Духовный театр святителя Димитрия Ростовского. Статьи о театре

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

«Современный человек не может слиться прямо с Христом, с ярким светом Христовым человек не может прямо встретиться, нужны некие незримые ступеньки христианства, которыми является искусство и, в частности, театр»     Н.В.Гоголь.

к.ф.н. Наталья Дмитриевна Голованова
В сонме великих ростовских святителей   Был ты сияющей новой звездой,  Лучший из наших духовных учителей,  Праведник с любящей чуткой душой!   (Гимн, посвященный 200-летию кончины Святителя Димитрия,  сочиненный А. Державиным и положенный на ноты  регентом хора В.Зиновьевым)

     Как светлые небесные звезды сияют, озаряя спасительный путь странникам, так и угодники Божии в своем подвижничестве указывают на Царство Небесное, а их духовное наследие является живоносным источником благодати для потомков. Пастырь добрый, летописец, агиограф, проповедник, великий ученый, талантливый музыкант, поэт, драматург, писатель, переводчик... Действительно, правы те, кто говорит, что наше слово бледно и тускло для изображения великих духовных дарований и качеств Святителя.

     В 1999 году исполнилось 290 лет со дня его светлой кончины, и все православные люди благоговейно чтят память угодника Божия и златоуста Российского Димитрия (Даниила) Саввича Ростовского (Туптало). Интерес к его личности всегда был достаточно сильным, ибо он являл собой пример высоконравственного и милосердного пастыря «цевницы духовной», а также гениального литературного деятеля, «звездою, всю страну ученми и чудесы озарившею». К наследию Димитрия Ростовского обращались М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, И. А. Бунин и многие другие. Да и сам Святитель считал своим долгом трудиться «нощеденственно» и «Слово Божие всегда проповедати не точию языком, но и пишущей рукою». Творчество для него во всей своей полноте было не только послушанием, но и особой благодатию Божией, даром помазания, «дающим уму большие идеи, сердцу - живое чувство, а воле - направление к добру».
     Образцом животворящего Слова, созидающего духовное и эстетическое, умосозерцательное и эмоциональное, являются пьесы (декламации) Святителя Димитрия, разыгранные при Архиерейском доме с 1702 по 1705 год. Утверждение, что «переживание чужой жизни и вживание душевное не причастно духу», переосмысливалось в школьном театре как «творение или воспроизведение образов», поэтому диалоги позволяли воспитанникам активно участвовать в одухотворении и сакрализации бытия. Отсюда и сам Святитель выступал в качестве драматурга, режиссера (вероятно, отчасти и актера), сценографа, костюмера, музыканта, зрителя. Ученики Димитрия Ростовского свидетельствовали: «Архипастырю угодно было написать на праздник Воскресения Христова диалог...», а отроки, к примеру, прямо обращались к митрополиту в прологе «Рождественской драмы»:
"...Се не токмо словом и делом изъявим, Да крепость ныне Бога рожденна прославим. Сему всяк с охотою, молим, да внимаешь. Ты же, архиерею, да благославляешь..."
     Почему же «сии позорища» не только не порицались, но и чтились с благоговением как духовенством, так и светской властью? В силу ли традиции школьных театров или просветительской политики Петра I? Авторитета и личных дарований Димитрия Ростовского? На эти вопросы отвечает само содержание духовной жизни учителей и учеников при Архиерейском доме. Так, в предисловии «Келейного летописа» рукою Святителя выведено: «Чадца моя любезнейшая... похваляю начатки учений ваших, блажу в грамматике искусство ваше и желал бы вам сияния множайшего в больших учениях: яко же в пиитике, риторике и философии и инех вышших...»
    

В греко-латинском училище при Архиерейском доме кроме преподавания арифметики, письма, греческого и латинского языков, географии, философии, риторики обучали пению, слаганию стихов, поздравительных речей и диалогов, а также «благоразумной смелости» (исполнительскому мастерству), которая помогала ученикам через «переживание» того или иного события Евангельской истории понять тонкости их собственной христианской жизни и соотнести ее с христианской нравственностью. Школьное обучение в основном дополняло и объясняло богослужение. Воспитанников знакомили не столько с системой отвлеченных понятий, сколько вкладывали в юное сердце теплую любовь к Богу, к ближним и учили благоговению перед святыней вообще и местной в особенности.
  

   Открытие духовной Истины через постановки школьных драм ни в коем случае не было альтернативой литургии. Театр лишь помогал формированию и усилению религиозного чувства учеников, их ответственности за поступки перед Богом. Он не был развлечением, но был увлекательным «в своем благоразумии». Да и сама школьная жизнь напоминала скорее игру, а не сухую, аналитического характера, гимнастику ума. Ученики были удостоены своеобразными титулами, которые закрепляли за ними определенные функции и манеру поведения. Лучшего ученика именовали императором. Он сидел на особом месте, а обязанностью его было объяснение или закрепление материала, а также опрос и выставление оценок. Кроме того, нового императора встречали с особыми церемониями. Его прославляли и восхваляли пением: «Здравствуй, новый император!» Рядом с ним сидел первый сенатор. Помогал императору сеньор, следивший за порядком. Ему позволялось плохих учеников «конверсирующих со свиньями... муштровать як цыганских лошадей». Однако нравы в школе не были жестокими. Всегда прощали тех, кто покается. И порицания давались скорее в иронической манере, нежели грубой. Например, учитель так мог обратиться к ученику: «Новоучащийся Луко... не буди безумным слонем! Не дрожи, звероподобный учениче!». Произведения воспитанников оценивались при помощи фигуральных выражений: «Ученик, лучше всех написавший сочинение, подобен кедру ливанскому, вторый - кипарису, третий - финику, аще же кто на высшее место не пресадится, будет простою ракитою или горькой осиною».
  

   Учебное и воспитательное дело в училище при Архиерейском доме не было строго регламентировано. У учеников имелось достаточно свободного времени, так как домашние задания почти не задавались. Хорошие ученики сверх того получали по две деньги надень.
     На большие праздники разыгрывались действа, которые в Архиерейской школе называли аскетически - «диалогами». Пьесы сочинял как сам Димитрий, так и учителя с талантливыми учениками. Документально известно, что Святитель создал пьесы: «На Рождество Христово» (поставлена 27 декабря 1702 года), «На Воскресение Христово» и «На Успение Богородицы» (исполненные примерно в 1703 -1705 годах). Учителями и даровитыми учениками ко дню преславного праздника именин митрополита 26 октября 1704 года была поставлена драма «Венец Димитрию». Эти «диалоги» были неразрывно связаны с циклом христианского календаря. С одной стороны, они писались к конкретному празднику, с другой стороны, отдельные мотивы пьес перекликались с остальными праздниками церковного календаря, например, в диалоге «На Воскресение Христово» вспоминали о Рождестве Спасителя, и, наоборот в комедии «На Рождество Христово» упоминалось о Воскресении Спасителя.


     Действа были явлением синкретическим: здесь сопрягались слово и музыка, архитектура и живопись, танец и пантомима. Причем слово проясняло и усиливало свое значение через другие виды искусства. Взаимодействие осуществлялось и на жанровом уровне. Элементы мистерии, моралите, интермедии, пьесы о власти, молитвословия, проповеди, жития органично сочетались в драмах Димитрия. А соответственно драматический, повествовательный, лирический пласты дополняли друг друга.
     Увлечение эстетической стороной, как известно, в церкви считалось искушением, поэтому-то и обвинял Димитрия Ростовского стольник Монастырского приказа В. Р. Воейков, что тот «из домовой казны материи и всякие локотные товары бывших архиереев на комедии держит», а также проволоку для костюмов и декораций использует. Но специфика театра при Архиерейском доме как раз и заключалась в подчинении эстетической, эмоциональной сферы духовно-смысловым идеям пьес. Благое было прекрасно, а прекрасное было благим. Замена наслаждения религиозным трепетом и восхищением настраивала зрителей и исполнителей на восприятие живой христианской Вселенной, дабы показать величие Истины.
     Некоторый аскетизм и созерцательность были в какой-то степени данью традициям Киево-Могилянской Коллегии, где когда-то учился Димитрий. Там он впервые стал активным участником театральных событий. Спектакли «Алексей человек Божий (1673 -1674), «Действие на Страсти Христовы списанное» (1680-е), «Царство Натуры Людской» (1698) не могли не повлиять на формирование театральных интересов будущего Святителя. Включая в этот список постановки Московской Славяно-Греко-Латинской Академии «Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным» (1701), «Страшное изображение второго пришествия Господня» (1702), известный театровед Е. В. Жигулин предположил, что они могли быть прообразами драматургических произведений Димитрия Ростовского.


     Различного рода заимствования, творческие переработки в начале XVIII века не были недостатком произведений, ибо любое духовное деяние должно было опираться на образец, иметь прочную каноническую основу. Ценились те пьесы, которые «учинены в подобие о всем по-древнему, яко ж пишут на иконах». Увидеть невидимое, услышать неслышимое было возможно при условии сакрализации материального мира.
     Тема пьесы в качестве носителя сакрального смысла обычно была заявлена в названии. Иногда она расшифровывалась до целой схемы сюжета, например, в программе «Комедии на Рождество Христово» записано: «Премена непостоянного мира сего гордости, сетми и маловременной жизни человеков, уловляющая в вечную муку посылающая, на треокаянном Ироде, за гордость ищущем рожденного всех царя Христа убити». Заданную тему обычно развивал хор:
О преяснаго мира!

Лютейшаго зверя ныне венчает,

утро пожирает;

Царствует ныне злато,

утро мещет в блато.

Садит на престоле,

потом в ниском доле.

О лукавствиа мира!

     Эта мысль варьировалась с разных сторон в содержании пьесы и вновь возникала в эпилоге, еще раз разъясняя основной сакральный смысл: «Показавши измену мира сего лестну...» Напомню, что в прологе «Рождественской драмы» Димитрий прямо говорит: «Словом и делом изъявить маловременну лестну мира сего слову».
     Круг персонажей в драматургии Димитрия Ростовского был совершенно особый. Человек в пьесах мог быть представлен как Натура Людская или Грешник. Он мог встретиться с Истиной, Враждой, Омыльной надеждой и даже поспорить с собственной Совестью. В духовном театре нельзя было изображать Пресвятую Троицу, Богоматерь, а также злодеев, поэтому действующими лицами становились аллегорические персонажи: Суд, Гнев, Кротость Божия, Благоутробие Богородицы и другие. С трепетом и восхищенным вниманием отроки выносили в центр праздничную икону, которая становилась «духовной сердцевиной» спектакля. За каждым персонажем в диалогах Димитрия Ростовского была закреплена определенная функция. Они не могли переходить из одной сферы в другую, из Рая в Ад. Связь между Землей, Раем и Адом осуществляли посланники и вестники. И хотя главный конфликт раскрывался через испытание Натуры Людской или Грешника, но путь их был предопределенный: от греха к раскаянию, и помогали им постичь Истину предсказания, вещие сны, знамения, чудеса. Среди персонажей выделялось соборное действующее лицо - Хор.
Хор сопровождал молитвенными песнопениями все действо, а в эпилоге обычно обращался к зрителям:
Вам же за внимание главы преклоняем,
Что в слове согрешихом, простете, желаем,
Аминь

или
Показавши измену мира сего лестну
Тебе, слышателеви нашему пречестну,
За любовные слухи всем благодарствуем,
Такожде нарожденным Христом приветствуем!

     Манера исполнения ролей комментировалась иногда автором в ремарках, хотя по ходу действия герои и сами могли рассказывать о себе или характеризовать себя перед зрителями:
Юный есм близ женитви - имя ми Ияков, -
Над Исава любезнейший есм сын Исааков

или
Натура людская, в образ Бога есмь созданна,
Разум, память и воля суть мне дарованна...

     Помогали в раскрытии функции персонажа и отдельные атрибуты, так, вещи, символизировавшие ту или иную идею, были равноправны с героями по функции. Существовала также прочная связь между планом выражения и планом значения, поэтому вещи были одновременно и эмблемами и знамениями:
Знамения славния в руках си несете:
Рай, церковь, корабль, ковчег Деву окружайте,
Лествица, столп, купина честно провожайте...

или
Се всяк зри орудиа убийства и муки:
Вервь, бич, столп, копие, железные руки.

     Декорации, как правило, представляли собой модель христианского Космоса: вверху находилось Небо, на нем был Рай; по лестнице оттуда к людям спускались Ангелы; внизу (вне Земли) находилась Геенна огненна. Основным местом действа была Земля, которая представляла собой поле битвы добра и зла. Трехъярусное деление сцены напоминало вертеп, стой поправкой, что некоторые ярусы могли домысливаться. События в пьесе были заданы разными временными векторами, но настоящее, прошедшее и будущее всегда показывались пребывающими в Вечности.
     Таким образом, все компоненты действа способствовали постижению Высшей Духовности, ибо Святитель Димитрий Ростовский был уверен, что «злое слово и добрых злыми творит, доброе же слово и злых содевает добрыми».
К сожалению, школа при Архиерейском доме просуществовала недолго. После доноса Воейкова и в связи с материальными трудностями в России, участвовавшей в Северной войне, из столицы пришло распоряжение: «Без нашего указа не держать ни на что». Возвратившись после годового отсутствия в свою обитель, Святитель неожиданно узнал, что детей распустили, а в Архиерейском доме содержат пленных шведов. В «Келейном летописе» Димитрий Ростовский с горечью заключает: «Но понеже страна сия издревле в таковые учители бе и есть скудна, и благодетелей, по-собствующих учениям несть, и время нынешнее многобедное... нужда убо надлежит престати учениям школьным, заградитися сладких вод источнику... окончания прияти юношеской палестре, не без многая моей туги и печали...» Несмотря на закрытие училища, Димитрий велел священникам обучать детей дома, а отрывки из «Успенской драмы» (по одной из версий) были разыграны перед царицей Волковым и Дмитревским.
     В наше время пьесы Димитрия Ростовского ставят ведущие театры Москвы, Петербурга, Ростова-на-Дону, студенческий театр в Ярославле. И как до сих пор благодарственно прекрасны слова гимна:
Вся твоя жизнь многотрудная, чистая,

Господу Богу была отдана,

Словно на небе заря золотистая,

В сумраке века горела она.

Все в ней достойно теперь удивления:

Дивная святость, любовь, чистота,

Труд постоянный, святые творения,

Кротость и преданность воле Христа!

 

По изданию: "Ярославль многоликий" 2000, № 2, стр.25-27

http://www.yarseminaria.ru/publications_archive.php?id=50     

Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского


 



 

«Быть или не быть?»  К вопросу о сценических постановках 

К вопросу о ростовском театральном круге святителя Димитрия   Е.В. Жигулин 

Театр свт. Димитрия Ростовского 

Великая актриса-христианка: духовный образ М.Н. Ермоловой

О посте и воздержании, о театре.   Св.прав. Иоанн Кронштадтский

 


 

 

 

"Основа социальной концепции Русской Православной Церкви"   глава XIV

(Архиерейский Собор 2000 года)
 

 

 "Светская культура способна быть носительницей благовестия. Это особенно важно в тех случаях, когда влияние христианства в обществе ослабевает или когда светские власти вступают в открытую борьбу с Церковью. Так, в годы государственного атеизма русская классическая литература, поэзия, живопись и музыка становились для многих едва ли не единственными источниками религиозных знаний. Культурные традиции помогают сохранению и умножению духовного наследия в стремительно меняющемся мире. Это относится к разным видам творчества: литературе, изобразительному искусству, музыке, архитектуре, театру, кино. Для проповеди о Христе пригодны любые творческие стили, если намерение художника является искренне благочестивым и если он хранит верность Господу".
..............................................................................
 Если творчество способствует нравственному и духовному преображению личности, Церковь благословляет его. Если же культура противопоставляет себя Богу, становится антирелигиозной или античеловечной, превращается в антикультуру, то Церковь противостоит ей. Однако подобное противостояние не является борьбой с носителями этой культуры, ибо "наша брань не против плоти и крови", но брань духовная, направленная на освобождение людей от пагубного воздействия на их души темных сил, "духов злобы поднебесных" (Еф. 6. 12).

 

Комментарии

Школа и театр святителя

Источниковедение театра Святителя Димитрия Ростовского   Е.В. Жигулин

Св. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ митрополит Ростовский и Ярославский. исторические источники.   Энциклопедия «Кругосвет»

Школа и театр святителя Димитрия Ростовского и задачи духовного образования нашего времени.  (Доклад, прочитанный на Димитриевских чтениях 23 сентября 1996 года  в Ростове-на-Дону)   Архимандрит ПЛАТОН (Игумнов), профессор МДА .  ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ   05-1997

"Российский Златоуст" петровской эпохи (250-летию прославления Святителя Димитрия Ростовского)

«РОСТОВСКОЕ ДЕЙСТВО», Митрополит Димитрий Ростовский

«Рождественская драма» святителя Димитрия Ростовского, XVIII век

Святейший Патриарх удостоил народного артиста СССР Михаила Ульянова ордена св. благоверного князя Даниила Московского, II ст.

В Большом театре прошел патриарший рождественский праздник для детей