Из книги "О трёх самых важных вещах". Часть 2. Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Свт. Николай Сербский

Сербская Церковь со времён Второй мировой войны и до нынешних дней жила и живёт духовно отдел и трудов святого Владыки Николая. Он был великий сеятель на ниве Божией и сеял неутомимо, а мы, благодаря Бога, пожинаем плоды его посевов. Но святитель Николай и дальше продолжает сеять: своими книгами ,своими святыми мощами, своими горячими молитвами перед престолом Всевышнего. Поэтому он был, есть и будет величайшим духовником сербского народа после святого Саввы.

Артемий, Епископ Рашко-Призренский
 
ОДНОМУ ОТЦУ, КОТОРЫЙ ПОВСЮДУ ИСКАЛ ЛЕКАРСТВО ДЛЯ СЫНА
 
Повсюду ты искал лекарство для сына, но напрасно. Где бы ни услышал ты о знахаре, спешил к нему. Ходил и к целителям разным, и к муллам, но ничто не помогало. Тогда ты позвал, наконец, священника. Однако и молитва священника не помогла. Сын поболел-поболел да и умер. Теперь жизнь твоя не имеет ни цели, ни смысла. Ты помышляешь о самоубийстве. Приготовил ты отраву, положил под подушку и каждую ночь решаешь, выпить яд или не пить. Вот ты и спрашиваешь, почему тебя Господь Бог так мучает?
 
И я хочу тебя спросить: «Почему ты так мучаешь Господа? Почему ты мучаешь замученного за тебя на Кресте Иисуса Христа?» Он претерпел тяжкие муки, чтобы спасти людей от ложных богов, от ложных спасителей и от всех мрачных сил, что действуют через ложных спасителей. Однако ты обошёл Его, единственно Истинного, и пошёл сначала искать помощи у Его врагов – знахарей и целителей. Апостол Иаков советовал: Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне (Иак. 5, 14-15). Правда, ты позвал священника, чтобы прочитать молитву над болящим, но когда? Когда обошёл всех знахарей и целителей! Сначала ты прогневил Того, Который один даёт жизнь и здоровье, и только потом стал Его умолять. И то, кто знает, с каким сердцем и с какой верой! Полагаю, что не от всего сердца и с малой верой. Господь Бог наш спешит на помощь тем, которые всем сердцем и с полной верой припадают к Нему. Тот, кто молится и Богу, и сатане, остаётся без помощи, ибо Бог ему не хочет помочь, а сатана не сможет помочь. Святой пророк Илия говорил о таких людях, как о народе с разделённым сердцем: долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал (то есть идол сатаны), то ему последуйте (3 Цар. 18, 21). А когда разболелся царь Охозия, он не стал искать помощи у Бога живого, но послал слуг в Аккарон к Веельзевулу за излечением. Святой Илия, услышав об этом, пришёл к царю и сказал: так говорит Господь: за то, что ты посылал послов вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское, как будто в Израиле нет Бога, чтобы вопрошать о слове Его, – с постели, на которую ты лёг, не сойдёшь с неё, но умрёшь (4 Цар. 1, 16).
 
Вот так и ты Бога измучил и прогневил – пусть Он тебя простит. Го возблагодари Бога за то, что взял Он сына твоего и сохранил тебя от самоубийства, от душегубства, оставив время для покаяния. Теперь предай себя Ему всем сердцем. Тогда любовь Его укрепит жизнь твою, осветит пути твои, а сыну дарует Царство Небесное.
 
Мир тебе от воскресшего Христа!
 
ОДНОМУ ДИАКОНУ О СУЕВЕРИИ БЕЗБОЖНИКОВ
 
Встретился, ты пишешь с человеком, который не верит в Бога, нор, между тем, полон суеверий. Он тебе признался, что никогда не верил в Бога, и с детства протягивал ладони цыганкам, чтобы ему погадали. Он и сейчас так же поступает и с жаром доказывает, что гадалки знают больше, чем все академии наук. Кроме того, он боится «злого глаза» и поэтому всегда идёт по улицам, смотря в землю. Вторник он считает роковым днём и в тот день ничего не делает и не выходит из дома. От числа «13» бежит, как от огня. Однажды кто-то из сослуживцев пошалил и написал «13» на его столе. Так тот вскочил и опрокинул стол на незадачливого шалуна, хотя на вид он почтенный человек, богатый и образованный.
 
Так что тебя удивляет, брат-диакон? То ли, что безбожие и суеверие идут рядом? Однако эта неестественность совершенно естественна. И то, и другое – ложь, оба проистекают от того, кого самые истинные уста назвали отцом лжи. Истина всегда истинна, всегда постоянна, всегда неизменна, а ложь – как хамелеон, меняющий свой цвет. Дружба между безбожием и суеверием – это не парадокс, как тебе кажется, но нечто совершенно согласующееся, подходящее друг к другу, как рама к картине. Всякое безбожие накрепко вставлено в раму суеверия. Одна ложь постоянно гостит у другой.
 
Когда царь Саул отказался от послушания Богу и Самуилу, пророку Божиему, он отправился к гадалке в Аендор, чтобы узнать правду и выслушать совет. Филипп, король французский, бахвалился двумя вещами: атеизмом и умением гадать на кофейной гуще. Разве не читал ты в Священном Писании, как Пилат и Ирод, две лжи, помирились перед судом и послали Истину на смерть? И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом (Лк. 23, 12). И сегодня две лжи зачастую мирятся меж собой, когда им предстоит борьба против истины. Вспомни о суеверии безбожных евреев, когда они хотели во что бы то ни стало убить Христа! От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы (можно было) есть пасху (Ин. 18, 28). Ибо был праздник. Убить невинного человека их не оскверняло, а войти в праздник в зал суда осквернило бы! Точно то же самое произошло в России после того, как к власти пришли безбожники. Тех, что отвергли веру, сразу же затопило суеверие, вышедшее из берегов. Они, несчастные, и не догадываются, что, отвергнув истинного Бога, предали себя во власть архипротивника Божиего, того тайного актёра, который назван кровным врагом человечества от начала… ложью и отцом лжи. Об этом не догадывается и твой знакомый, который отпал от Бога и заменил Его цыганской гадалкой.
 
Христос воскресе!
 
ПОЖИЛОМУ РАБОЧЕМУ-ПЕЧАТНИКУ О ЦЕЛОВАНИИ РУКИ СВЯЩЕННИКУ
 
Преставился Ваш старый священник, а на его место прислан был совсем молодой богослов. Священнику-старику Вы с радостью целовали руку, но Вам как-то неприятно целовать руку священнику, который гораздо моложе Вас. Послушайте, я расскажу Вам притчу о князе Милоше. Как-то один молодой поп служил Литургию во дворцовой церкви Крагуевца в присутствии князя Милоша. Старый князь был необыкновенно набожен. Служба в церкви никогда не начиналась, пока он не придёт. В церкви он стоял на своём месте, как в землю вкопанный, и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вынес перед князем крест и просфору. Князь приложился к кресту и хотел было поцеловать руку священника. Однако молодой человек отдёрнул руку, как бы стыдясь, что ему Государь державы почтенного возраста станет целовать руку. Князь Милош взглянул на него и велел: «Дай руку! Я целую не твою руку, но почитаю твой сан, который старше и тебя, и меня».
 
Этим, думаю, всё сказано и объяснено. Старый князь сказал тогда в церкви богодухновенные слова. Подумайте сами: если Вашему священнику 25 лет, то его сану почти 2000 лет. Когда Вы целуете ему руку, Вы почитаете сан, который от Апостолов Христовых перешёл ко многим служителям алтаря Божиего. А прикладываясь к сану священника, Вы подходите под благословение всех великих святых и достойных духовников, которые носили этот сан от Апостолов до наших дней. Этим самым Вы целуете руку святого Николая Угодника, святого Саввы, святого Василия и многих-многих других, которые на земле были украшением земли, а теперь на небесах – украшение небес, которых называли «земными ангелами и небесными людьми». Поэтому целование руки священника – это не обычный поцелуй, но, по словам Апостола Павла, святое целование.
 
Так целуйте, не стесняясь, руку, которая благословляет, и сан, который благословлен Духом Святым. Целовать руку человека моложе себя (по возрасту), как и слушать слова человека моложе себя, полезно ещё и потому, что защищает нас от гордости и учит смирению.
 
Мир Вам и радость от Господа!
 
ОДНОМУ НАЧАЛЬНИКУ О ВЕРЕ В ПРИРОДУ
 
Вы хотели бы иметь некую «новую веру», и поэтому предлагаете веру в природу и её законы. Если бы не были так скудны Ваши познания в историческом прошлом всех европейских крещёных народов, Вам было бы ясно, насколько Ваши поиски стары и необоснованны. То, что предлагаете Вы, совсем не «новое и небывалое», потому что именно в это как раз и верили наши давние предки-язычники до крещения. Та вера, которой мы сейчас придерживаемся, вера христианская, есть новая вера по сравнению с той старой языческой верой. Так значит, если Вы хотите «новую веру», так она у Вас уже есть. Но если Вы хотите веру в природу и природные стихии, то это значит, что Вы хотите не «новую веру», но старую-престарую. Послушайте, что Апостол Павел прекрасно сказал в Послании к Галатам: так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира, и далее он с укором добавляет: ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите ещё снова поработить себя им? Неужели Вы не видите, куда идёте? Наши тёмные предки тысячи лет пребывали во мраке язычества, рабски поклоняясь материальным стихиям природы. Они едва сумели вырваться из пасти материи и вознестись до высоты духовного Божества и до высоты Сына Бога живого и единого. А теперь Вы хотите вернуться назад и погрузиться во мрак и в то же рабство! Что такое природа, как не инструмент Божий?! Да она лишь слабая былинка перед Всемогущим Господом. И Вы хотите жизнь свою отделить от Всемогущего Бога и связать её с немощной былинкой? Что главнее: горшок или горшечник? Вы цените горшок выше гончара. Это происходит из-за слабого зрения и от страха. Вы боитесь ветров вселенских, что гонят прах, и от страха хотите поклоняться этому праху наподобие своих древних предков-идолопоклонников. Разве не видите, что даже дух человеческий оказывается сильнее природы, а что же говорить о Духе Божием? Зачем же Вы тогда пытаетесь дух человеческий бросить под ноги материи? Разве хозяин будет рабом слуги?
 
Отрекитесь от недостойных и ничтожных мыслей славян-язычников. С такими мыслями они были и остались дикими народами на протяжении тысячелетий. Как бабочка не превращается опять в куколку, из которой вышла, так и нам нет пути назад, в истлевшие раковины старой языческой веры.
Да просветит Вас Христос светом Своим!
 
ГОСПОЖЕ N, СПРАШИВАЮЩЕЙ: ПОЧЕМУ ДЕТИ СТРАДАЮТ ЗА ГРЕХИ РОДИТЕЛЕЙ?
 
Вы написали мне о злой судьбе своей племянницы. Говорите, что её страдания необъяснимы. Её муж, чиновник, заразившийся дурной болезнью, умер в сумасшедшем доме. Она заразилась от мужа, и теперь и она в лечебнице. Вы знаете её как добрую и порядочную женщину и удивляетесь, как Всезнающий Господь мог вообще допустить такой брак, где невинность и добродетель испытывают такие жестокие муки? Если Ваша родственница действительно добродетельна, честна и невинна, тогда её страдания, по-видимому, вызваны не её личным грехом. Тогда причину следует искать в грехах её родителей. Ибо сказано о Всевышнем, что Он наказывает вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого рода (Исх. 34, 7). Знаю, Вы на это ответите так же, как зачастую говорят и другие: почему дети страдают за грехи родителей? Позвольте и мне Вас спросить: а как бы иначе Господь Бог устрашил людей, чтобы они не грешили, если бы наказание за их грехи не переносил бы на детей? Наш народ на собственном опыте убедился, что дети страдают за грехи родителей. Поэтому так часто слышно предостережение тому, кто задумал лжесвидетельство или другое неправедное дело: «Остановись, ведь у тебя дети!» Эта библейская истина, впрочем, находит отражение и в обычном законодательстве, в том смысле, что из-за преступления родителя и дети теряют имущество. Кроме того, теряют и в смысле морали, теряют репутацию, зачастую не только сыновья, но и внуки, и правнуки. Недавно у нас был такой случай. Кто-то посватал девушку, но как только узнал, что отец невесты сидел в тюрьме, отказался жениться.
 
Однако не нужно отчаиваться из-за этого. Всё это не слепая судьба. Всемилостивый Господь может пресечь наказание на детях, если будет показано истинное покаяние и молитва к Нему, Отцу Небесному, о прощении. Мать святого Фанурия была непорядочной женщиной, однако сына наказание за грехи матери не постигло. Его не только не постигло наказание, но он стал святым. Фанурий, понимая, что мать грешна, непрестанно молился Богу о ней. Молитесь и Вы Богу за родителей племянницы. Когда Господь простит умерших грешников, тогда их грех не ляжет тяжким бременем на плечи потомков. В этом и есть смысл молитвы за умерших – чтобы Господь простил им грехи и чтобы, следовательно, наказание не пало бы на их потомков.
 
Мир Вам и милость от Господа!
 
ОДНОМУ ПАРОМЩИКУ О ГЛУПОЙ КЛЯТВЕ
 
Как-то ты сидел в тёплой компании. Все пили, и речь зашла об одном известном человеке из вашего города, который не нравился никому из вас, порядком напившихся. Разогретый вином, ты треснул кулаком по столу и поклялся, что влепишь ему на улице, при свидетелях, оплеуху. Протрезвев наутро, ты пожалел о своей клятве. Сейчас тебя гложет стыд перед друзьями, но опять же – клятва. Вот ты и спрашиваешь: грешно ли нарушить клятву?
 
Знаешь ли ты притчу о царе Ироде? Как-то на пиру, напившись, он поклялся одной танцовщице перед гостями своими дать ей всё, что она ни пожелает. Танцовщица потребовала главу Иоанна Крестителя. Царь, услышав об этом, весьма опечалился, но, клятвы ради и пировавших с ним, повелел дать ей, что требовала. Так несчастный Ирод взял на свою душу грех убийства праведника. Лучше бы он больше боялся Бога, чем стыдился своих друзей по пьянке! Тогда не осталось бы его имя проклятым во все времена!
 
А Христос нас учит, что до стыда перед людьми мы имеем страх перед Богом. Тот, кто не имеет страха перед Богом, а только стыд перед людьми, тот ради людей постыдится и своего Бога. Тем, кто постыдится Бога пред родом этим, злым и прелюбодейным, уготована ужасная судьба. Часто в жизни бывают мгновения, когда человек должен выбирать между страхом пред Богом и стыдом пред людьми. И у тебя теперь такой момент. Выбери сейчас и навсегда страх пред Богом – и не ошибёшься. Люди тебя осмеют, но ты будешь прав пред Господом.
 
А клятва? О своей глупой клятве признайся священнику и прими епитимию. В будущем отойди от тех, кто не товарищи тебе в страхе пред Богом и Божием законе.
 
Мир тебе и утешение от Господа!
 
МОЛОДОМУ НАСЛЕДНИКУ О ПОСЛЕДНЕМ ЖЕЛАНИИ ОТЦА
 
Ты написал о смерти твоего отца. Он был известным, уважаемым человеком и имел много друзей среди представителей власти и богатства. Однако перед смертью отец не хотел видеть никого из них, но часто просил посидеть с ним сапожника Крсту. А этот Крста не имел ничего, кроме веры и доброты. Когда Крста приходил, умирающий ничего ему не говорил, но лишь брал его за руку, держал его руку и молчал. Когда же приходил кто-то из его могущественных друзей и компаньонов, он лишь слабым взмахом руки просил их уйти. Вот ты и спрашиваешь: что это значит?
 
Это значит, дитя моё, что человек перед смертью становится искренен. Он не желает больше соприкасаться с лицемерием. При расставании с этим светом душа требует от него того, что в нём есть самое лучшее. А это – вера и доброта. Милость Твоя лучше, нежели жизнь, - говорит Псалмопевец (Пс. 62, 4). Правда, он обращал слова свои к Господу, но Божия доброта сияет через доброго человека. Нагнись над одром умирающего и напомни ему имена великих царей земных, завоевателей, властителей, богачей, учёных, живописцев – всё это для него пустой звук, ничто! Ничего ему эти имена не говорят. Всё это далеко от души его, как забытый сон. Когда одному умирающему государю напоминали о других великих мира сего, он со вздохом просил: «Не говорите мне о тех, кого оставляю, но скажите о тех, к кому отхожу». В другом случае, когда одному русскому князю на смертном одре придворные льстецы продолжали говорить льстивые слова и превозносить его, он сердито воскликнул: «Прошло время для лести! Говорите теперь о Том, Кто более велик, чем я!»
 
Всё это означает, что умирающий человек искренен и ищет прежде всего искру доброты, чтобы она его согрела, поддержала и осветила путь.
 
БОГАТОЙ ГОСПОЖЕ О БЕЗРАБОТНОМ СОСЕДЕ
 
По соседству с Вами живёт один человек, «старательный, почтенный, надёжный», по Вашим собственным словам, но теперь он без работы и без куска хлеба. Вы спрашиваете, могут ли ему помочь отсюда, из Охридской епархии? Могут – могут и помогут. Охрид поддержит его своей лептой. Однако почему бы Вам самой не помочь ему, ведь Вы богаты. Вам предоставляется удивительная возможность накормить голодного и исполнить Евангельскую заповедь. Почему же Вы такую удивительную возможность уступаете другому и предлагаете другому спасение души, которое Вам послал Господь? Тот человек находится от Охрида за тысячу километров, а от Вашего дома не будет и ста метров. «Надоел мне этот назойливый попрошайка», - пишете Вы. Поверьте, и Господу надоело терпеть богачей, которые только принимают, но не раздают. Сердце того бедняка разъедает тоска и стыд (и стыд гораздо мучительнее) от того, что он должен обивать чужие пороги и просить кусок хлеба. Не читаем ли мы каждый день Отче наш и не просим ли у Отца Небесного хлеб наш? Но некоторые из нас, лишь только примут хлеб наш, говорят: «Хлеб мой!» Разве это по-христиански?! Разве за этот наш обман Христос претерпел муки на Кресте? Нет, ни в коем случае! В миг кровавой драмы Он мыслил и говорил, что Отец Небесный – это наш Отец, и хлеб Его – хлеб для всех нас. Поэтому когда голодный человек просит хлеба, он имеет на это своё христианское право. И когда имущий даёт, он отдаёт по христианской обязанности, ибо творить милостыню есть такая же строгая заповедь Божия, как и заповедь не убий. Впрочем, опыт учит нас, что лучше давать, пока голодный просит, чем ждать, пока он начнёт отнимать то, что принадлежит ему по праву.
 
Подумайте ещё раз о словах Господа: Отче наш и хлеб наш. И когда постигнете всю глубину и силу этих слов, легко спасёте и свою душу, и жизнь Вашего «старательного, почтенного и надёжного», но голодного соседа.
 
ОДНОМУ ГОРОЖАНИНУ О ПОДАРКАХ СЕКТАНТОВ
 
Ты готов оставить веру отцов и записаться в сектанты! Почему? Говоришь, потому, что они дают книги бесплатно и, к тому же, помогают деньгами. Но как же ты, сознательный серб, не спросишь себя: за чей счёт печатаются те «бесплатные» книги? И чьи деньги раздают сектанты, свои или чужие? Ясно, что не свои, потому что им платят чужими. Ясно, что они чужими деньгами покупают души. Известно, что за каждую купленную душу они получают особую награду от своих хозяев. Следовательно, то, что они дают «бесплатно», они дают не во славу Божию, но ради своей личной выгоды. Они торгуют верой, а ты готов стать товаром в их торговле. Вспомни сербскую историю: воевода Анта мог получить у турок сколько угодно золота, но только за предательство своего народа. Однако он не отдал «веру за ужин и уважение за жаркое». Ни один из славных предков твоих не поступил, как Исав, продавший первородство за миску чечевичной похлёбки. Все они, как Моисей, предпочли страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почли большим для себя богатством, нежели египетские сокровища (Евр. 11, 25-26). Знай, что во все времена еретики и отступники старались казаться гораздо милостивее, чем правоверные. Так и император Юлиан Отступник, который отпал от веры Христовой и вернулся к идолопоклонству, щедро раздавал милостыню направо и налево. Но истинные христиане не желали принимать его дары, считая их мерзостью. Долг всех православных быть самыми милосердными изо всех людей и не позволять еретикам и иноверцам превосходить их в милости. Однако нужно как огня бояться даров еретиков и сектантов. Они предлагают дрянь, чтобы получить взамен золото, то есть дают телу, а берут от души. Своими «бесплатными» книжицами они колеблют совесть, своими деньгами сеют раздоры в народе, отторгая отдельных людей от единоверных братьев.
 
И ты будь осторожен и берегись, береги душу свою от тех, что приходят, как мирные овечки, - это безжалостные волки в овечьей шкуре.
 
ОДНОЙ СЛAВЯНКЕ О КУЛЬТУРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ
 
Вы пишете мне, как провели зиму в знаменитом городе N за границей. Несколько первых дней Вам всё нравилось. Взгляд скользил по мраморным дворцам, по цветущим паркам с водопадами, по улицам, гладким и чистым, по храмам, музеям, библиотекам, отелям и тому подобной мешанине из камня, служащей пищей для любопытства, что зовётся одним словом – культура. И только под конец Ваш взгляд упал на людей в том городе. По правде говоря, в первую очередь, поразило их отношение к Вам. Тут Вы словно воспряли ото сна и обратили внимание, что кошелёк Ваш стал гораздо легче, чем прежде; что Вы слишком дорого заплатили за гранёное стекло, хотя Вам клялись, что это бриллиант; что извозчик возил Вас вокруг всего города, пока не привёз к магазину близ Вашего отеля; что все окружающие смотрят на Вас не как на человеческое существо, а как стервятники на падаль, ну и так далее. Каждый встречный лишь искал любую тесную лазейку меж мрачными параграфами закона, чтобы Вас безнаказанно «клюнуть и ощипать». Поэтому Вы и говорите, что культура того города N вызывала у Вас изумление, а характер людей – отвращение. «Предки этих гнусных людей, должно быть, были исполинами, если смогли создать такую великую культуру!» Это последние слова Вашего письма. Не обманывайтесь! Предки их были такими же, как и они. Культуру создают не только великие люди, но часто и мелкие людишки, и совершенно ничтожные, и даже нелюди. Культуру Вавилона и Египта создавали мелкие людишки. Архипреступник Каракалла воздвиг самые прекрасные бани древности. Кровавая Семирамида вознесла ввысь дивные висячие сады. Нелюди достигли высокого уровня развития и в погибшей Помпее. Нелюди создали и культуру Тира и Сидона, двух безбожных городов, от которых осталось два рыбачьих посёлка, Нелюди создали также культуру всем известного Содома, известного по злу и греху. Не были людьми особо высокого полёта и мексиканцы, создавшие весьма утончённую и величественную культуру. Капернаум в своё время был высоко культурным городом, но и ему культура не помогла избежать участи Содома. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня (Мф. 11, 23).
 
Характер и культура не всегда шли рука об руку. Точно так же – и человечность и культура, что подтверждают венецианцы. Точно так же – и героизм и культура, о чём свидетельствует история восточных народов Средиземноморья. По культуре нельзя судить о ценности и достоинствах человека или народа. Зачастую, культуры создавались без характера, а иногда сильные характеры развивались без культуры. Примером тому служат древние спартанцы, а в наше время – горцы Албании, косовары.
 
В заключение позвольте Вам, как славянке, задать один вопрос. После того, как Вы получили представление о культуре и нелюдях в городе N, как Вы думаете, что должно быть главной целью славянских народов – создавать культуру или воспитывать характеры? И чего мир ждёт от славян – культуры или Человека с большой буквы? И в чём сейчас вопиющая потребность всего человечества – в культуре или в хороших людях?
 
Подумайте об этом, а потом снова напишите мне.
 
ОДНОМУ ПАЛОМНИКУ ОБ ИСПОЛНИВШЕМСЯ ПРЕДСКАЗАНИИ
 
Я просил тебя написать о том, как ты совершил паломничество в Иерусалим, и ты мне всё прекрасно описал. С твоего разрешения, ради пользы наших читателей привожу часть твоего рассказа.
 
«Двадцать лет готовился я к паломничеству на Святую Землю. Всё время собирался отправиться туда, и всей душой знал, что должен отправиться в путь, но никак не получалось до срока, определённого Всевышним Господом. В деревне уже стали надо мной смеяться, но мне было наплевать на насмешки. Мне было Всевышним явлено во сне предсказание, и я чувствовал, что оно должно исполниться. А было это так. Двадцать лет назад попала мне в руки книга о путешествии короля Милана в Иерусалим и по странам Востока, и я той книгой зачитался. Покуда читал, всё думал про себя: «Боже, благословишь ли, чтобы и я, грешный, увидел те места, где Спаситель мой пострадал ради меня? Господи Всемилостивый, удостой меня Иерусалима!» Как-то ночью увидел я во сне молодого монаха. Будто подошёл он ко мне и встал рядом, но меня как бы и не видит. Повернулся он к востоку, начал класть поклоны и заговорил, а голос его был, как бубенчик у ягнёнка. И говорит он: «Сила и слава, царство и господство, свет и радость, благоухание и пение – Тебе, Всевышний Господь! Аминь.» Проговорив это, монах поклонился до земли, ударил челом о землю и поцеловал её, а потом повернулся ко мне и с сказал: «Знай, ты обязательно отправишься, куда собирался, но только – если перестанешь ругаться». «Ох, беда! – сказал я сам себе, когда проснулся, – вот и высокие небеса знают о моей привычке ругаться!» А я был ужасный сквернослов, но теперь должен был избавиться от этой дурной привычки. Тогда начал я молиться святому ангелу, ибо твёрдо верил, что во сне мне явился ангел. И созрело в голове моей решение вместо бранных слов говорить: «Пусть всегда светит солнце!» Так я отучусь ругаться. И действительно, начал я проверять свой метод на деле. Как почувствую, что брань уже готова сорваться с языка, так сразу: «Пусть всегда светит солнце!» Так до ругательства и не доходит. Так прошло полных двадцать лет. И только в этом году свершилось то, чего я так желал. И через двадцать лет односельчане перестали надо мной смеяться. Господу Всевышнему сила и слава, царство и господство. Аминь».
 
Да благословит тебя Господь!
 
БЛАГОЧЕСТИВОЙ СУПРУГЕ О МУЖЕ-СЕКТАНТЕ
 
Муж твой стал сектантом, и оттого в вашем доме настали ссоры и разногласия. Ни в одном вопросе вы не можете найти общего языка. Так вера пронизывает всю вашу жизнь и влияет на все ваши чувства и мышление, причём даже на такие, которые, я бы сказал, не имеют никакой связи с верой. Так было испокон века: взгляды православных на государство, армию, труд, общественный порядок и всё остальное всегда отличались от взглядов еретиков.
 
Молись Богу, и Бог тебе поможет. Не отрекайся от своего мужа, не осуждай его, не говори о нём худого, не думай о нём со злобой, ибо этим ты его не исправишь. Отец святого Григория Богослова невольно впал в некую ересь, став последователем Ипсистариана. Его благочестивая жена Нона очень печалилась об этом и со слезами молила Бога, чтобы Он, Всемогущий, просветил мужа её разумом истины. И горячие молитвы жены помогли мужу вернуться к истинной вере. Есть и противоположный пример. Жена императора Юстиниана, Феодора, сумела обратить своего мужа в неправую веру (монофизитство). Но это продолжалось недолго. Позднее они оба, и Юстиниан, и Феодора, по молитвам всей Церкви, вернулись к науке православной. Из этих двух примеров (есть множество других) видно, как жена может повлиять на веру мужа либо в добром, либо в дурном смысле. И твоё влияние победит, не сомневайся. Сказано: ищите и обрящете. Когда мы ищем, мы обретаем не зло, а добро. Мы обязательно обретём добро, рано или поздно, ибо Господь хочет, чтобы мы постоянно искали в Нём добро, только добро. Когда мы ищем добро, особенно когда ищем правую веру для себя и для других, то тем самым ищем Царство Небесное. А это есть первый и самый главный путь, по которому нам заповедано идти. В молитвах часто вымаливается у Господа вера непостыдная, надежда верная и любовь нелицемерная. Есть на свете и постыдная вера, за которую еретикам и сектантам станет стыдно когда-нибудь, будь то на земле или на Суде Господнем. А вера православная есть поистине вера непостыдная.
 
А на то, что соседка досаждает тебе, ругая и говоря: «Смотри, мы с мужем вообще не имеем никакой веры, а живём дружно!», не обращай внимания. И меж бандитами и грабителями бывает согласие на некоторое время. И среди червей, стремящихся к падали, существует согласие, пока они не сгложут падаль и не примутся друг за друга. Не начало есть судия конца, но конец будет судией началу.
 
Храбрость и утешение тебе от Господа!
 
НЕСЧАСТНОЙ МАТЕРИ О ДУРНЫХ ДЕТЯХ
 
Вы жалуетесь на своих детей, на своих родных детей! Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня (Ис. 1, 2). Кроме обычной школы вы дополнительно нанимали учителей, чтобы обучить их игре на фортепиано и французскому языку. Теперь они надоедают Вам своей музыкой, а когда, смеясь, говорят меж собой по-французски. Вы чувствуете, что они говорят о Вас дурное. Вы собрались на кладбище, чтобы заказать панихиду по старшему сыну, погибшему на войне. Вы сообщили об этом своим детям, но они не обратили на это никакого внимания, а прямо из постели уселись за пианино и стали играть. «Детки, 0 сказали Вы, - сегодня не нужно веселиться, сегодня будет служба за упокой нашего Мирко». «Так это мы играем ему похоронный марш!» - ответили они и расхохотались. И Вы ушли одна, как Вы сами выразились, «с одной могилы на другую», рыдая всю дорогу.
 
Если бы Вы в своё время наняли своим детям такого воспитателя, который научил бы их вести себя по закону Божиему, то имели бы детей, а не обезьяну и попугая. Ведь и обезьяну можно научить играть на пианино, а попугая говорить, но поведению в соответствии с законом Божиим можно научить только сынов и дочерей человеческих.
 
Рассказывают, как некая дворянка пожаловалась святому Серафиму Саровскому, что учителя плохо учат её детей французскому языку, и спрашивала: «Что же делать?» На это святой человек ответил ей: «Ты, матушка, лучше учи детей своих, как Богу молиться, а французский язык они позже легко выучат».
 
Следовательно, детей нужно в первую очередь учить тому, что есть самое важное, ибо то, что учат в молодости, не так скоро забывается. Второстепенные вещи можно и потом выучить, а если они даже и забудутся, то невелика важность. Однако, если важнейшие основы не усвоены или плохо усвоены, тогда звук пианино заглушает молитву, а французские диалоги употребляются на высмеивание родителей!
 
Да поможет Вам Всеблагий Господь. Сейчас трудно Вам что-либо посоветовать. Когда помутится сердце, его труднее высветлить, чем мутнейший поток. Терпите и молитесь Богу за детей своих. Терпением своим Вы, может быть, мало-помалу устыдите их, а молитвой вымолите помощь Всемогущего, чтобы очистились сердца детей Ваших. Но прежде всего покайтесь пред Ним, что детей своих не научили прежде всего закону Его.
 
ОДНОМУ ТОРГОВЦУ СКОТОМ О ВОЛЕ БОЖИЕЙ
 
Ты рассказал об одном странном случае из твоей жизни, когда задержка в пути спасла тебя от смерти. Вы с братьями направлялись в повозке на ярмарку скота. Паром отходил каждый час, и вы спешили, чтобы не опоздать на очередной рейс. Внезапно на дороге показался автомобиль на большой скорости. Ты поспешно натянул поводья и повернул лошадь вправо, но автомобиль всё же зацепил колесо телеги и сломал его. Вы все набросились на шофёра, осыпая его бранью и проклятиями. В гневе и отчаянии, что пропустите паром, вы бросились чинить колесо. Мучились вы долго-предолго, потом всё же кое-как приладили сломанное колесо и поспешили к берегу, но когда подъехали к реке, увидели страшную картину. Несчастье! Паром, переполненный людьми, телегами и скотом, потонул! На берег выбралось лишь несколько человек да сколько-то лошадей. Всё остальное скрылось под водой. Тогда вы начали возносить хвалы Богу и от всего сердца благодарить того шофёра, что повредил колесо и тем самым стал причиной вашего опоздания.
 
Так повседневно случается с людьми. Люди злятся на события, встающие препятствиями перед их планами, но позже убеждаются, что задержка была по таинственному промыслу Божиему к их пользе. Прочти, что написано об Апостоле Павле и Тимофее: Дойдя до Мисс, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их (Деян. 16, 7). И это было к добру.
 
Произошедший с тобой случай научил тебя никогда больше не сердиться на задержки, которые не в твоей власти. Впоследствии ты много раз убеждался, что все задержки были тебе на пользу. Пусть бы от тебя научились некоторые самовольные люди, которые бы хотели, чтобы всё на этом свете вершилось по их воле. А тебе мир и здоровье от Господа.
 
ТОРГОВЦУ О ПЛОДАХ ПОСТА
 
«Отчего многие люди не постятся?», - спрашиваете Вы. Да потому, что не знают плодов поста. Органы здравоохранения нашей державы должны были бы рекомендовать соблюдать пост точно так же, как это делает Церковь Православная. Плоды поста велики и удивительны не только с духовной точки зрения, но полезны и для тела. В доказательство плодотворных результатов поста можно привести множество примеров, но я остановлюсь только на одном. Вот что пишет одна пожилая женщина, вдова из Вены. «В прошлом году, на Троицу, я начала поститься. Я решила, что если в церковь хожу и Богу молюсь, то нужно и пост держать. Покуда муж мой был жив, мы поста не соблюдали. Мы так часто болели, что никогда оба сразу здоровы не были: только один поднимется с больничной койки, как другой сляжет в постель. И так прошла почти вся жизнь. Всё это время я постоянно злилась на весь свет. Малейшая обида от кого бы то ни было доводила меня до бешенства. Я боялась всего на свете, даже своих мыслей и предчувствий. Однако с тех пор, как я стала поститься (как раз на Троицу год миновал), я испытываю спокойствие и умиротворённость: на душе радость, в теле лёгкость. Никто и ничто не может меня разозлить. Вся душа моя переполнена церковными песнопениями и молитвами. Сны мои прекрасны и благостны. Живу я сейчас у своей вполне обеспеченной подруги, сама ничего не имею, но чувствую себя так, словно весь мир – мой. Я совершенно здорова, хотя в преклонном возрасте. Я ничего не боюсь, даже смерти. Единственное, чего жажду, так это тишины, поста и молитвы. Только в этом нахожу полное счастье». 
 
Так говорит о себе одна старица из Вены. Своим опытом она в наши дни подтверждает правильность евангельской науки и вековой опыт Церкви.
 
БЕДНОЙ ШВЕЕ О ПОБЕДЕ НАД ЗЛОМ
 
Существует один способ борьбы со злом, и Вы его с успехом использовали. Вы – бедная вдова, своим честным трудом поднимаете четверых детей и едва сводите концы с концами. Случилось так, что Вы не смогли вовремя заплатить за квартиру. Тогда пришёл домовладелец, чтобы описать ваши вещи за долги. Вы дрожали от страха, дети плакали. Когда хозяин увидел, что всё ваше имущество не погасит задолженности по квартплате, он страшно разозлился и стал кричать на Вас. Тогда Вы сняли с шеи монисто, подарок мужа в день венчания, и вытащили старинные часы, которые отец на смертном одре завещал передать старшему сыну, когда тот закончит школу. «Возьмите и это!» - сказали Вы домовладельцу. Тут сердце хозяина дрогнуло – ведь он тоже человек – и он ушёл, проворчав напоследок: «Оставайтесь! Когда заплатите, тогда и заплатите!» Вы поступили прямо по заповеди Христовой: не противьтесь злу! Нечто подобное произошло в селе Сибница во время австрийской оккупации. Туда прибыл карательный отряд, чтобы наказать жителей за мятеж. А в этом селе жил известный всем дядя Тоджа, Божий человек. Солдаты велели ему вынести из дома, что он хочет, потому что им было приказано поджигать дома. Но блаженный Тоджа бросился не в дом, а к поленнице и принёс охапку дров. На вопрос, зачем он это делает, Тоджа кротко ответил: «Хочу вам помочь поджечь мой дом». Это тронуло сердце оккупантов – ведь они тоже люди – и они ушли. Дом дяди Тоджи остался невредим.
 
Благословение Божие Вам и детям Вашим!
 
ОДНОЙ ЖЕНЩИНЕ О СУМАСШЕДШИХ
 
Пишешь, как много ты претерпела от своего мужа. Он и ругал тебя, и выгонял из дома, а порой и бил. Но с молитвой ко Всевидящему и надеясь на Него, ты находила силы всё стерпеть, никому не жалуясь и не «вынося сор из избы». Страдание смягчило твою душу, искоренило всякую гордость и ещё сильнее привязало к Богу живому. Одно время ты думала, что сойдёшь с ума. Между тем, ты не сошла с ума – он потерял разум, муж твой. Сейчас ты беспокоишься о его душе и спрашиваешь: будет ли вообще безумным спасение?
 
Когда веришь в Бога и Божий промысел, веруй полностью и до конца. Если, по словам Христа, ни один воробей не может упасть на землю без Отца нашего, то как же человек может впасть в муку, болезнь и смерть без воли Его? А главная воля Божия в отношении людей – чтобы все люди спаслись. Значит, и безумие попущено твоему мужу ради его спасения. Если бы Всемилостивый Спаситель не желал ему спасения, Он не поразил бы его такой страшной болезнью, но ударил бы его смертью среди грехов его. Всякой болезнью и муками небесный Врач врачует души людские. Поэтому нужно жалеть не столько тех, что тяжко болели, а потом умерли, сколько тех, телесно здоровых, которых смерть застала в грехах. Сказано Господом: «Где застану, там и судить буду». Если в грехе – тогда наказание, если в покаянии – тогда прощение и награда. Но ты можешь сказать, что муж сейчас не может ни каяться, ни Богу молиться. Поэтому ты должна молиться за него и приносить жертвы от его имени. Он в сегодняшнем состоянии может только страдать, себе во спасение, а другим в острастку. Любая больница перстом указывает на Господа, причём ни одна так явно, как больница для душевнобольных.
 
Надейся на Господа и будь спокойна!
 
ГОСПОДИНУ N О НАРУШЕНИИ ОБЕТА 
 
С тобой произошло нечто, напоминающее случай из времён апостольских.
 
Заболел у тебя ребёнок и болел долго и тяжело. Страдая, ты пообещал Господу, что подаришь церкви участок земли, только бы дитя выздоровело. Ты имел в виду небольшое поле на границе с церковными угодьями, которое церковная управа много раз хотела купить у тебя, но цена твоя была слишком высока. Оказавшись в беде, ты пообещал отдать эту землю церкви даром. Вскоре дитя и в самом деле поправилось, но ты уже пожалел о своём обещании. Жена непрестанно напоминала тебе, просила исполнить данный Богу обет, но тебе было жалко земли. Наконец, ты придумал хитрость, чтобы и обет исполнить, и в накладе не остаться. Ты продал это поле одному человеку, половину денег взял себе, а другую хотел было пожертвовать церкви. Однако и эту половину не хотелось тебе выпускать из рук. Часть денег ты потратил на себя, а остальные передал церкви, сказав, что это и есть цена того клочка земли. Однако после этого ребёнок опять разболелся и – умер. Теперь ты пишешь мне, раздавленный горем. Смерть ребёнка ты связываешь с нарушением обета, данного Богу. Ты признаёшься, что обуял тебя страх «перед чем-то таинственным и жестоким, что обрушивает на людей несчастья».
 
Прочитай пятую главу «Деяний Апостолов». Там приводится похожий случай. Запомни слова Апостола Петра, которые он сказал обманщику: «Ты солгал не людям, но Богу». Нечто подобное случилось и в наши дни. Попав в беду, один человек пообещал пожертвовать монастырю вола. Когда беда прошла стороной, человек подумал, что дар слишком велик и можно обойтись гораздо меньшим. Он продал вола, а для монастыря купил тощего бычка. Остаток денег он взял себе, но, возвращаясь с базара домой, потерял деньги. В ту же ночь слабенького бычка забодал другой вол.
 
Не Провидение не имеет милости, но мы сами немилостивы к душе своей. Господу не нужны ни поля, ни волы, но только искренние и честные души. То, что Властитель жизни и смерти сделал с семьёй твоей, не немилость, а именно милость. Он взял у тебя невинное дитя, чтобы спасти его – от тебя – в раю, а на тебя напустил беду, чтобы ты покаялся, изменился, очистился и, наконец, и сам удостоился рая и встречи с любимым чадом. Не печалься о ребёнке, но печалься о содеянном грехе, ибо последняя печаль спасоноснее. Представь, что из-за нарушения обета с тобой бы ничего не случилось. Тогда ты беззаботно продолжил бы нанизывать грех на грех; дитя твоё привыкло бы к грехам отца, а со временем вы оба погубили бы души свои. Но Творец распорядился иначе и повернул твой обман на спасение и чада твоего, и тебя самого. Поэтому не ропщи на немилость Всевышнего, но благодари Его за милость.
 
Благословение и утешение тебе от Господа!