День Победы. Честь и достоинство Русской Церкви
Цитируемые священнослужители , высказавшие принципиальную "антимазепинскую позицию"а также ИА "Интерфакс-религии", давшее им возможность заявить эту принципиальную позицию, отстояли в канун Дня Победы, честь и достоинство Русской Церкви. Они достойны церковных и государственных наград. Всех, а этих священнослужителей и мирян -в особенности, поздравляю с наступающим Днем Победы Исторической России и Русской Православной Церкви в Великой Отечественной Войне.
Наше дело правое, мы победим, с нами Бог!
Еще раз- с днем Победы!
Постоянный член Синода Украинской церкви назвал разговоры о снятии анафемы с Мазепы итогом политического давления на духовенство.
Одесса. 8 мая. ИНТЕРФАКС - Разговоры о возможности снятия анафемы с гетмана Ивана Мазепы являются результатом политического давления на Украинскую православную церковь, считает постоянный член Священного Синода УПЦ митрополит Одесский и Измаильский Агафангел.
Таким образом он прокомментировал недавние слова главы Отдела внешних церковных связей УПЦ архимандрита Кирилла (Говоруна), который заявил, что отмена решения об отлучении Мазепы от Церкви теоретически возможна, поскольку оно носило сугубо политическую подоплеку и не имело оснований с церковной точки зрения.
"Некоторые представители нашей Церкви под давлением политических сил выполняют не свою, а чужую волю. Однако основная часть епископата и здоровые силы на Украине выступают против снятия анафемы с Мазепы, ведь невозможно узаконить ложь, назвать ее истиной", - заявил корреспонденту "Интерфакс-Религия" в пятницу митрополит Агафангел.
По его мнению, попытки политиков реабилитировать Мазепу - "из серии антирусских провокаций, которые творятся на Украине с согласия и при участии самого президента". "И открытие Музея оккупации, и раскручивание темы голодомора, и Мазепа - все это звенья одной цепи, происки людей, которые хотят искоренить на Украине русскую культуру, русские традиции, русский язык", - убежден иерарх.
Митрополит Агафангел выразил глубокое сожаление по поводу того, что "политики-националисты, которые всячески пытаются продавить "мазепинский" вопрос, в том числе путем давления на каноническую Православную церковь, в последнее время при молчаливом согласии Виктора Ющенко сносят памятники воинам Великой Отечественной войны в западных областях Украины".
"Это надругательство над теми, кто положил свои жизни за наш народ", - подчеркнул митрополит.
Подводя итог, он заявил, что "на реабилитации такого человека, как Мазепа, нельзя построить мир - напротив, мы получим только еще большее расслоение украинского общества".
Церковная анафема Мазепе вполне соответствует оценкам, которые были ему даны самой историей.
В преддверии 300-летия со дня Полтавской победы снова разгорелись дискуссии о роли в истории гетмана Ивана Мазепы и о возможности снятия с него церковной анафемы. На вопросы корреспондента "Интерфакс-Религия" Ольги Куровой ответил Андрей Сахаров, член-корреспондент Российской академии наук, профессор, директор Института Российской истории РАН.
- Андрей Николаевич, что Вы думаете насчет возможности снятия анафемы с Мазепы?
- Это дело относится полностью к компетенции Церкви. Что касается моего личного мнения, то я полагаю, что решение об анафеме Мазепы было вызвано колоссальным возмущением со стороны и императора Петра, и Православной церкви, и российских властей того периода, когда был предпринят этот совершенно чудовищный предательский акт со стороны Мазепы, который в свое время принес клятву верности русскому государю и нарушил эту клятву, изменил ей и перешел на сторону врага русского и украинского народа.
- Связано ли будирование этой темы с серией мероприятий в честь 300-летия Полтавской битвы?
- Я думаю, что, конечно, сейчас, когда и на Украине, и в России, и в Белоруссии широко отмечается 300-летний юбилей, это событие становится не только уделом общественных организаций, но и уделом интриганов, политиканов, националистов, которые превращают этот святой для братских народов России, Украины и Белоруссии юбилей в рычаг разъединения этих народов, возбуждения ненависти, неприязни. Не случайно именно сейчас поднимается имя Мазепы, предателя как украинского, так и русского народа и государства, раскручивается, пиарится, как сегодня говорят, его фигура в истории, пересматривается, фальсифицируется, хотя оснований для этого, в общем-то, нет никаких.
Дело все в том, что Мазепа поднялся к славе и к политической жизни именно на волне поддержки российского государства, на поддержке российского царя, на поддержке мероприятий Петра I. Как известно, Мазепа активно участвовал в азовских походах Петра I, дал в поддержку русских полков казачью конницу, которая двинулась на Азов. В то время между польским королем и русским царем существовал прочный союз в борьбе против шведов, и в этом смысле Мазепа, полностью ориентированный на поляков, на Польшу, явился как бы посредником в этом союзе и содействовал укреплению связей между Польшей и Россией в общих интересах, в борьбе против турецкой опасности, против шведской опасности. Но в дальнейшем, когда уже в ходе нашествия Карла XII в Польше произошел переворот, и на престол Карлом XII был поставлен его личный протеже, позиция Мазепы не изменилась, он по-прежнему оставался полонофилом, человеком, преданным, прежде всего, интересам польской короны, которая в то время находилась в руках ставленника Карла XII Станислава Лещинского. Мазепа как был полонофилом, так и остался, только ситуация изменилась и бросила его в лагерь врагов России вместе со шведами, вместе с новым польским королем. В этом смысле Мазепа был достаточно последовательным человеком. Это тот момент, кстати говоря, который Петр I и не уловил, не просек, полностью доверяя этому полонофилу и человеку, который не заботился о союзе между русским и украинским народом, о братских действиях, о борьбе против нашествия. Петр не уловил исконной полонофильской сущности Мазепы, и, когда эта сущность проявилась, было уже поздно. Петр I был поражен, ошеломлен, хотя его предупреждали и полковник Кочубей, и другие представители верхушки, казачьи старшины. Петр им не верил, он выдал их Мазепе, который с ними расправился, жестоко казнив своих противников. Потом, когда Мазепа открыто перешел на сторону Карла XII и попытался предоставить в его распоряжение склады продовольствия, вооружения, дать ему возможность отдыха на Украине и попытался часть казаков увести с собой в поддержку Карла XII, было уже поздно, это был открытый переход на сторону врага, нарушение клятвы и присяги. Я думаю, что все эти моменты показывают, что никаких оснований для возвеличивания сегодня Мазепы и пересмотра его исторической фигуры нет. Я думаю, что и анафема, которой был предан Мазепа по части церковной, вполне корреспондирует с теми оценками, которые Мазепе были даны государственной властью, Петром и самой историей.
- Нет ли попыток пересмотреть историческое значение Полтавской битвы в целом?
- Такие попытки наблюдаются только с точки зрения украинского националистического движения и украинского националистического антирусского менталитета. В реальности пересмотр исторических оценок Полтавы сегодня не наблюдается и в принципе не может быть, потому что здесь настолько все исторически ясно, взвешенно и обусловлено источниковым материалом, историографической традицией, что пересмотреть результаты Полтавской битвы, Полтавской победы было бы очень затруднительно. Хотя, скажем, украинские националисты (и в некоторых украинских работах это отражается) считают, что победа царя Петра под Полтавой означала для них закабаление. В этом смысле стремление некоторых современных украинских националистически настроенных историков обелить нашествие, представить благородной роль Карла XII, "освободителя" Украины от "царского засилья", "русского засилья", выглядит, конечно, понятным, но совершенно исторически беспочвенным. Огромная, основная часть украинского народа была против нашествия, боролась, в том числе и партизанскими методами, против шведов, активно поддержала российскую армию всем: и оружием, и продовольствием, и своими силами, помогая русским. Только небольшая часть казаков, около четырех тысяч человек, перешла на сторону Карла XII, и те впоследствии покинули и его, и Мазепу, отпали от своих неудачливых руководителей.
- Институт российской истории РАН проводит в ознаменование юбилея Полтавской битвы серию конференций...
- Вы знаете, был в свое время подписан указ президента России Дмитрия Анатольевича Медведева о праздновании 300-летнего юбилея Полтавской победы. В этом указе несколько позиций относилось к поручениям Академии наук, в том числе Институту российской истории. Мы провели две конференции и выпустили два обобщающих крупных издания, посвященных Полтавской битве. Прежде всего, я хочу сказать о конференции, которая будет 14 мая, через несколько дней. Она будет называться "Реформы Петра I и Полтавская победа". В этой конференции участвуют многие историки Москвы, Санкт-Петербурга, Урала, украинские, белорусские историки. Смысл этой конференции в том, чтобы показать, что Полтавская победа вызревала в ходе всей политики российского правительства того времени - экономических, политических, культурных реформ, в ходе очень мощной дипломатической подготовки. Как раз эти вопросы будут представлены на конференции на новых материалах, новых источниках, еще не известных широкой общественности. Одним из наших ученых, доктором наук из Петербурга будет поставлен и спорный вопрос. Его доклад будет называться "Действительно ли Полтава была обусловлена реформами Петра I?" Дело в том, что ученые не просто отметят этот юбилей - отметить юбилей можно и плоско, примитивно, неинтересно, - а это будет научная конференция, которая будет обсуждать все аспекты реформ Петра I - и их позитивный, и их негативный смысл для русской истории, и те жестокие методы, которыми проводились некоторые из этих реформ.
Это вопросы, которые мы можем сегодня свободно и спокойно обсуждать, показывая общую тенденцию борьбы народа за свободу, независимость, суверенитет против нашествия, насилия, интервенции.
У нас будет и вторая конференция, в несколько иной плоскости: "Полтавская победа и внешняя политика России в первой четверти XVIII века". Полтавская победа определила геополитический поворот в истории страны, и дальнейшее продолжение этой темы звучит так: "Становление великой державы". Полтавская победа стала переломным пунктом во всей Северной войне, определила и выход России на европейскую арену, и превращение России в европейскую державу в полном смысле этого слова.
В рамках конференции планируется провести круглый стол на тему "Народы России, Украины и Белоруссии в борьбе со шведской интервенцией". Я надеюсь, что это будет интересный круглый стол, и он расставит точки над i в современной полемике вокруг Мазепы, о роли верхушки, изменившей народу.
Кроме того, президентским указом нам поручено подготовить к печати коллективную монографию к 300-летию Полтавской победы (наши ученые подготовили эту монографию, она сейчас находится в издательстве). Я думаю, что там будет немало новых интересных материалов, основанных на новых источниках, может быть, будут отражены какие-то спорные вопросы. И, наконец, мы подготовили двухтомник документов, материалов, источников по истории Северной войны.
Снятие анафемы с Мазепы невозможно, считает глава богословской комиссии Украинской православной церкви.
Киев. 7 мая. ИНТЕРФАКС – Председатель богословско-канонической комиссии Украинской православной церкви епископ Сумской и Ахтырский Евлогий считает, что о снятии анафемы с Мазепы не может быть речи.
"Бывает, анафема снимается, если приводят стопроцентные доказательства того, что человек перед смертью принес покаяние в содеянном. Но в случае с Мазепой таких доказательств никто еще не привел - их просто нет. Поэтому речи о снятии анафемы идти не может", - заявил владыка Евлогий корреспонденту "Интерфакс-Религия".
На днях глава Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви архимандрит Кирилл (Говорун) заявил агентству о том, что отмена решения об отлучении от Церкви гетмана Мазепы теоретически возможна, поскольку оно носило сугубо политическую подоплеку и не имело оснований с церковной точки зрения.
Между тем глава богословской комиссии УПЦ считает, что "снять анафему с Мазепы значило бы в каком-то смысле оправдать его деяния".
"Многие говорят: Мазепа строил храмы. Так ведь и Гитлер на территории "третьего рейха" отреставрировал все храмы и построил новый, прекрасный Воскресенский собор в Берлине! Что сделал Гитлер потом - мы знаем. Возведение храмов не может быть оправданием последующих действий Гитлера, как и не может быть оправданием для Мазепы в предательстве той клятвы, которую он дал перед крестом и Евангелием, в уничтожении православных святынь и осквернении православных храмов со стороны лютеран", - подчеркнул епископ Евлогий.
По его мнению, те, кто хотят снять анафему с Мазепы, "по сути дела, снова начинают будировать тему, которая раскалывает общество".
"Наверное, не то время сейчас, когда нужно вообще говорить об этих вопросах, не нужно этого затрагивать. Это разделяет, раскалывает народ", - заявил архиерей.
В заключение он посоветовал тем, кто интересуется "мазепинской" темой, ознакомиться с публикациями клирика Одесской епархии протоиерея Андрея Новикова, который также является членосм синодальной богословской комиссии Московского патриархата.
Аргументы в пользу снятия анафемы с гетмана Мазепы - лишь политические.
В связи с горячей дискуссией в церковных и околоцерковных кругах о возможности снятия анафемы с гетмана Ивана Мазепы портал "Интерфакс-Религия" обратился к руководителю пресс-службы Украинской православной церкви Василию Анисимову с просьбой расставить акценты в этом вопросе.
- Василий Семенович, как Вы относитесь к очередной полемике вокруг снятия анафемы с гетмана Мазепы?
- С досадой. Она у нас постоянно, с периодичностью раз в два-три года, возникает, причем как бы с чистого листа. Сейчас ее инициатором стал наш священник архимандрит Кирилл (Говорун). Он-то должен был сначала ознакомиться с высказываниями по этому поводу Блаженнейшего митрополита Владимира, других наших высших иерархов, а потом формулировать свою точку зрения, чтобы она не выглядела диссонансом. Мнение священноначалия всегда надо учитывать, а руководителю структурного церковного подразделения - даже согласовывать, особенно если священник решил обратиться к светским СМИ. Они уже объявили, что его мнение - позиция УПЦ, и я за последние три дня уже устал разъяснять, особенно западным СМИ, что это его личная точка зрения, и не более.
- Вы считаете, что эта тема для Церкви не актуальна?
- Я полагаю, что священнослужитель может провоцировать общественные или политические дискуссии по любым проблемам, главное - чтобы они отвечали церковным интересам. А таких проблем у нас на Украине - выше крыши. Продолжаются захваты раскольниками храмов (на этой неделе - два таких инцидента), продолжаются грабежи церквей, воруют даже чудотворные иконы, на днях автокефалам отдали ключи от нашего Андреевского храма в Киеве, в исторических митрополичьих палатах в Святой Софии решили открыть музей вместо того, чтобы вернуть их Церкви. Не решаются проблемы реституции церковной собственности, восстановления юридических прав Православной церкви, море экономических проблем и так далее. А наших молодых богословов, включая отца Кирилла, почитаешь - так у нас в УПЦ никаких забот нет, кроме статуса УПЦ, автокефалии, голодомора, "цивилизационного выбора", "украинской самоидентификации", "политического православия" и гетмана Мазепы.
На Украине и Мазепа, и ОУН-УПА, и дивизия СС "Галичина" - проблемы политические. И если священник решил на этом поле засветиться, то непременно попадет под жернова, еще и Церковь подставит.
- Каким образом?
- У нас на государственные торжества в честь юбилея Полтавской битвы власть решила даже памятник гетману Мазепе не открывать, потому что боится, что юбилей превратится потасовку и погромы. Против установки памятника выступают "регионалы", коммунисты и другие оппозиционные партии. Они считают, что он является надругательством над памятью защитников города, погибших и умерших от голода во время шведской осады, а также оскорбляет чувства православных верующих, ведь гетман предан анафеме. А тут архимандрит Кирилл заявляет, что анафема гетману имела лишь политический характер. Поступает вполне по-мазепински. Власть, конечно, его похвалит, но, с другой стороны, это уже вызвало резко негативную реакцию оппозиции. Видные деятели Партии регионов, крупнейшей политической силы страны, уже заявили, что УПЦ "заигралась" с президентом и оранжевой властью, и даже напомнили нам, что власть не вечна, не за горами - выборы, где шансов у Виктора Ющенко немного, и в оранжевых политических подтанцовках участвовать священнослужителям не стоит. Думается, мы не должны в поисках новых друзей предавать старых. К тому же исторический опыт Церкви, начиная от полтавского священника Георгия Гапона и кончая историей с прошлогодним визитом Константинопольского патриарха, показывает, что власть, политики лишь используют Церковь, и ничего доброго ждать от них не приходится.
- Так существует ли хотя бы теоретическая возможность снятия анафемы с Ивана Мазепы?
- На этот вопрос ответил Блаженнейший митрополит Владимир. Он сказал: обоснуйте, представьте в богословскую комиссию материалы - она рассмотрит, сделает выводы. Это серьезная исследовательская работа, которая не делается на митингах и перед телекамерами. Я как журналист за последние двадцать лет несколько раз писал об этой проблеме. Тема предательства стара, как мир. Правда, сегодня для многих политиков оно является просто технологией. И, хотя возможность снятия анафемы, конечно же, существует, я не думаю, что обнаружатся какие-то серьезные аргументы, кроме все тех же политических.
Источник: http://kirillfrolov.livejournal.com/555768.html
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии