Председатель ОВЦС рассказал о ходе диалога со старообрядцами

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Архиепископ Иларион Алфеев.

В ходе встречи архиепископа Волоколамского Илариона с учеными, политологами и журналистами, прошедшей в рамках дискуссионного клуба «Валдай», председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата был задан вопрос об отношении Русской Православной Церкви к старообрядцам.

«Действительно, этот раскол существует с XVII века. Он появился по чисто обрядовым причинам, которые сегодня могут показаться просто смешными. Один из основных пунктов спора состоял в том, как креститься: двумя пальцами или тремя. Спорили, как писать имя Иисус: с одним «и» или с двумя, как ходить крестным ходом вокруг храма – по часовой стрелке или против. Из-за этих обрядовых разногласий возник раскол, который до сих пор не уврачеван. В свое время старообрядческий раскол охватил миллионы людей. Это была целая субкультура, о ней говорил еще Ф.М.Достоевский, а еще больше о ней писал П.И.Мельников-Печерский – в его произведениях воссоздается мир дореволюционного старообрядчества. Сегодня старообрядцы малочисленны», – рассказал Владыка Иларион.

Председатель ОВЦС подчеркнул, что в 1971 году были сняты клятвы на старые обряды, наложенные еще в XVII веке: «С нашей стороны таким образом был открыт путь к диалогу. В настоящее время диалог со старообрядчеством существует; не могу сказать, что он очень активен, однако Патриарх Кирилл не раз встречался с главой Старообрядческой Церкви; у нас есть специальная комиссия по старообрядчеству, которую я возглавляю, ближайшее заседание этой комиссии намечено на начало октября. Есть некоторые идеи, как преодолеть этот раскол, а насколько быстро мы сумеем его преодолеть, зависит от Господа Бога и от нашей доброй воли».

http://www.mospat.ru/index.php?page=45780


 

 

 

 

Комментарии

Причины старообрядческого раскола

Миллионы старообрядцев на протяжении более чем 300 лет из-за обрядовых разногласий? При таком подходе воссоединения Церквей можно ждать до второго пришествия.
Причина раскола на самом деле в том, что в угоду светским властям Патриарх Никон единолично объявил, что со времени крещения весь русский православный народ жил в ереси и начал правку богослужебных книг и Библии по греческим книгам, изданным в католических типографиях. Поэтому мы до сих пор в херувимской трисвятую песнь "припеваем", а не "приносим", как было с самого начала.
Конечно, после столетий жесточайших гонений со стороны властей (включая сожжения, отрезания языков, отрубания рук и т.п.) для воссоединеия недостаточно просто извиниться перед гонимыми - ошибочка вышла, считайте, что ничего не было.
Для воссоединения надо провести исследование всех изменений богослужебных книг и церковного обряда произведенных по указанию Патрарха Никона; ошибочные, вредные и несущественные - отменить; признать свои ошибки и принести покаяние за них и потом начать искать пути воссоединения. Но до тех пор, по мы по примеру Священного Синода Российской империи будем повторять сказки о том, что причина раскола только в обрядовых разногласиях, никакого воссединения не будет.
И стыдно, когда с РПЦЗ, в которой уже многие даже по-русски говорят с трудом, воссоединились, а со своими староверами - никак не можем. Только не надо искать сучец в глазу ближнего. Сначала надо из своего бревно вынуть.
Простите. 

Простите
С уважением
Олег Савченков

                    "Причина

                    "Причина раскола на самом деле в том, что в угоду светским властям Патриарх Никон  
                    единолично объявил, что со времени крещения весь русский православный народ жил в
                    ереси и начал правку богослужебных книг и Библии по греческим книгам, изданным в
                    католических типографиях. "
 
Это неправда Патриарх Никон не объявлял, что со времен крещения весь православный русский народ жил в ереси!   Это  старообрядческая байка.    Патриарх Никон желал ввести единообразие в обряде со всеми остальными Поместными Церквями, для чего и собрал расширенный Поместный Собор, на котором присутствовали патриархи и клирики других Поместных Церквей.  Это  старообрядцы видят в двоеперстии догмат, и по этой причине они отказались принять троеперстие, не взирая на то, что весь остальной православный мир (кроме России)  крестился троеперстием.
 
Насчет книг вы отчасти правы, исправления велись часто очень некачественно.   Единственно в чем вы ошибаетесь - это то, что правка велась только по книгам, изданным католическими типографиями.  Это опять байки.  Книги брались очень разные и из разных стран, в которых они печатались, это и православные и католические страны.
 
 
                   "Для воссоединения надо провести исследование всех изменений богослужебных книг и
                    церковного обряда произведенных по указанию Патрарха Никона; ошибочные, вредные и
                    несущественные - отменить; признать свои ошибки и принести покаяние
                    за них и потом начать искать пути воссоединения.
 
Здесь можно с вами согласиться, Русская Церковь сейчас этим вопросом занимается.  Изучаются древние тексты,  Где необходимо, исправляются новые тексты.    Причина разрыва не только неудачные переводы и обряды, более весская причина - непослушание священноначалию со стороны старообрядцев, ведь очень много неисправностей и в дониконовских книгах, почему Патриарх Никон и решил поправить книги.  
 
По этой причине и РПЦ и старообрядцы должны рассмотреть свои ошибки, и взаимно в них покаяться.
 
 
                   Но до тех пор,
                    по мы по примеру Священного Синода Российской империи
                    будем повторять сказки о том, что причина раскола только в обрядовых
                    разногласиях, никакого воссединения не будет."

 
Да причина раскола в ссоре, а не только в обрядовых разногласиях, и исправлении книг.
Ведь и с обрядами можно было вопрос решить, оставив  особо ревностным православным служить по старому обряду, сейчас то ведь разрешили это делать,  но уже поздно, раскол состоялся. То  же самое и с книгами, ведь неточности перевода можно было со временем исправить, или вообще во многих случаях не использовать новые переводы,  время бы все расставило по местам.
 
Причина раскола находится в другом месте - это упрямство одних, нежелание идти ни на какие уступки,  и  грубость, резкость и властность других, желавших во что бы то ни стало унифицировать церковную жизнь.    Цели этой добились, но очень большой ценой - отпадением огромного количества православных в раскол.   Это боль нашей страны, русского народа.   Единый православный русский народ разделился,  причем не из за догматов,  но больше всего из амбиций с обоих сторон.
 
                       И стыдно, когда с РПЦЗ, в которой уже многие даже по-русски говорят с трудом,
                       воссоединились, а со своими староверами - никак не можем.
                       Только не надо искать сучец в глазу ближнего.
                       Сначала надо из своего бревно вынуть.
                      Простите. 
 
Да, это печально, что мы никак не можем придти к воссоединению,  но  идти навстречу друг другу никто не помешает.   Нам нужно сначала больше узнать друг о друге,  чтоб появилось доверие,  воссоединению мешают незнание друг друга, и те же старые амбиции.
Догматика у нас одинаковая,  но  за 300 лет  накопилось много мелких различий в организации жизни церквей.
 
С уважением,
MainEditorRN