Беззаконная правота. Нарушая заповедь, не рассчитывайте на срок давности
Заповеди даны не столько для охранения нас от менее совестливых членов общества. В первую очередь они нужны для охранения человека от самого себя.
Мой дядя был сначала уважаемым человеком, знал лично многих артистов, известных людей, но потом удача от него отвернулась. Дядя окончил Плехановский институт и работал в крупном магазине. Сейчас из прессы и телевидения мы знаем, что вся советская торговля в те времена была так устроена, что все основывалось на «черном нале». Моя тетя, которая тоже раньше была связана с торговлей – работала в ГУМе, говорит, что если директор магазина не давал взятки в управление торговли и на базы, то и торговать ему было нечем, тогда он не имел выручки, не выполнял план, и его ругали как не справившегося с работой.
А деньги для взяток собирались из тех, которые давали директору через заведующих секциями простые продавцы. Поэтому продавцы, чтобы собрать эти деньги, вынуждены были немного недовешивать или недодавать сдачи, к тому же из этих же денег они покрывали недостачу, если она случалась. Некоторых ловили, происходило расследование, и всех, кто оказался задействованным в цепочке, сажали. Моя тетя считает, что это делалось «для острастки». Но, например, по ходу дела могло выясниться, что деньги, которые уходили на взятки, собирались не только за счет обсчета и обвеса. Хороший директор организовывал работу так, что у него не пропадал товар, и тогда он его не списывал как испорченный, а продавал. Это создавало капитал. Моя тетя считает, что законы в то время были такие, что посадить можно было любого. И если бы дяде повезло больше, то сейчас он бы не просто был жив, а процветал, потому что сейчас такие технологии экономии законами уже не преследуются. Наоборот, считаются передовыми.
Артем, 17 лет.
Комментарий
Здравствуйте, Артем! Артем, сочувствую горю вашей семьи: уход близкого человека – это трагедия, и время не всегда притупляет боль. Не берусь определять степень виновности вашего дяди – никем на это не уполномочена. И уж тем более не смею его судить… Что же касается ваших рассуждений о том, что оценка преступления зависит от времени, а значит, и само преступление относительно, то мысль эта расхожая и в последнее время все более популярная. Тем не менее позвольте с ней не согласиться.
О законах временных
и вечных
Артем, мне кажется, дело в путанице между такими понятиями, как нарушение закона и преступление Божьих заповедей. Мы не всегда четко осознаем разницу между уголовным правом и Декалогом. Законами, писанными людьми, и Законом, высеченным Богом на скрижалях.
На первый взгляд заповеди и законы уголовного права схожи. Например, может показаться, что у них одна и та же цель. И те и другие призваны защитить менее агрессивных, скажем так, членов общества от посягательств более хватких, более хищных соплеменников. Как и закон, заповеди ограничивают аппетиты хищников, очерчивая предел их хваткости: «Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не лжесвидетельствуй», ну и чуть более: «Не желай» – «жены ближнего твоего, ни дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему». Но на этом вся схожесть человеческого законодательства и заповедей Божьих заканчивается.
Смотрите, Декалог – закон, данный Богом, – всего лишь десять предписаний, десять коротких предложений: первые четыре касаются отношений человека с Богом, остальные – отношений между людьми. Причем последняя, десятая заповедь выходит за сферу поступков человека – она вторгается в сферу его помыслов: «Не желай…» Уголовное право, напротив, излагается в увесистом томе Уголовного кодекса. Кодекс состоит из двух частей, каждая часть делится на разделы, главы и статьи, последние, в свою очередь, тоже подразделяются на части, те – на пункты, и все это дополняется примечаниями… Что и говорить, солидное различие в форматах. Оно неслучайно: пытаясь обозначить, что можно, а что нельзя, человек всегда начинает ограничивать, ставить рогатки. Господь, даже накладывая запрет, – дарует человеку свободу.
Дальше – больше. Как вы, Артем, верно заметили, законодательство, писанное людьми, неизбежно несет на себе отпечаток времени: достаточно вспомнить, что еще совсем недавно преступлением считался просмотр и показ видео – люди получали за это статью и срок. А цеховики? А валютчики? Закон, данный Господом Моисею на горе Синай, неизменен уже более трех тысяч лет. И неслучайно: заповеди описывают константы духовного мира – подобно тому, как законы физики описывают явления мира материального. Только в физике, как мы теперь знаем, есть классическая, она же ньютоновская механика, а есть квантовая и даже релятивистская – и законы у них разные. А вот духовные константы непреложны, неизменны, не ограничены никакими рамками материи – потому что они отражают сущность неизменяемого Творца. Кстати, Артем, современные богословы считают, что законы природы не просто условны и относительны, они, оказывается, еще и временны: появившись вместе с физическим миром, они с ним же и прекратят свое существование. А вот законы духовные – останутся. Потому что Бог есть Дух, Он не ограничен и беспределен во всех отношениях, значит, и законы духовные вне времени. Неутешительное известие для тех, кто, нарушая «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», наивно надеется на истечение срока давности. До дня Страшного суда – вряд ли.
Пес и пила
Но вернемся к юридическому праву: есть еще одно свойство, на которое стоит обратить внимание, – оно сформулировано в афоризме, приписываемом Салтыкову-Щедрину: «строгость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения». Вроде бы исполнение заповедей – тоже дело добровольное. Вопрос в том – чем чревато нарушение? С неотвратимостью уголовного наказания вроде бы все ясно – к этому стремится любая правовая система. А что с заповедями? Преступление заповедей называется грехом, в богословии грех – это болезнь души, смертельное заболевание. Когда человек грешит, он наносит своей душе рану. И вот тут мы подошли к принципиально важному моменту: оказывается, заповеди даны не столько для охранения окружающих от менее совестливых членов общества. Нет, они в первую очередь даны для охранения человека от самого себя, часто готового ради «алчбы чрева своего» – так называется алчность в одной церковной книге – погубить душу свою. Или же не из алчности, а просто от недомыслия, из бравады, или потому что «многие так делают – и ничего». Точно так же за компанию, от скуки или из любопытства можно попробовать наркотик. Пробовать-то можно – но ведь финал все равно ясен.
Итак, нарушение закона грозит уголовной ответственностью. Преступление заповедей – всегда катастрофа. Иногда глобальная – как грехопадение, которое привело к изменению природы человека. Или как это случилось с Содомом и Гоморрой, которые были стерты с лица земли, поскольку жители их были «злы и весьма грешны перед Господом».
Артем, не только наше, любое время создает иллюзию того, что раз законодательные нормы меняются, раз условны законы, значит, условно и само преступление. Вечный соблазн любого, не только нашего времени, процветание тех, кто закон попирает, – в псалмах это называется «нечестивые торжествуют». Все эти соблазны связаны с ограниченным отрезком времени, рассматриваемым нами, – поверьте, было б вам не семнадцать лет, а побольше, и у вас бы нашлись примеры для этой статьи. А еще это соблазн, связанный с тем, что по слову Библии мы, люди, смотрим на лицо человека, и только Бог видит его сердце – поэтому нам сложно судить, что творится в сердцах тех, кто однажды посчитал для себя возможным пренебречь запретом, данным Господом своим любимым, но неразумным чадам.
Артем, по образному выражению Исаака Сирина, христианского богослова и мистика, грешник, то есть человек, преступающий заповеди, подобен псу, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда – потому что пьянеет от вкуса собственной крови. Лижет и до поры до времени не может остановиться.
Уважаемые читатели!
Мы ждем ваших откликов на публикации Марии Городовой. Если вы хотите, чтобы письмо было передано непосредственно Марии, мы сделаем это.
Адрес:125993, Москва, ул. Правды, д. 24, «Российская газета».
Адрес электронной почты Марии Городовой:
pisma-maria@mail.ru
Опубликовано в РГ (Неделя) N4939 от 25 июня 2009 г.
http://www.pravmir.ru/bezzakonnaya-pravota-narushaya-zapoved-ne-rasschityvajte-na-srok-davnosti/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии