Уроки религии в государственной школе - норма светского правового государства

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Урок религии

На протяжении вот уже нескольких лет в России ведется дискуссия по вопросу преподавания религиозных дисциплин в светской школе. Возрождение духовной жизни в нашей стране, осмысление отечественных религиозных и образовательных традиций со всей очевидностью свидетельствуют об органичности преподавания религиозных знаний в образовательной системе российского государства. Приходит понимание невозможности образования и воспитания полноценно и всестороннее развитого в культурной, нравственной, интеллектуальной и духовной областях человека без знания духовной культуры своей страны, коренящейся в вековых религиозных традициях России. Это понимание находит отражение в том, что религиозное образование преподается не только в конфессиональных образовательных учреждениях, но все большее распространение получает в системе светской школы. И это процесс объективный, он отражает заинтересованность в таком образовании большинства россиян, многие из которых за годы господствующей атеистической идеологии почти утратили связь с собственными религиозными традициями, однако желают эту связь восстановить, в том числе при помощи возможностей инфраструктуры светской системы образования. Однако нередко в общественной дискуссии встречаются мнения о том, что преподавание религии в школе, в том числе в культурологическом аспекте, противоречит светскому характеру государства, а значит и Конституции, которая провозгласила Россию светским государством. Отсюда делается вывод, что конфессиональное образование не может иметь места в государственной школе, в государственной системе образования.

Среди отечественных ученых, общественных деятелей сформировались различные подходы к пониманию светскости государства. Можно выделить два основных, выражающих основные противоборствующие идеи. Одни полагают, что светскость равнозначна понятию атеистичности государства, и настаивают на удалении религии из публичной сферы, в том числе из системы государственного образования, что практически означает разделение религии и общества. Другие считают, что светскость не предполагает отделение религии от общества, понятие светскости неравнозначно понятию атеистичности государства, и в светском государстве активно развивается сотрудничество государства и традиционных, уважаемых значительными группами населения страны конфессий в социальной и иных публичных сферах, в том числе в сфере образования. Ведь государство само есть производное от общества образование, а общество составляют носители религиозных традиций конкретной страны, и искусственное вычленение и отделение религиозной сферы от общества, от общественной жизни было бы противоестественным социальным феноменом и нарушало бы права верующих соответствующей страны. Отличие светских государств от религиозных состоит не в том, что сфера религии и ее лидеры и структуры искусственно изолируются, а в том, что в светском государстве нет слияния конфессиональных структур с государственными, руководители государства не назначают религиозных руководителей, и наоборот, религиозные лидеры не участвуют в формировании властных элит государства, и в обществе присутствует религиозный плюрализм, предполагающий свободу вероисповедания и ее защиту. В этом контексте можно говорить о светскости таких стран, как Россия, Италия, Германия, другие европейские страны, США, Австралия и многие другие, и несветскости таких государств, как Ватикан, Саудовская Аравия, в которых, в частности, институты главы государства и духовного главы религиозной общины совпадают.
 
Автор настоящей статьи разделяет позицию тех, кто считает, что светскость не означает атеистичности или безразличия государства к религиозной сфере, но предполагает органичное взаимодействие и сотрудничество государства с традиционными для данного государства религиозными конфессиями в соответствии с конфессиональным выбором большинства его граждан, в том числе в такой важнейшей сфере общественной жизни, как образование.
 
Большинство европейских государств – это страны с развитой демократией, правовые государства, обеспечивающие реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина. Эти государства являются светскими. Поэтому весьма интересно рассмотреть, как подходят светские государства Европы к вопросу возможности преподавания религиозных дисциплин в государственной школе.
 
(Продолжение статьи см. ниже под названием "Часть 1" и "Часть 2".)
 

Кирилл Писенко,
кандидат юридических наук

 


http://www.pravoslavie.ru/jurnal/29260.htm