека. Смирение заботится о возможном совершении и достижении своих целей собственно в делах внешних и чуждо неуместной настойчивости. Сам я хоть и непричастен к сему, но вопрошающим обязан высказать истину.
Объяснять, кому следует, свой душевное устроение весьма полезно и доставляет внутреннее облегчение, но нужно войти во вкус сего собственным опытом, при доверии и оставлении собственных разумений.
Не должно думать, чтобы мы могли сделать кого-либо несчастным или благополучным. Это принадлежит только Богу и собственной воле человека, если благоразумен пребывает пред Сотворшим его.
***
Вы спрашиваете, чем себя умерять в своих действиях?
Смирением, самоукорением, покаянием и страхом Божиим, памятуя всегда слово псаломское, чтобы уклоняться прежде от зла, а потом уже стараться творить благо (см. Пс. 33, 15).
В подобных случаях, например, какие были между вами за детей, если не удержите себя в границах умеренности, можно после опять помягче объясниться, что польза детей заставила вас крупно поговорить. Такое объяснение потребно, по рассмотрении, вообще с людьми, не понимающими христианского смирения и обычая примиряться испрашиванием прощения; а иногда и это не нужно, но нужно самоукорение.
***
Если бы Господь, по милосердию Своему, не даровал нам таинства покаяния, врачующего многие немощи наши, то куда быдеваться нам неисправным, присно готовым нарушать обеты святого крещения? Главная сила покаяния состоит в смирении, которое, как и всякая добродетель, имеет свои степени. Блажен, кто обретается хоть на какой-нибудь из степеней треблаженного смирения, которое во всяком неприятном и скорбном случае более себя винит, что оно не умело поступить как бы следовало, а потому и пребывает всегда более спокойно. Мнимая же правость наполняет душу смущением, весьма вредным на пути благочестия.
Мы имели указание от покойного отца нашего (Макария) на слова Петра Дамаскина, что спасение человека совершается между страхом и надеждою, чтобы не отчаиваться и бесполезно не надеяться (Добротолюбие. Ч. 3. О семи деланиях). Обе эти крайности душевредны и опасны. Господь чрез притчу о мытаре и фарисее ясно показал, как повинные и слабые грешники могут получать чрез смиренное покаяние не только спасение, но и оправдание; и как человек, по видимому безгрешный и с различными видимыми добродетелями, может быть отвержен Богом за горделивый образ мыслей. Если апостол Иаков и говорит о делах, что вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26); но говорит о сем не просто, а указывает на жестокосердие и немилосердие того, кто имеет возможность благотворить бижнему и не благотворит ему в нужде, говоря так: «Аще брат или сестра наги будут и лишены дневныя пищи, но речет им могущий благотворить: идите с миром, то кая польза?» (см. Иак. 2, 15-16). А святой апостол Павел ещё яснее говорит, что не должно много надеяться на видимое благотворение, а более заботиться о стяжании милосердия в сердце и любви к ближнему, говоря так: аще раздам вся имения и предам тело мое во еже сожещи е, любве же не имам, ни кая ми есть польза (см. 1 Кор. 13, 3). И Варсонофий Великий говорит, что если кто-либо, имея на собственную потребу, скажет просящему: не имею, несть солга; потому что не имеет действительно к раздаянию. Также и в Ветхозаветном Писании сказано: благотвори требующему, елико рука твоя может (см. Притч. 3, 27).
Вообще, под христианскими делами разумеется исполнение животворных заповедей Божиих, которыми исправляется сердце человека, а не просто нагие видимые дела. При оскудении же делания заповедей приемлется смирение, растворённое покаянием; и наоборот, как показано у Исаака Сирина (Слово 34).
***
Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. По нездоровью и в 69-м апостольском правиле разрешается елей в среду и пяток, и даже некоторым на Страстной седмице с покаянием и самоукорением, памятуя мудрое изречение святых отцов, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы. Святой Исаак Сирин пишет об одном старце, который вкушал пищу через два дня. Если же приходилось ему побеседовать с приходящими час или два, тогда он уже не мог вкушать пищу обычно, а принуждаем был сокращать срок времени и вкушал боле обычной порции. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окружённая детьми; и к тому же и нездоровье привязывается к вам. Всё это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением.
Ежели в душевных недостатках приемлется покаяние, смирением растворённое, то в телесных немощах покаяние и самоукорение ещё более имеют место. Святой Лествичник приводит слова: «не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь». Начните, помолившись Богу, вкушать пищу в пост с елеем. Если же нужда потребует, по нездоровью вашему, и большего, то в виде лекарства можете употреблять и большее. Представьте со смирением немощь вашу Господеви, и силен Он устроить всё во благое.
Во время приготовления (к Святым Таинам) нужно несколько дней употреблять пищу без елея, но только советую вам придумывать пищу попитательнее, из сухих плодов и подобного, по желудку вашему, чтобы вы были способны к службам (если это возможно) и присматривать за детьми и в доме.
***
Безмолвие – в числе семи деланий у Петра Дамаскина в Добротолюбии; и сказанное в 254-м ответе Варсонофия Великого, чтобы не обращаться свободно с другими, для вас, живущих в мире и семейных, имеет одинаковый смысл и значение. Безмолвие в этом делании названо и беспопечительностью, чтобы не заботиться по человеческим расчётам о чём-либо; а во всём касательно себя и семейства возлагаться на Промысл Божий, делая только возможное по силе своей. Свободно же не обращаться с другими – в славянском переводе читается: иметь бездерзновенность, то есть не мешаться в чужие дела, избегать знакомств и связей без надобности, также неуместных толков и пересудов, говорить кратко и по нужде, и только на вопрос. Но скажу, что делание сие неудобоисполнимо не только для вас, но и для нас. Потому-то блаженный старец наш (отец Макарий) и сам держался пути самоукорения и познания своей немощи, и других тому же научал, так как без смирения и исправные делатели не оправдятся.
***
Весьма кстати и вовремя N пожелал узнать свойства той любви, без которой ни раздаяние всего имения, ни предание тела на сожжение недействительны. Свойства эти изъясняет сам апостол в том же месте, говоря: Любы не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла (то есть не помнит зла), не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит (то есть всё покрывает), всему веру емлет, вся уповает (то есть всегда надеется всего лучшего), вся терпит. Любы николи же отпадает (от Бога и от людей в самых трудных обстоятельствах)(1 Кор. 13, 4-8). Блажен, кто стяжал такую любовь; а мы, немощные, хотя бы да стремимся к стяжанию свойств и качеств её самоукорением, смирением и покаянием. Необходимые сии добродетели притупляют горесть и горечь стеснительных обстоятельств, подавая облегчение и соразмерную отраду душе страждущей, и по силе смиряющейся, и кающейся с самоукорением, которое состоит в том, чтобы всегда причиною скорбей и огорчений, и стеснительных обстоятельств поставлять грехи свои и гордость. Видимой гордости в нас как будто не заметно, но обнаружение тонкого самолюбия и честолюбия нередко проявляется в негодовании, раздражительности, в ревности не по разуму, а иногда в некоем завидовании удачам других. Самолюбие и честолюбие, хотя и тонкие, много препятствуют стяжанию той любви, о которой сказано выше. Не вотще изрёк святой Давид: Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя (Пс. 24, 18). Первая степень к достижению истинной любви есть искание прощения грехов правильными средствами. А святой Лествичник ещё смиреннее говорит: аще и на всю лествицу добродетелей взыдеши, о оставлении согрешений молися.
***
Простите, что на скорбное письмо ваше, полученное мною в конце августа, доселе не отвечал вам. Я очень желал написать вам что-нибудь в утешение и несколько раз принимался за письмо к вам, но желание моё оставалось без исполнения сперва по крайнему недосугу и молве от посетителей, а потом вследствие посетившей меня болезни, которая в продолжении месяца и более не давала мне возможности заниматься обычным моим делом. Теперь, по милосердию Божию, опасность, по-видимому, миновала; но я ещё очень слаб и не знаю, буду ли и теперь в состоянии удовлетворительно ответить на письмо ваше. Однако с помощью Божиею напишу сколько могу и как умею.
Вы писали, что додав однажды нищему милостыню о здравии вашего сына, смутились, когда он стал молиться о упокоении его. Не смущайтесь этим. От ошибки и недоразумения нищего не могло и не может произойти ничего противного для вашего сына; и ничего большего и лучшего никому нельзя пожелать, как в своё время сподобиться Царствия Небесного. А что вы в скорби своей о сыне иногда думали, что лучше бы было для него умереть, нежели жить так, как он живёт, – за это укорите себя и с полною верою предайте себя самую и сына вашего воле Всеблагодатного и Премудрого Бога. Если Господь чьи дни сохраняет, то благодетельствует; если чью жизнь пресекает, то паки благодетельствует; и вообще, по слову Святой Церкви, Господь глубиною мудрости человеколюбие всё устраивает и полезное всем подаёт. И поэтому для человека нет ничего лучше и полезнее преданности воле Божией; а нам судьбы Божии непостижимы.
Вы сознаёте, что сами во многом виноваты, что не умели воспитать сына как должно. Самоукорение это полезно; но, сознавая вину свою, должно смиряться и раскаиваться, а не смущаться и отчаиваться; также не должно очень тревожиться мыслию, будто вы одне – невольною причиною теперешнего положения вашего сына. Это не совсем правда: всякий человек одарён свободною волею и сам за себя более и должен будет отвечать пред Богом.
Спрашиваете, не написать ли вам сыну вашему наудачу в Москву и как ему написать, чтоб тронуть его сердце? Напишите ему сперва вкратце, чтоб узнать, где он теперь находится; а когда это узнаете, то можете написать ему и подробнее. Можете тогда ему сказать, что он теперь, вероятно, собственным опытом испытал, к чему ведут безбожие и вольнодумство; что, стремясь к необузданной свободе, он забыл, что от греха, особенно досаждения родителям, произошло самое рабство, которого прежде не было на земле, и т. п. Помолясь Богу, пишите, как Господь положит вам на сердце. Но сперва, повторяю, нужно вам узнать, где он находится в настоящее время и в каком положении. И вообще, вам должно теперь не столько заботиться вразумлять его, но более молиться за него, чтобы Сам Господь, ими же веси судьбами, вразумил его. Вспомните, из какой глубины зла извлекла блаженного Августина молитва благочестивой его матери. А молясь за сына, молитесь и о себе, чтобы Господь простил вас, и в чём вы по неведению согрешили.
Вы описываете, как тяжела настоящая ваша одинокая жизнь. Примите это как евангельский крест; благодарите Бога, пославшего вам оный к пользе вашей душевной и к очищению от согрешений, от которых никто из живущих на земле не свободен. К утешению и назиданию вашему прочтите и в Евангелии от Матфея главы с начала 5-й до 11-й.
Пишете, что по слабости глаз не можете заниматься тонким рукоделием, и просите меня назначить вам какое-нибудь послушание. От скуки можете вязать чулки или иное что подобное. Наконец, пишете, что в прошедший Успенский пост, по совету моему, вы говели и приобщились Святых Таин и что исполнение этого христианского долга оживило и подкрепило вас. Слава Богу! И в наступивший Рождественский пост опять советую, подготовившись, приступить к сему Божественному и спасительному Таинству. По заповеди церковной, православные христиане должны приобщаться Святых Таин во все четыре поста; а однажды в год приобщаются только очень-очень озабоченные житейскими делами и недосугом великим. Вам же советовал бы я приобщаться кроме постов и в большие промежутки времени, как, например, между Успенским и Рождественским постом.
22 ноября 1869 года
Из писем к разным лицам
***
Сестра о Господе!.. Хочу сказать тебе несколько душеполезных слов.
Знаю, что ты давно желаешь и ретишься на безмолвие и уединение. Но потерпи ещё и потрудись вместе с отцом И. в окормлении и наставлении сестёр общины. Правда, что безмолвие и уединение дают большое удобство к молитве жаждущей того душе. Но, по святоотеческому слову, молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобщая. Любовью и Бог именуется, по сказанному: Бог любы есть, и пребывай в любви в Бозе пребывает и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4, 16). Больше же сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). И паки: любяй ближняго весь закон исполни (см. Рим. 13, 18). Исполнение бо закона любы есть. И паки: не своих си да ищем, но елика суть и ближнего (см. Кор. 10, 24). Поэтому потрудись ещё с сёстрами, живя в общине; а там после, когда воля Божия будет, поживёшь и в безмолвии и уединении.
1876 год
***
…Получил я известие, что ты отправляешься в N, должно быть, для устроения безмолвной себе кельи, а может быть, и по другим причинам. На безмолвии и в молве находясь, не забывай меня грешного и молись о мне присно во многомятежии сущем и особенно при слабости телесной – ты сама знаешь, как это неудобно, по собственному опыту. Но что делать? Есть мудрое старинное слово опытных людей: не живи как хочешь, а живи как Бог приведёт. Господь лучше нашего знает, что нам полезнее, и что мы можем вместить, и чего не можем вместить. Особенно я думаю о себе, что к безмолвию я не способен. Не много таких блаженных людей, которые, находясь всегда в странствии и не имея где главы подклонить, по евангельскому слову, соблюдают глубокое безмолвие, и не возмущаются никакими теснотами и нуждами, ни узами, ни темницею, и жаждут скорбей и страданий, и жалуются, будто нечего им потерпеть. Аз же грешный, и в отраде великой находясь, расслабляюся и не имею терпения. Помолись обо мне, да воздвигнет мя Господь ими же веси судьбами к покаянию истинному и должному приготовлению к будущей жизни. Век сей проходит, глагол же Господень пребывает вовеки.
Слышу, что ты оскорбилась до болезни, и болезни великой, по той причине, что одну сестру нужно было выслать из вашей общины. Хотя и прискорбно это, очень прискорбно, но ведь насильно никого не приведёшь ко спасению. Земной царь велик, и почти всё ему покоряется. Но есть пословица: своя воля царя боле. Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет. По силе своей позаботимся о других, а всё остальное предоставим Господу Богу. Некоторые толкователи Священного Писания объясняют, что Господь в Гефсиманском саду в последнюю ночь много плакал особенно потому, что знал, что не многие воспользуются Его крестными страданиями, а большая часть по неразумию и по злой и упорной своей воле уклонится в противную сторону.
1877 год
***
Возмогай о Господе в державе крепости Его! Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждою веселия одея нас; и глаголет к нам чрез апостола: всегда радуйтеся, о все благодарите (1 Фес. 5, 16): сия бо есть воля Божия. Слова апостольские ясно показывают, что полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах; радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. И когда так будем поступать, тогда и на нас будет исполняться псаломское слово святого Давида: помянух Бога и возвеселихся (Пс. 76, 4).
На днях я получил письмо от одной простой горожанки, которая о себе пишет так: «Я девушка, и девушка хороших правил, только у меня есть один грех: ропщу!» Я знаю, что в вашей общине живут девушки хороших правил, нет ли и у них этого греха? И если есть, то хоть бы сознавались в оном, как эта простая девица.
1879 год
***
Слышу, что ты была больна и болезнь так скоро с тобою случилась, что ты решилась тотчас же исповедаться и причаститься Святых Таин и особороваться святым елеем. И от такой скорой и скоротечной болезни, можно сказать однодневной, оказалось тебе после великое изменение в лице и относительно слабости телесной. Да помилует тебя Всеблагий Господь и всех живущих с тобою и да поможет тебе вперёд не принимать так горячо к сердцу встречающиеся скорби и неприятности, которые едва тебя не приближают к смерти, тогда как ты нужна ещё для духовной пользы сестёр N общины, или обители. Не буду тебя убеждать к благодушию и великодушию словами Писания, которые я многократно тебе повторял, а только приведу теперь пословицу или поговорку одного весёлого и благодушного человека, который имел обычай в подобных случаях повторять: «Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает». И этот человек, как помню, при многих переменах и переворотах его жизни оставался всегда благодушен и весел, и он был мирской, а мы – монахи, обрекшие себя на всякую скорбь. Знаю, что тебя оскорбляют не скорби, а те случаи, о которых и святой апостол Павел пишет так: Кто соблазняется, и аз не разжизаюся (2 Кор. 11, 29). Но возверзем печаль свою на Господа, и Он силен утвердить и успокоить нас, и устроить полезное и спасительное о всех сущих с нами. Если бы и случились такие обстоятельства, о которых пишет апостол: Аще ли неверный отлучается, да разлучится (1 Кор. 7, 15), – предадим всё и всех таковых воле Божией и собственной их воле. Покойный Оптинский отец архимандрит Молисей, муж мудрый и духовно опытный, в подобных случаях говаривал: «Наше дело – предоставить человеку средства ко спасению, а спасается он или не спасается, – сам смотри».
***
Мир тебе и Божие благословение , и всякое утверждение в правоте и истине.
Не вотще сказано в Писании:мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118, 165). И паки: Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром (Пс. 28, 11). И паки: Господь не лишит благих ходящих незлобием (Пс. 83, 11). И паки, по воскресении Своём Господь изрёк пречистыми Своими устами ученикам Своим: мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). Но, с другой стороны, паки в том же Священном Писании сказано: многими скорбями подобает нам внити в ЦарствоНебесное (см. Деян. 14, 21). И паки: в терпении вашем стяжите души ваши (Лк. 21, 19).
Чтобы согласовать слова сии, святые богомудрые и богодухновенные отцы глаголют: и самые бесстрастные не могут не скорбеть, если не за себя, то за других.
Мир душевный имей, а терпеть – терпи и за себя, и за других. Терпите, по слову святого Григория Синаита, и в буре тишина.
Вчера начал я письмо это, а сегодня, 15 апреля, в праздник жен-мироносиц и благообразного Иосифа, сподобившись причаститься Святых и Животворящих Таин Христовых, продолжаю писать начатое письмо. Недаром я сделал такое начало письма, но, зная, что у тебя теперь много хлопот и забот, пожелал словом Божиим и словом святоотеческим подкрепить твоё благодушие и благомужество. Здесь, на земле, труды и подвиги, а там, в будущей жизни, – воздаяние, где кийждо примет свою мзду по своему труду, подъятому и ради спасения своей души, и ради душевной пользы ближних. Блажен, кто там с дерзновением может рещи: се аз и дети, яже дал ми есть Бог (см. Евр. 2, 13). Помолись о мне грешном, да не сбудется на мне апостольское слово: научаяй иного, себе ли не учиши (см. Рим. 2, 21). И паки: Сам Господь в Евангелии глаголет: иже разорить едину заповедей сих малых, мний наречется в Царствии Небесном (см. Мф. 5, 19). Горе мне грешному! Другим сказую и проповедую о вещах высоких и великих, а сам и перстом не касаюсь того, о чём говорю и пишу.
Ты стремишься к безмолвию, а мне окаянному и молва стала не под силу, в великую тяжесть, да и к безмолвию едва ли я способен буду, а наконец, и от молвы как избавиться? Дело мудрёное и не совсем удобное. Подумаешь, подумаешь да и скажешь со вздохом: да будет по воле Господней о мне грешном. Желал бы поисправней жить, да расслабление душевное и телесное мешает. Прошу и тебя помолиться обо мне, и батюшке о. Илларионе, и прочих, знающих худость мою.
Мир всем вам! Хорошо бы и нам!
Из писем к настоятельницам общины N
Из книги: Преподобный Амвросий Оптинский. "Умудряйся и смиряйся" . Изд. Сретенского монастыря, М. 2008.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии