Беседа на православном радио Минска

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

"Беседка" с протодиаконом Андреем Кураевым
(Эфир "Беседки" с протодиак. Андреем Кураевым - 9.00 и 18.00)
Одним из первых гостей эфира Радио «София» стал известный проповедник, миссионер Русской Православной Церкви, профессор Московской Духовной Академии протодиакон Андрей Кураев. Предлагаем Вашему вниманию фрагменты интервью с отцом Андреем, записанного накануне приезда Святейшего Патриарха Кирилла в Беларусь.

- Отец Андрей, каковы итоги визита Святейшего Патриарха Кирилла в Украину, принес ли он результаты, и что можно ожидать от визита Святейшего в Беларусь? Если Украина «славится» расколами, в Беларуси совершенно другая ситуация.
- И визит в Украину, и визит в Беларусь - это пастырские визиты, они не политические, поэтому итог один и тот же. Патриарх даёт людям радость общения с собой, радость ощущения своего причастия к большой истории, большой культуре, большой традиции. Различия визитов в Украину и Беларусь есть – они очень серьёзные. Я думаю, что самый главный результат визита Патриарха Кирилла в Украину, это осмысление этого визита самим Патриархом. Потому что для Патриарха очень важно увидеть своими глазами ту Церковь, которая доверила ему управление собой. Во всём многообразии этой церковной жизни: многообразии стран, политических укладов, культурных, языковых и т.д. И я думаю, что для Патриарха было очень важно увидеть, что ров, который копают политики Украины и России на самом деле не так глубок, как кажется некоторым пропагандистам. Патриарх увидел свою паству, миллионы людей, которые рады нашему единству. Для Патриарха это очень важно, потому что он человек, который не хочет навязываться, а хочет откликаться на народные желания, и желание единства на Украине он увидел. Поэтому он не будет позволять себе запугивать объективно необратимыми, якобы, процессами нашей сепарации и т.д.
- Что Патриарх может увидеть в Беларуси?
- Прежде всего Патриарх увидит здесь митрополита Филарета (смеётся), и ему предстоит четыре дня близкого общения с минским митрополитом. Я думаю, он - не только лицо Белорусской Церкви. Очень много всего связывает этих людей. Митрополит Кирилл наследовал от митрополита Филарета управление делами внешних церковных связей, митрополит Филарет совершил очень значимый поступок на Поместном соборе 2009 года, когда перед последним туром выборов он снял свою кандидатуру в пользу митрополита Кирилла. Поэтому здесь действительно особые отношения многолетнего сотрудничества и дружбы. Я дерзну предположить, что для Патриарха это будет приезд в гости, в дом к близкому для него человеку, а не к подчиненному. Мне кажется, что психологические отношения здесь несколько другие.
Во-вторых, это просто священники, интересные люди белорусской церкви. Мне кажется, что Патриарх во время своих поездок по епархиям присматривается и к епископам, и к священникам. Он ищет помощников себе, ему нужно создавать серьёзный церковный аппарат в Москве. Поэтому он готов, мне кажется, некоторых людей приглашать в Москву. Ну и, конечно, народ церковный и нецерковный. В этом, может быть, отличие Патриарха Кирилла от Патриарха Алексия, который прежде всего обращался к церковному народу. Патриарх Кирилл, кроме этого, старается выйти на улицу из храма, обратится к светским людям: и интеллигенции, и журналистам, и студентам, поэтому формат общения Патриарха с белорусами будет разнообразен.
- Святейший будет встречаться не только с церковной элитой, но и с государственной. Всем известна инициатива Президента Беларуси о встрече Римского Папы и Московского Патриарха. Как вы думаете, насколько это встреча возможна в ближайшее время и от чего она зависит?
- Насколько я понимаю, встреча Патриарха и Папы рано или поздно, конечно, состоится. Вопрос срока и места вторичен, потому что главное - наполнение этой встречи, чтобы она не была просто протокольной, а чтобы вышла на какие-то серьёзные договорённости. Я не говорю о заключении унии, а речь идёт прежде всего о том, чтобы закрыть некоторые страницы в прошлом и открыть сотрудничество в будущем. Когда речь идёт о прошлом, имеется в виду, чтобы Римский престол со своей высокой кафедры дал бы нравственную оценку захватническим действиям униатов на Украине, чтобы однажды совершённое насилие не воспринималось бы как некий священный прецедент Католической церкви, который можно повторять вновь и вновь, потому что никто этого не осудил. И чтобы этого не было, необходимо, чтобы нравственная оценка прозвучала. Второе, это взгляд в будущее. Это то, что нужно делать и делается, это согласование позиций по нашим совместным действиям в единой Европе и современном мире, где христиане, скорее, становятся меньшинством. И вот отстаивать моральные ценности христианства, не просто имущества церковного, а традиционные семейные ценности, это то, что мы можем и должны делать вместе, в том числе используя европейские структуры.
- Может ли так быстро измениться вековая тенденция отношения Римского престола к православным как к схизматикам, со всеми вытекающими последствиями? Ведь погром Православной Церкви в Западной Украине произошел после Ватиканского собора, на котором православные были объявлены братьями, а Православная Церковь – сестрой Церкви Римской. Возможно ли изменение отношений сейчас, без него полноценный диалог, наверное, невозможен?
- Я думаю, что этот вопрос надо задавать представителям польского Православия. Как они себя ощущают в Польше? Потому что мне доводилось слышать, что очень часто для того, чтобы польские православные общины могли добиться реализации своих прав, они вынуждены обращаться к государственным структурам. В то же время католические епархии тайной телефонной дипломатией ставят палки в колёса Православной Церкви в Польше. Поэтому разрыв между словами и делами в жизни Польши существует. Один православный священник, выросший в католической семье из Западной Беларуси, рассказывал мне так: у нас дома и ксендзы бывали, и в советское время у нас была крепкая семья католическая. И установка была такая: в том обществе и регионе, где католики меньшинство, мы должны требовать равноправия. А там где мы наравне с другой религией, мы должны требовать преобладания. Там где мы преобладаем, мы должны требовать единомыслия.
- Вас пригласили в Минск выступить с лекциями в рамках духовно-просветительской программы «Семья – единение и любовь». Может ли Церковь повлиять на демографическую ситуацию? Мне кажется, сейчас она не настолько авторитетна в обществе, чтобы по ее призыву все семьи стали многодетными. Может ли Церковь предложить решения, не только призывы?
- Церковь может предложить свою веру. Один московский батюшка на вопрос: «А что Вы думаете о демографическом кризисе?» ответил: «А где кризис? Я его не вижу. На моём приходе рождаемость выше, чем в Египте». И это действительно так. Зайдите в любой православных храм Минска или Москвы, вы увидите на воскресной Литургии множество детишек. Серьёзные церковные семьи – они многодетны. Вопрос: сколько этих семей по отношению к общему количеству семей. Естественно, призыв Церкви рожать, обращённый к нецерковным людям, не дойдет никак. Поэтому вопрос не в том, чтобы превратиться в ведомство по реализации демографической пропаганды, а в том, чтобы Церковь больше людей привлекала к вере во Христа, а остальное приложится, в том числе и дети.
- Может ли повлиять на демографическую ситуацию через поколение, два поколения введение в школьную программу «Основ православной культуры»? Если предмет будет преподаваться в старших классах, он может изменить сознание школьников, или это очень оптимистические ожидания?
- Я думаю, что можно не ждать так долго. Некоторые перемены могли бы произойти и раньше. В России сейчас этот предмет появится в 4 классе, но будет вестись слишком коротко – всего 2 четверти. Не думаю, что это приведёт к массовому изменению сознания детей, потому что впереди у них переходный возраст и очень много смоется и изменится. Но я надеюсь на то, что родители прочитают детские учебники. И, может быть, у кого-то из них знакомство с этими детскими учебниками вызовет интерес к миру Православия настолько серьезный, что они примут церковные ценности. Если у родителей ребенок в 4-м классе, они наверняка ещё очень молоды, поэтому годика через два там может появиться братик или сестричка.
- Какой профессиональный совет Вы могли бы дать радиостанции «София»? Мы начали вещание в Интернете и, естественно, в этом пространстве наше вещание будет нести миссионерскую нагрузку. Как миссионер, что Вы порекомендуете творческому коллективу «Софии»?
- Первое: избегать слова «идеология», слова «пропаганда». Второе: избегать таких словосочетаний как «работа с молодёжью» или «методы миссионерской работы», «методика миссионерской деятельности». То есть всего того, что превращает человека в полуфабрикат, в объект воздействия. Этим недостойным трудом не стоит заниматься, должно быть уважение к человеку, с которым ты беседуешь, а не просто восприятие его, как объект, на котором я реализую свои домашние заготовки, отрабатываю методы. Просто будьте самими собой, не надо никаких стилизаций, не надо «прогибов», в том числе и под молодёжную моду, молодёжный язык.
http://www.radiosofia.by/html/arch6.html