Слово Предстоятеля Русской Церкви на церемонии открытия памятника ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС (О способности жертвовать собой)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Памятник нижегородцам-ликвидаторам  аварии ЧАЭС

Днем 11 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия памятника нижегородцам — ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, который установлен недалеко от Спасского Староярмарочного собора Нижнего Новгорода. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Замечательно, что в этот день мы имеем возможность вспомнить тех, кто отдал свою жизнь за жизнь других людей. Это не произошло не во время войны, это произошло в мирное время. Люди были вырваны из своих постелей, оторваны от своей работы и от своих семей. Кто-то, получив указание ехать в Чернобыль, в полной мере даже не понимал, куда он едет, и уж никак не мог эту командировку связать в своем сознании со своей скорой смертью. Но когда люди прибыли в Чернобыль, то все всё поняли.

Я вспоминаю телевизионные кадры, которые доносили до всей страны поразительный образ людей ― пожарников, вертолетчиков, водителей, других ликвидаторов, которые действовали непосредственно в очаге колоссального радиоактивного излучения. Я вспоминаю, как одну из таких новостных передач я смотрел вместе с одним иностранцем. Он был в ужасе и спросил только: «А эти люди сознают то, что они делают, или от них скрывают?» Я ответил: «Скрыть то, что произошло, и то, что они видят, невозможно. Они все сознают, что они делают». «Но это тогда значит, что они сознательно идут на смерть», — сказал он. «Да, они сознательно идут на смерть». Это было непонятно для моего собеседника из очень благополучной европейской страны.

Способность жертвовать собой — это высшее проявление любви по Евангельскому слову. Тому, кто поступает так, прощаются все грехи. Его Бог сразу принимает в свое Небесное Царство. Это подобно предсмертному Крещению, которое омывает грехи согрешившего. Жертва омывает все грехи человека. Может, многие, кто идет на такой подвиг, всего этого даже не знают. Но они идут, потому что они не могут не идти. Есть какая-то внутренняя пружина, которая двигает человеком; и эта пружина не связана ни с его образованием, ни с его положением — она связана с его воспитанием. Каков он, каким он сложился? Какие ценности и идеалы заложены в его душу? Православная Церковь всегда стремилась воспитать человека в сознании необходимости жертвовать собой ради других, ради благополучия окружающего мира. Это не означает, что жертва собой предполагает непременную смерть. Часто от нас требуется совсем немного: пожертвовать своим временем, пожертвовать деньгами, пожертвовать нашим вниманием. Но как тяжело многим современным людям дается и эта жертва, такая, казалось бы, незначительная и даже пустяковая.

Человечество будет развиваться, общество будет возрастать до тех пор, пока любовь и способность к жертве будут сохраняться в общественных отношениях. Когда это исчезнет, мы станем просто стаей зверей. И с какой легкостью сегодня люди наносят ущерб другу во имя богатства, во имя власти! Во что превращается нередко политическая полемика, противоборство властей, противоборство людей, обладающих деньгами! Общество, которое ориентировано на такую конкуренцию и на такую борьбу, становится нежизнеспособным. Вот для того, чтобы мы могли в условиях свободной конкуренции, соревновательности оставаться людьми, сохранять добрые отношения друг с другом, мы должны помнить о том, что совершили в том числе и чернобыльские ликвидаторы.

Этот памятник нужен нам всем. Приходите к нему, размышляйте — особенно в тот момент, когда вам кажется, что вы должны сделать что-то особое для того, чтобы обеспечить свою выгоду, включая нанесение ущерба другому человеку. Подойдите к этому памятнику, помолитесь и вспомните об этих людях.

На примере святых, которые всегда были способны жертвовать собой, воспитывалась вся Русь, воспитывалась Россия. Этот образ положительного героя через художественную литературу пришел и к нам; он воспитывал, в том числе, и людей советского времени, почему и оказались они способными на жертву. Идеалы Святой Руси, хотя и без упоминания о Боге, реально присутствовали в культуре советских людей. И дай Бог, чтобы все это никогда не пресекалось, чтобы никакие новые ложные цели и ценности не застилали нашего взора, способного прозревать суть вещей.

Мы воздаем сегодня память тем, кто погиб. Ни одна жертва не бывает напрасной. Всякая жертва есть жертва Богу. И всякая жертва несет в себе колоссальный потенциал духовного воздействия на людей. Тем, кто остался жив, я желаю доброго здоровья, крепости сил, помощи Божией. Важно, чтобы и власти заботились об этих людях, чтобы они не чувствовали себя забытыми, — как иногда бывает, что только в День Победы мы вспоминаем о наших ветеранах. Общество должно нести ответственность за тех, кто был готов жертвовать собой и кто жертвовал собой.

Все то, что произошло в нашей истории, невозможно вычеркнуть и невозможно забыть. Но из всего того, что произошло в нашей истории, мы должны сегодня делать правильные и нужные для каждого из нас и для всей страны выводы. Царство Небесное всем, кто душу свою отдал за други своя.

http://www.patriarchia.ru/db/text/739337.html