Что уводит из Церкви? Протоиерей Максим Первозванский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Протоиерей Максим Первозванский

 

Когда ревность христианина и слабеет, когда посещение богослужений, молитвы и посты становятся в тягость и не приносят духовного плода, что делать, и почему это происходит? С чем связан уход из Церкви, какие ошибки в духовной жизни современных православных верующих приводят к такому финалу? Об этих острых проблемах рассуждает протоиерей Максим Первозванский – клирик храма Сорока Севастийских Мучеников, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь», отец 9 детей.

Триста дней в году постимся…

Существует несколько причин того, почему человек охладевает к церковной жизни, и для разных людей они не одинаковы. Однако, если подвести их под общий знаменатель, то можно сказать, что во всех случаях христианин не видит и не чувствует смысла того, что он делает.

Терпеливыйчеловек может много лет вести такую жизнь, а нетерпеливый может через две недели достигнуть того же эффекта, который терпеливый получит через много лет. Верующий может добросовестно выполнять церковные установления, но не чувствовать того, зачем ему это нужно. Теоретически он принимает даже такие чуждые рациональному уму построения как рай и ад, задумывается о том, что его ждет в будущей жизни.

Он понимает, что должен освобождаться от страстей, становиться добрее, приобретать добродетели, устанавливать свои отношения с Богом, почувствовать присутствие Бога в своей жизни. Человек понимает, что его жизнь должна измениться. А этого не происходит. Вроде бы он все делает, что положено, но все остается точно так же: и страсти все на месте, и молитва холодная и пустая. Он уже двести, а то и триста дней в году постится, не высыпается в свой единственный выходной, потому что рано идет на службу, лишает себя общения с друзьями, загнал себя в жесткие рамки неудовлетворенности в интимной жизни, потому что и в ней тоже существует пост. Верующий лишает себя одного, второго, третьего, он со всех сторон себя прижал, а плодов не имеет.

И тогда возникает вопрос: для чего все это нужно? В этот момент внутреннего сомнения дьявол начинает активно вкладывать помыслы о том, что и жизнь церковная и весь духовный мир во главе с Богом – неправда и не более чем поповские сказки. Да и как может быть иначе, ведь весь мир вокруг живет и обходится без Церкви. Даже если христианин отмахивается и сопротивляется такому помыслу, возникает еще и рациональное сомнение, и тогда верующий теряет волю. Он уже не может заставить себя сделать что-то. Может быть, он считает, что сделать это нужно, но воли уже нет. Человек бездействует.

Человек не может чувствовать себя плохим

А дальше вступает в силу даже не духовный, а психологический закон: человек не может чувствовать себя плохим. Мы все говорим, конечно, о смирении, но люди в принципе не могут чувствовать себя плохими, да и не должны: они не должны к себе плохо относиться, не должны себя ненавидеть.

В этой ситуации человек либо убеждает себя, что все и так нормально, либо он сознательно от церковной жизни отрекается, приняв для себя решение, что все это не более чем сказки.

Можно провести такую аналогию: жена изменяетмужу, при этом она не считает секс просто спортом, а серьезно относится к отношениям. Как в такой ситуации ей жить дальше? Ее мучает чувство вины, укоряет совесть, и поскольку ей трудно жить с этим чувством, то для разрешения внутреннего конфликта возможно несколько вариантов. Первый вариант – прекратить грех. В этом случае все встает на свои места, она приходит в мир со своей совестью. Понятно, что последствия греха продолжаются, но глобальное противоречие разрешено. Если же у жены нет сил или желания оставить грех, то она все равно не может долго жить с острым чувством собственной вины. Тогда она или начинает обвинять своего супруга в том, что он плохой, не принес ей счастья, и поэтому она имеет право на измену. Или она может обожествлять свои чувства: наконец-то я встретила настоящую любовь. Или она убеждает себя, что верность – это ерунда, все так живут, и ничего плохого в этом нет.

То есть человек должен себя так или иначе оправдать.

Примерно тоже происходит, когда человек не видит плодов своих духовных усилий. Поскольку себя плохим я признать не могу, значит, я должен признать плохой Церковь. В этой ситуации и случается отход.

 

Ключевой вопрос состоит в том, почему человек не чувствует плодов? Причины для разных людей различны. Есть люди мистически одаренные, для которых чувство присутствия Бога, участия Бога в их жизни явно существует. Но бывают люди мистически не одаренные, и это не значит что они хуже или лучше. Надо сказать, что во все времена людей, имеющих живую личную веру, личное общение со Христом, веру как опытное знание, а не догадку, всегда было меньшинство, начиная со времен апостольской общины.

Люди приходят в Церковь в силу различных причин, и не всегда получают в Церкви то, что они от Нее ждут. Потому что некоторые ожидания Церковь оправдать в принципе не может. Древние евреи, в частности, ждали от Христа, что Он прогонит римлян и установит царство Израиля. Именно поэтому вход Христа в Иерусалимсопровождался таким ликованием и криками «Осанна!».

Прогоним плохих американцев?

И в наше время многие люди приходят в Церковь, ожидая, что мы наконец-то прогоним «плохих американцев». Надо сказать, что такие ожидания не случайны, мы же констатируем, что православие – это государствообразующая и культурообразующая религия нашей страны. Даже в законе записано, что само возникновение Российской государственности и русской культуры произошло в результате непосредственного участия и влияния православия. Есть люди, которые ждут, что сейчас Патриарх призовет прогнать всех «жидов и масонов».

Естественно этого не происходит, такие ожидания в принципе не оправданы. Ни Бог ни Церковь не могут и не должны это делать. Человек ошибся в своих ожиданиях и тут, наверное, ничего не поделаешь. Другая причина разочарований состоит в том, что человек действительно ждет личного общения со Христом, но по тем или иным причинам его не получает.

Третий вариант негативного развития событий происходит тогда, когда, человек не имея опытного духовного руководства, совершает серьезные ошибки в своей духовной жизни, в результате чего его душа терпит серьезные травмы, потери. Если в первом случае человек просто не получает ожидаемого, то в данном случае человек получает совсем другое.

Например, прочитав про монашескуюжизнь, послушание, верующий ищет себе наставника, которому он мог бы вручить бразды правления своей духовной жизнью. Однако вместо наставника верующий получает лжестарца, который загоняет его в условия совершенно неадекватных послушаний. Проходит десять лет и человек оказывается полностью разрушенной личностью, потерявшей смысл, жизненные ориентиры и глубоко разочаровавшийся в Церкви.

Ложная аскетика

Бывают также ситуации, когда сам верующий совершает серьезные ошибки в духовной жизни. Например, сегодня я беседовал с одной мамой, которая попросила меня посодействовать в следующем. Ее сыну 23 года, он с детства рос в православной семье, в которой вроде бы все было благополучно. Проблема заключалась в том, что молодой человек сильно углубился в аскетическую литературу, начал жестко поститься, употреблял только хлеб и воду, и не реагировал на уговоры ни родителей, ни друзей, ни священника. Через год такой жизни он сбросил 25 кг веса, замкнулся в себе, стал озлобленным, перестал чем-либо интересоваться, а в конечном счете прекратил и молиться. Произошло это потому, что человек впал в состояние, называемое в Церкви прелестью. В данном случае он сам совершил ошибку, сам довел себя до такого духовного состояния ложной аскетикой.

Однако названные причины отсутствия духовных результатов не являются причиной массового ухода из Церкви. Очевидно, что на сто прихожан единицы занимаются духовными подвигами. То же самое можно сказать в отношении прихожан, которые имеют тот или иной мистический опыт и жаждут общения со Христом. Это всегда меньшинство. Большинство людей просто искренне верят в Христа, они за все хорошее и против всего плохого, Евангелие привлекает их и своей нравственной и эстетической красотой. Очень может быть, что и у многих из них есть собственный мистический опыт, они действительно переживали присутствие Христа в своей жизни, но не как постоянное присутствие, а как разовые события. Живет человек в Церкви, предположим, 20 лет, и за это время он дважды пережил такую Встречу, и этого ему достаточно. Он уже не задается вопросом: а есть ли Бог, так как ответ для него ясен.

Но главная причина отсутствия плодов духовной жизни, заключается все-таки в другом. Вспомним притчу о сеятеле, сказанную Спасителем:

«иное /семя/ упало в терние, и выросло терние и заглушило его» (Мф 13:7).

Что такое тернии? Это суета, которой мы все так или иначе подвержены, поскольку живем в миру. Это мирские заботы и увлечения, которые пересиливают тягу к духовному. А теперь давайте разберемся, что способствует терниям забивать семена духовной жизни?

Человек так устроен, что он стремится к целостности жизни, и Церковь исторически тоже к этому стремилась, и в некоторой степени достигла. Церковь оцерковила эллинистическую культуру практически во всех ее аспектах. В период до X века была оцерковлена философия, живопись, наука. Церковь даже оцерковила государство, хотя оцерковить государство невозможно, поскольку они различны по своей природе. Тем не менее, Юстиниан и другие императоры попытались подогнать государственное законодательство под церковные нормы. Монарх стал православным человеком, причем не только в личной жизни, но он осознал себя православным правителем и защитником всех верующих.

В поиске целостности

В ходе истории первого тысячелетия и в значительной степени второго тысячелетия жизнь христианина достигла целостности. Человек чувствовал себя православным просыпаясь, умываясь, завтракая, идя на работу, отдыхая после работы, развлекаясь, общаясь в кругу семьи. Вся жизнь человека была связана и выстроена как жизнь человека православного. Он постоянно находился в кругу единомышленников, он понимал, что у людей те же интересы, что у него. Все верят в одного Бога, все вместе ходят в храм по воскресеньям, у всех общие христианские праздники. Его жена христианка и они вместе с ней единомысленно воспитывают детей и соблюдают посты, я иду в мое православное христолюбивое воинство, которое защищает мое Отечество от язычников.

Теперь сравним то общество, в котором мы живем сейчас. Православный человек просыпается, и не факт, что рядом с ним православный супруг. Дальше он включает телевизор, и видит там далеко не православные новости. Все оценки, которые он слышит от дикторов, ведущих, чиновников, политиков, журналистов не подчинены православной логике. Смысл того, что происходит на телеэкране, очень далек от православия. Далее, православный приходит на работу, а мы понимаем, что мало кто работает в церковной ограде, и сталкивается совсем с другим отношением к жизни.

А дальше действует принцип, написанный в псалме: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26, 27). Человек подвергается мощнейшему прессингу другой культуры, другого образа мыслей, абсолютно другой ценностной шкалы. При этом, если у него нет постоянной личностной глубокой духовной жизни и общения со Христом, то через какое-то время, и это тоже духовный закон, человек оказывается неспособен противостоять этому давлению. Тогда он начинает думать, а зачем я хожу в храм, ведь все мои друзья не ходят. Выход из этой ситуации в принципе понятен: надо стараться создавать православную среду, где это только возможно.

Начинать надо с маленького: сначала постараться создать православную семью, дальше задуматься о том, кто твои друзья. Говоря, например, о молодежи, можно отметить, что в Москве уже не первый год идет движение по созданию молодежной среды. Еще до принятия Святейшим Патриархом Кириллом решения о том, что в каждом храме надо иметь ответственного за молодежную работу, фактически уже существовали десятки молодежных организаций. При этом большинство из них не обязательно оказались объединенными высокими идеями христианского служения. Смыслом их существования является просто поиск общения, то есть гораздо более низкая планка.

Среда по интересам

Конечно, и наша молодежная организация и многие другие, ставит перед собой высокие планки: миссионерского или социального служения. Но надо понимать, что само по себе общение единомысленных людей – это тоже немаловажно. Закончился рабочий день или рабочая неделя и встает вопрос: куда пойти верующему молодому человеку, как ему провести выходные? Да, можно с его нецерковными друзьями пойти пива попить или поехать в поход, или еще как-то потусоваться. Но ему этого не хочется, и он ищет себе единомышленников, с которыми мог бы вместе и доброе дело сделать, и куда-то поехать. Православная молодежь ездит и на роликах вместе покататься, и в волейбол поиграть, и просто выезжает на природу. Эта же среда дает возможность встретить спутника жизни единомышленного с тобой, православного, смотрящего на жизнь примерно так же как и ты. Так создается молодежная среда.

Бабушки создают свою среду по интересам, принимают участие в тех же паломнических поездках, просто разговаривают, следят за подсвечниками, за чистотой в храмах. Ведь то, что наши храмы постоянно пребывают в таком чистом виде – это же бабулечек в основном заслуга. Зачем они это делают? Одни из высокой внутренней потребности служения Христу, а другие из потребности просто быть рядом с такими же как ты и иметь возможность с ними общаться. Мы пытаемся создавать православные школы и гимназии. То есть люди пытаются достичь целостности жизни, пытаются сформировать православную общность в той форме, в которой это возможно. В этом смысле конечно большинство православных людей мечтает о православном государстве.

Кроме того, необходимо заниматься настоящим христианским просвещением, и не только в отношении борьбы с обрядоверием и суевериями. Очень важно, заниматься просвещением относительно того, как правильно должны быть расставлены приоритеты в церковной жизни.

Например, человек по состоянию здоровья не может соблюдать пост со всей строгостью, которая предписана Церковью, а ему все говорят, в том числе священник, что, нарушая пост, он тяжко грешит. Человек впадает в уныние, тогда как пост, хотя и важен в духовной жизни, все же не является главным. Также и молитвенное правило, утреннее, вечернее, подготовка ко святому причащению и другие правила совершенно четко подпадают под слова Христа: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Ев. Мк.2:27).

Если мы избежим всех этих ошибок, то останемся в том пространстве, в котором у нас есть надежда, что наша духовная жизнь будет двигаться правильно.

Помимо того, что надо избегать ошибок, надо читать Священное Писание, стараться думать о прочитанном, если есть возможность, можно даже посещать евангельский кружок. Как сказал Серафим Саровский– наш ум должен плавать в словах Евангелия. Это особенно важно потому, что образы мира вытесняют из нас Евангелие.

Помимо того, чтобы иметь просто православное общение, православную тусовку, нужно делать дела любви. Надо ради Христа что-то делать, хотя бы милостыню подавать, подходя к храму, а желательно делать и что-то большее.

Если человек все же покидает Церковь – это всегда трагедия. Он испытывает такие же примерно ощущения, когда не сложилась в личная жизнь: пустота, апатия, отчаяние. Когда еще ты доживешь до следующей любви? Иногда проходят годы, пока нанесенная рана заживет.

Отдельный случай – это уход из церкви выросших детей верующих родителей. По большому счету они в Церковь и не приходили, их туда принесли или привели. Сознательная вера, сознательный приход ко Христу может осуществить только взрослый человек, за редким исключением духовно одаренных детей. Подавляющее большинство детей живут верой родителей, дети живут тем же, чем живут родители. Обретение собственной веры осуществляется тогда, когда человек осознает себя самостоятельной личностью, которая способна сама что-то творить, строить отношения, то есть когда человек вырос или вырастает. Поэтому, например, баптисты крестяттолько взрослых.

Мы – православные, не считаем, что не надо крестить детей, потому что в таинствах ребенок получает благодать от Бога. Но при прохождении совершеннолетия человек должен самостоятельно обрести свою веру. С нуля или с трамплина, который задала ему семья, крещение, таинства, некоторое духовное образование, духовная жизнь. К сожалению, такой трамплин иногда бывает негативным, тогда он воспринимается как ярмо. Поэтому в данном случае нельзя говорить об уходе из Церкви. Нельзя уйти оттуда, куда ты и не приходил.

Совсем другая ситуация, когда человек пришел в Церковь сам, взрослым, какое-то время в Ней жил, и потом из Нее ушел. Это всегда травматично, если только человек не пришел поверхностно. Бывает иногда, что люди видят в Церкви всего лишь идеологию, и совсем не видят религиозной стороны. Если же человек пришел в Церковь, пожил, почувствовал, а потом разочаровался и ушел, то он уходит всегда с травмой, с обидой, с озлобленностью, с отчаяньем, с разочарованием, с пустотой в душе. Конечно, это всегда очень тяжело. Хотя если человек уходит не от Бога, а уходит потому, что он здесь Бога не нашел, не встретил, у такого человека всегда есть надежда, что он все равно к Богу придет и в Церковь вернется. Все зависит от того, что человек ищет в жизни. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:21)

Уместно вспомнить притчу о званных на вечерю: «Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти» (Лк 14:19-20).

Допустим, все мы живем неважно, то есть плохо с материальной точки зрения, перебиваемся с хлеба на квас. Неожиданно ситуация меняется, открываются новые нефтяные месторождения или происходит еще что-то не менее невероятное. Поток нефтедолларов позволяет многим из нас резко улучшить свою жизнь. Люди начинают вести коммерческую деятельность, активно зарабатывать деньги. Ты же в это время по-прежнему возишься со своими бедными, больными, храмами, продолжаешь перебиваться с хлеба на квас. И это сложно, потому что все вокруг стали жить лучше, у них уже квартиры, машины, дома. А тут еще оказывается, что и за образование надо платить, и за качественное медицинское обслуживание надо платить, а у человека дети, им надо дать образование, их надо правильно и хорошо вылечить. И он уже начинает думать не о духовном, а о том как денег заработать. В этой ситуации человек постепенно уходит от высоких материй, и утопает в постоянных финансовых и хозяйственных заботах.

Господь призывает многих, и в Церковь приходят многие, но каждый человек тоже должен возгревать в себе если не чувство, то хотя бы память о том, что главное, что второстепенное. Стремление к материальному благополучию отбивает в человеке самое главное. Христианин должен помнить, что главное в его жизни – это служение любви. Служение Богу и служение ближнему. При этом чем в более сытое время мы живем, чем более благополучна как частная жизнь, так и общественная, тем сложнее идее служения пробиваться.

Записала Наталья Смирнова


Источник: Православие и мир