« Кто со Мной не собирает, тот расточает»
Итоги года
Несомненно, главное событие года - избрание Патриарха Кирилла. Это событие действительно изменило ход истории, отвело Русскую Церковь от страшного финала –имея все возможности стать ядром, центром общества, бездарно их упустить и добровольно выбросить себя на его обочину. Такой феномен, как миссиофобия, проявлявшийся в «делах Димида», борьбе с о.о. Кураевым, Рыбко и другими немногочисленными миссионерами, показывает, что такой страшный «добровольный» финал стал бы реальностью для Русской Церкви в случае неизбрания Патриарха Кирилла.
Первый год деятельности Патриарха-это преодоление миссиофобии. Словом и делом. Это и призывы собрать молодежный съезд, которому было бы тесно в Лужниках, и постоянные выступления перед огромными аудиториями Дворцов Спорта, телезрителями телеканала «Интер» на Украине, на огромной площади в Витебске, благосовение прекрасного патротического выступления русских байкеров в Севастополе. То есть однозначный примат массовой миссии, психологии глобальных проектов, больших пространств, великих дел. Именно такие масштабы мысли и действия необходимы для решения исторических задач Русской Церкви и России. Одна их таких задач и была поставлена Патриархом- сделать 80% номинально православных граждан России воцерковленными православными христианами. На пути к этой цели Святейший дал императив христианизации не только общественно-политической, интеллектуальной, информационной и экономической жизни страны, но и сферы отдыха. Патриарх Кирилл, критикуя новые «храмы потребления»- «Рамсторы», «ИЕКА» и прочие, где люди стали проводить свой досуг, а не только ездить за покупками, поставил задачу реализации
православной альтернативы «храмам потребления», то есть создания такой приходской инфраструктуры, чтобы люди проводили время в храме и в храмовом пространстве не только во время богослужения, но и все свободное время. Поэтому инфраструктура православного досуга, предложенные главой ОВЦО прот. Вселодом Чаплиным «православные ночные клубы», киноклубы и т.д. и т.п. должны стать реальности.
Исходя из стратегии новой православной христианизации России, Патриарх Кирилл работает над воцерковлением смыслов и идентичностей, в том числе русской.
Его работа по собиранию надэтнического и надгосударственного Русского мира - это прорыв года. Визиты Патриарха Кирилла на Украину и в Белоруссию изменили ход истории. Их можно считать триумфальными. Визит Патриарха на Украину переломал хребет «оранжевому» проекту, взорвал сознание миллионов людей, находивших под воздействием тотальной и тоталитарной «оранжевой» «бандеромазепинской» пропаганды. Проект «Поместной украинской церкви» в результате визита Патриарха и шамбезийской победы архиепископа Иллариона (Алфеева) можно считать похороненным, а хлопанье дверьми адептами этого проекта – бессмысленным. О радикальном повороте сознания жителей Украины в сторону проекта «Триединой Руси» свидетельствуют и результаты предвыборных социологических опросов, согласно которым Виктор Янукович уверенно опережает Юлию Тимошенко - носительницу «оранжевой» «бандеро-мазепинской» идеологии.
Посещая Белоруссию, Патриарх Кирилл пригрозил Божьим Судом уже в этой жизни тем, кто посягнет на Союзное Государство России и Белоруссии. В результате Минск и Москва стали снимать накопившиеся противоречия, проект альянс Ющенко и Лукашенко был сорван, Белоруссия вступила в реальный, а не декларативный Таможенный Союз с Россией и Казахстаном.
Одновременно Патриарх выстроил контуры мобилизационной, отвечающей историческим задачам Церкви, церковно- административной системы, ключевые элементы в которой заняли такие яркие фигуры, как архиеп. Илларион (Алфеев), прот. Всеволод Чаплин, Владимир Легойда, в которую были включены и яркие и знаковые фигуры миссионерского и богословского возрождения, как прот. Андрей Кураев, игумен Сергий (Рыбко), Аркадий Малер и др. Патриарх демонстрировал последовательность и принципиальность - в ответ на кампанию антицерковных сил против о. Андрея Кураева он сделал несколько демонстративных жестов его поддержки. В этом контексте символичным выглядит и награждение Патриархом Кириллом игумена Сергия (Рыбко) –палицей, церковно- воинским «оружием»
Противники православного возрождения России, проиграв на Поместном Соборе, сосредоточили свою деятельность на дискредитации Патриарха и его команды, в том числе по принципу «разделяй и властвуй», создании аппаратно- сетевых групп «саботажа» и противодействия. Весь смысл их деятельности сводится к остановке массовых миссионерских проектов, в возвращении Русской Церкви на путь, ведущий к ее исторической катастрофе: добровольного самоустранения из общественной жизни и миссиофобии.
Важной составляющей этой стратеги является попытка создания «пятой колонны» в Церкви, которая подтачивает власть Патриарха , переводит антицерковные идеи на язык православного сообщества, прививая ему миссиофобию, гносеомахию и социопатию как «норму веры и традиции», особенно обливая грязью «битву за будущее»- миссию среди молодежи.
Чудовищное убийство православного миссионера о. Даниила Сысоева, кто бы ни был его заказчиком и исполнителем, совершенное в канун дня рождения Патриарха Кирилла, -это «черная метка» Святейшему и другим благовестникам. Словно кто-то хочет
Миссионерская мобилизация – безальтернативна, все слишком запущено, многие аспекты деятельности Церкви в миру можно охарактеризовать как «разруха». В качестве примера можно привести слова Святейшего, обращенные к московскому духовенству о том, что каждый священник должен думать о том, воцерковились ли люди, которых он крестил. Это напоминание об элементарных профессиональных обязанностях. Между тем, представить подобное в серьезных корпорациях невозможно - туда берут на работу только специалистов, подтвердивших свою квалификацию и эффективность. Тех, кому нужно специально напоминать об элементарном – ни то что на серьезные руководящие должности, на порог не пускают. А каждый московский приход – это серьезнейшее подразделение Русской Церкви. Причем, люди, готовые к профессиональной работе – есть, их важно заметить и поддержать. В частности, просить уже замеченных мобилизовать своих учеников.
Таким образом, деятельность по противодействию Патриарху Кириллу и его великим миссионерским проектам есть деятельность антихристианская и антироссийская. Любые проекты «сдержек и противовесов» Патриарху Кириллу, «маршей несогласных» с ним и его миссионерско- мобилизационной стратегией должны быть быстро и профессионально демонтированы, а новые - пресекаться на стадии замысла. Имена внешних заказчиков и исполнителей, «схемы», «сети» должны предаваться гласности.
К противящимся Патриарху Кириллу и миссии Русской Церкви применимы слова Христа Спасителя: «.. кто со мной не собирает, тот расточает»
Серьезнейшим этапом на пути консолидации Церкви и реализации того, что было необходимо еще вчера, стало епархиальное собрание московского духовенства. Оно не просто нанесло удар по миссиофобии, но, по сути, завершило эпоху дискуссий о миссии в Русской Церкви. Его обязывающие решения открывают новый этап в жизни Русской Церкви- этап реализации миссии. Было решено ввести на каждом приходе "штатные единицы молодежных миссионеров, соцработников, педагогов, катехизаторов, которые бы действовали не только внутри отдельного прихода, но и в районе, где он расположен. А также при каждом приходе будет создан Попечительский совет, состоящий из местных пассионариев, представителей журналистики, бизнеса, политики, власти, людей которые будут воцерковляться в процессе работы Попечительского совета. Таким образом, миссионерство и катехизация провозглашены обязательной, основной, системной общецерковной работой, а не «общественной нагрузкой».
Создается впечатление, что реализация этого обязательного решения станет и формой аттестации и переаттестации духовенства. А формой «зачета» станет не формальное, а качественное исполнение этого постановления. Очевидно и то, что былые заслуги- это повод к ордену Почета и хорошей пенсии, а критерием является эффективность работы здесь и сейчас.
В пользу этой версии свидетельствуют и кадровые решения по Москве на Синоде 25 декабря. Я имею ввиду смену наместника Донского монастыря, который на данный момент выполняет свои богослужебные функции, то так и не обрел достойный его статус общенационального просветительского центра истории борьбы с безбожием (место подвига св. Тихона, центра национальной славы России (мемориалы А. Деникина, И. Ильина, В. Каппеля), миссионерского центра (мемориал на могиле писателя-миссионера Ивана Шмелева). А должен обрести.
Таковы церковные итоги 2009 года. 2010-ый должен стать не годом пустых разговоров, а годом реальной миссионерской мобилизации Русской Церкви, безусловной реализации курса Патриарха. Либо православное сообщество свернет горы и изменит ход истории, либо окажется на ее свалке.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Комментарии
Спасибо
Спасибо за статью. Убедительно, аргументированно, логично и - вдохновенно. Серьезно.
Так и будем поступать.
Спаси Господи!
Евгений Г