Приднестровье анафематствует Мазепу!
Сегодня, в праздник Торжества Православия, архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, проводя чин анафематствования во всех соборах Тирасполя, Бендер и Рыбницы, возгласил анафему гетману Ивану Мазепе. Возгласив 12 анафематствований (включая анафематствование бывшего митрополита Филарета, дерзающего именовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины»), владыка Юстиниан отдельно возгласил чин анафематствования, составленного митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским):
Анафема на него была наложена в 1708 г. Тогда он предал Российского царя и перешел на сторону противника России в Северной войне – шведского короля Карла XII накануне его разгрома Российской армией. За «измену Православному Государю и православному государству», «отступничество от благочестивой державы, предательство и поднесение рук разбойнических и брани на Христа Господня» Мазепа был лишен всех титулов, предан символической гражданской казни и церковной анафеме Русской Православной Церковью.
В Тираспольской епархии Московского Патриархата чин анафематствования Мазепы возрожден впервые за много лет. Ранее владыка Юстиниан заявил в эфире приднестровского телеканала ТСВ, что это необходимо сделать именно в этом году.
Минувшей осенью в Бендерах представители местных украинских общественных организаций с рядом политиков и представителями посольства Украины в РМ заложили плиту на предполагаемом месте установки памятника Мазепе. Отмечалось, что это стало «еще одним свидетельством последовательной политики Украины в деле восстановления исторических, культурных и духовных связей с соседними регионами».
В настоящее время на Украине идут бурные споры о правомочности анафемы, предпринимаются попытки обелить и даже героизировать личность Мазепы. Особенно активно это делается в преддверии 300-летнего юбилея Полтавской Победы.
http://www.sedmitza.ru/news/592807.html
Текст анафемы:
«Новый изменник нарицаемый Ивашка Мазепа, бывый Гетман Украинский, или паче антихристов предтеча, лютый волк овчею покрытый кожею, и потаенный вор, сосуд змиин, вне златом блестящийся, честию и благолепием красящийся, внутрь же всякия нечистоты, коварства, злобы диавольския, хитрости, неправды, вражды, ненависти, мучительства, кровопролитиа и убийства исполненный.
Ехиднино порождение, иже аки змий вселукавый, яд свой злаго умышления на православное государство чрез долгое время начальства своего потаенный, изблева 1708 года в месяце Декемврии презрев толикая благодеяния Божия, и крайнюю неизреченную к себе Государеву милость и любовь, ковалерством превысоким от него почтенный. Сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную.
И аки вторый Иуда предатель отвержеся Христа Господня и благочестивыя державы Благочестивейшаго Государя нашего царя и великаго князя Петра Алексиевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца. И привержеся врагу Божию и святых Его, проклятому еретику королю шведцкому Карлу Второму Надесять, впровадил его в Малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил. И бысть ему шведцкому королю помощник и поборник в брани, и на благодетеля своего и Государя, разбойническую воздвиже руку, хотя Малороссийскую землю аки прегордый Люцыфер хоботом своим изменническим, и разбойническим, от благочестивой и Великороссийской державы отторгнути.
Но не поможе ему Господь сил тое свое диавольское умышление и злобу совершити; ибо силою Божиею, мужеством же и храбростию, непреодоленнаго монарха нашего: Благочестивейшаго Государя нашего Царя и Великаго Князя Петра Алексиевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца; и Его победоноснаго воинства побеждены суть вся полки неприятельския, под городом Полтавою, в 1709 году, месяца Иуния в 27 день, тако преславно, яко едва сам король свейский и оный изменник Мазепа убеже к Турскому порту под защищение. И тамо окаянный по немногих днех злобу свою, и житие сконча, и хотя взыйти на небо, и быти подобен вышнему, до ада низведеся.
Темже яко сын погибели за таковую свою измену отступничество от благочестивой державы, предательство же и поднесение рук разбойнических и брани на Христа Господня, своего благодетеля и Государя, со всеми своими единомысленники, скопники и изменники, да будет проклят. Анафема!».
Хор сослужившего ему духовенства, опуская свечи огнём вниз, трижды возгласил: «Анафема! Анафема! Анафема!».
Таким образом, Тираспольская епархия Русской Православной Церкви впервые с 1869 года восстанавливает провозглашения анафемы гетману Ивану Мазепе, памятник которому собираются поставить некоторые государственные чиновники, заручившись подписью президента И.Н.Смирнова.
http://bukarskii.livejournal.com/708944.html#comments
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии