Церковное Управление.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В работе Всероссийского Собора 1917-18 гг., как известно, принима­ли участие 68 архиереев, из них: 4 митрополита, 21 архиепископ и осталь­ные — епископы.

Сразу же после октябрьской революции епархиальное устройство Русской Церкви пришло в сильное расстройство. Епархии номинально су­ществовали, но (по причине расстрелов или арестов) часто без епископа или епископы сменяли друг друга с такой быстротой, что даже сама Пат­риархия теперь вряд ли сможет установить их последовательность.

Наступивший обновленческий раскол привнес в жизнь Церкви еще большую смуту. Нет ни малейшей возможности установить (за исключе­нием обновленческих активистов и исповедников), кто из епископов ка­кую занимал позицию: некоторые, оставаясь в душе православными, вы­нуждены были для выживания формально разделять обновленческую платформу, некоторые, и не разделяя ее внешне, были по существу обно­вленцами.

Следовавшие друг за другом аресты архиереев привели к тому, что к моменту Декларации митроп. Сергия 1927 года на его стороне было немно­гим более десяти епископов.

В тридцатых годах ежегодно арестовывались от десяти до двадцати архиереев. К началу войны на свободе оставались пятеро, вместе с мит­роп. Сергием. Церковное устройство было полностью парализовано.

Изменившаяся тактика отношения Сталина к Церкви во время войны привела к тому, что за несколько военных лет количество архиереев уве­личилось в десять с лишним раз. Были восстановлены многие епархии. Но по-прежнему бывшие некогда самостоятельными епархии, из-за отсут­ствия храмов, присоединялись к соседним (Марийская, Казанская, Дне­пропетровская, Ульяновская...).

К концу 60-х годов количество епархий и архиереев выровнялось и достигло дореволюционного уровня. По состоянию на сентябрь 1990 года в Московской Патриархии имелось 80 епархий.

При патриархе существует Священный Синод, который по “Положе­нию об управлении Русской Церкви” 1945 года должен состоять из шести членов — епархиальных архиереев при Председателе Патриархе. Трое из них — постоянные (митрополиты Крутицкий, Киевский и Санкт-Петербур­гский), трое — временные, по вызову из епархий. Временные члены вызы­ваются для присутствия на одной сессии Синода, согласно списку архие­реев, по старшинству хиротонии, по одному от каждой из трех групп епар­хий, на которые разделены все епархии Русской Церкви.

Синодальный год разделяется на две сессии: летнюю (март-август) и зимнюю (сентябрь-февраль). В настоящее время Синод состоит из пяти постоянных членов и двоих временных. Для руководства отдельными сторонами церковной жизни, при Сино­де учреждены отделы: Управление делами, Внешних церковных сноше­ний, Издательский, Учебный Комитет, Хозяйственное Управление, Пенси­онный Комитет.

Епархиальное деление совпадает с гражданским территориальным делением. Еще во время местоблюстительства митрополита Сергия было принято постановление, по которому епархии должны называться соглас­но новым названиям городов, областей и краев (Ленинградская, Калинин­ская, Куйбышевская и т. д.).

Епархиальный архиерей носит титул по своему кафедральному горо­ду. Избрание архиереев до недавнего времени производилось Синодом под председательством патриарха с разрешения или по рекомендации Совета по делам религий. Епархиальные архиереи, по канонам обладающие в своей епархии полнотой власти, по традиции Московской Патриархии не могут решать более или менее важные вопросы без согласования с высшей церковной властью, а до недавнего времени и с гражданскими властями, в первую очередь с представителями Совета по делам религий.

Викарные архиереи также назначаются патриархом и Синодом. Круг их обязанностей устанавливается по усмотрению епархиального архие­рея. При архиерее может быть образован Епархиальный Совет из 3-5 лиц в священном сане. Каждая епархия разделяется на некоторое количество благочиннических округов, во главе которых стоят благочинные. Они являются над­зорным органом епархиального архиерея.

Согласно решениям Собора 1917-18 гг., во главе прихода должен стоять настоятель. Это положение было подтверждено и Собором 1945 года. Распорядительным органом прихода было приходское собрание, на котором избирались два других органа: исполнительный — церковный со­вет, и контрольный — ревизионная комиссия. Церковный совет возглавлял настоятель (по должности), входили в него староста, его помощник и казначей.

Но постановлением Архиерейского Собора 1961 года вся эта приход­ская структура была сломана и настоятель оказался в роли “работника” по договору. Он не входил ни в один приходский орган даже в качестве ря­дового члена. Нормальное положение в приходах восстановлено лишь не­сколько лет назад с принятием нового Приходского Устава.

Миряне номинально имеют право предложения епархиальному архи­ерею кандидатов в священнослужители, но, с одной стороны они никогда этим правом не пользовались, а с другой — архиерей вовсе не обязан при­нимать во внимание их рекомендации.