Епископ Тихон: «Внутренняя сила русского народа – в патриархальном образе жизни»
Если в девяностые годы, после распада СССР и краха социализма, россияне боялись рожать детей, потому что не верили в их будущее и свое настоящее, то сегодня низкая рождаемость объясняется совсем другими причинами. В российском обществе сменились приоритеты, в жизненных планах молодых семей первое место занимают деньги, карьера, развлечения. Детей "заводят" по остаточному принципу - когда все остальное уже есть. Чтобы заставить россиян вернуться от идеологии потребительства к традиционным семейным ценностям и многодетной семье, необходима мощная духовная альтернатива...
Выступление епископа Архангельского и Холмогорского Тихона на тему: «Религиозные основы традиционных семейных ценностей в христианстве, иудаизме и исламе».
Прежде всего, необходимо констатировать угрозу традиционным семейным ценностям со стороны так называемых "либеральных" подходов к семье и браку, в сущности, разложения и подчас дискредитации самого института брака. Нет нужды перечислять общеизвестные факты. Растет число однополых союзов, ширится пропаганда так называемых "однополых браков". Все меньше становится молодых людей, осознающих необходимость ответственного подхода к созданию семьи: даже самых элементарных шагов как регистрации в ЗАГСах. Виной тому - потеря духовно-нравственных ориентиров, забвение тех базовых норм, которым спокон веков учили традиционные религии: христианство, иудаизм, ислам. Соответственно, на нас, религиозных лидерах этих древних религий, лежит ответственность свидетельства обществу, постоянного напоминания о том, в чем состоит воля Творца о людях, об отношениях мужчины и женщины, семьи и рождении детей.
Семейные ценности в Библии
Первоначальное божественное учение о семье и браке содержится еще в Ветхом Завете (Танахе), особенно Пятикнижии Моисеевом.
Семья, по Священному писанию, ровесница человечества; в момент сотворения вслед за мужчиной появляется женщина: «мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27). Но семья без потомства являет собой неполноту, незавершенность, ибо сами физические и духовные особенности разнополых особей имеют целевую направленность - рождение и воспитание следующего поколения; эта направленность закрепляется заповедью: «плодитесь и размножайтесь» (Быт 1:28). Таким образом, принадлежность к семье определена онтологически, а противоположное состояние рассматривается как аномалия: «нехорошо быть человеку одному» (Быт 2:18). Даже проникновение в человеческие отношения зла, закрепляющегося повторными, приобретающими все большую силу, все большее распространение грехопадениями (Быт 6:5), хотя и повлекло за собой потоп, не привело к разрушению семейных отношений; наоборот, спасшиеся от потопа Ной и его потомство сразу же после выхода из ковчега получают новое благословение, как бы восстанавливающее заповедь, данную прародителям: «плодитесь и размножайтесь и распространяйтесь на земле и умножайтесь на ней» (Быт 9:7).
Не меньшее значение для сохранения и укрепления семьи имеет заповедь об отношении к родителям: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх 20:12). Заповеди предназначались для каждого израильтянина, но, в первую очередь, для людей вообще, и это, в частности в заповеди о почитании родителей, становится особенно наглядным: содержащиеся в ней обетования многолетия и благополучия понятны, прежде всего, в приложении ко всему народу.
Основы традиции по отношению к детям были заложены в библейскую эпоху и отражают нормы и представления, характерные для патриархальной семьи. Согласно библейскому предписанию, деторождение - основная цель брака. Библия видит в детях благословение Божье (Быт 22:17; 32:12). Продолжение рода было одной из высших ценностей в социальной этике древних израильтян. Бездетность считалась величайшим несчастьем, равносильным смерти (Быт 30:1).
Семейные ценности в христианстве
Впоследствии эти базовые библейские ценности были усвоены христианством.
Новый Завет всячески подчеркивает необходимость создания здоровой семьи. Прежде всего все семейные ценности Торы сохраняются и не умаляются, поскольку "ни одна йота и ни одна черта не прейдет из Закона..."(Мф 5:17-20). Более того, требования к прочности семьи и семейной ответственности усиливаются, поскольку Евангелие ставит высокий идеал человеческому браку, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает...»
Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям. Апостол Павел в 1 Кор (7:10-11) пишет: «Вступившим в брак не я повелеваю, но Господь: жене не разводиться с мужем...».
По оценке специалистов, сегодня распадается каждый второй брак. Десять лет назад распадался каждый третий. Рост огромный - в полтора раза! А ведь это разбитые надежды, несчастные дети...
В конце I тысячелетия своего исторического бытия Христианская Церковь усваивает взгляд на брак как на таинство. Все христиане, желавшие вступить в брак, сначала проходили через формальности гражданской регистрации, сообщавшие браку законность в глазах мирского общества, а затем принимали благословение епископа во время воскресной литургии в присутствии христианской общины. После этого их гражданский договор превращался в "таинство", имеющее непреходящую ценность и распространяющуюся далее пределов земной жизни, так как брак "записывался на небесах", а не только регистрировался на земле. Брак становился вечным союзом во Христе.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что Откровение, как библейское, так и христианское, с одной стороны, говорит о браке, т.е. об исключительной, включающей половые отношения, близости двух человеческих существ, как о столь же онтологическом Божественном установлении, что и само творение. Одновременно Откровение воспринимает брачное состояние как заданную биологическую и социальную действительность, ее одобряет, узаконивает и регулирует, стремясь обеспечить прочность и эффективность брака.
Брак - есть явление общечеловеческое. Семейные отношения, как известно, свойственны человечеству на всех ступенях его развития, ибо назначением брака является не только самовыражение и самоутверждение обоих супругов в совместной жизни, любви и взаимопомощи. Общечеловечность семьи надо рассматривать как причину того, что почти все религии, при всем их разнообразии, при их нередко взаимоисключающих различиях и особенностях, как правило, позитивно относятся к браку и не только одобряют его, но и освящают.
Особая внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном Писании Христос говорит о Себе как о женихе (Мф 15:25; 1-13; Лк 12:35-36), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф 5:24; Откр 21:9). Святой Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью». Плодом любви мужчины и женщины и их общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака.
Семья в христианстве, как домашняя церковь, есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества.
Греховны попытки принизить или изменить смысл семейного служения. Либеральный подход, который сегодня усиленно насаждается в нашем обществе, вступает в противоречие со взглядами Церкви на добрачные и внебрачные половые связи, аборты, контрацепцию.
Семейные ценности в иудаизме
У христиан вызывают приятие следующие учения Талмуда о семье и семейных ценностях. Иудаизм видит в институте брака и семьи одну из высших ценностей. Семья - центр религиозных традиций и обрядов.
Семья в иудаизме не только социальное, но также и религиозное объединение (Исх 12:3; I Цар 20:6, 29; Иов 1:5). Член семьи считается ответственным за ее доброе имя: «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется» (Мидраш на Книгу Бытия 100:7); «Тот, кто навлекает бесчестие на себя, навлекает его на всю семью» (Мидраш на книгу Чисел 21:3).
"Тот, кто сознательно не продолжает род, подобен проливающему кровь..." (Йевамот 63б).
Талмуд подчеркивает священный характер произведения потомства, красоту, святость и радость, заключающиеся в семейной жизни. «Тот, у кого нет жены, живет без радости, без благословения и без благости». Пятая заповедь - обязанность чтить отца и мать - особенно подчеркивается раввинистическими авторитетами.
Заповедь о почитании родителей (Исх 20:12) рассматривается в раввинистической литературе как высший долг человека. Почитание отца приравнивается к почитанию самого Бога.
Законоучители Талмуда видят в неповиновении детей родителям признак крайнего распада общественных связей.
Еврейская традиция особо подчеркивает лежащую на родителях обязанность воспитания детей в соблюдении религиозных заповедей и обучения их Торе. Хотя несовершеннолетние дети формально освобождены от соблюдения религиозных обязанностей, их приучают к этому с самого раннего возраста. Здорового сына начинают учить Библии с пяти лет, Мишне - с десяти, соблюдению закона - с 13, Гемаре - с 15 лет.
Еврейская традиция придает особое значение образованию. Традиционное еврейское отношение к семье отразилось в популярном высказывании: «Там, где между мужем и женой царят мир и согласие, обитает Шхина». Крепость семейных уз - характерная черта еврейской семьи и в настоящее время. Процент разводов среди евреев всегда был и до сих пор остается сравнительно низким. "Если мужчина разводится со своей первой женой, даже жертвенник льет слезы" (Гиттин 99б).
Семейные ценности в исламе
Семейные ценности в мусульманской семье исходят, прежде всего, из аятов Корана и изречений Пророка ислама Мухаммада (Сунны). Христиане вполне разделяют следующие учения Корана о семье:
Ислам призывает людей вступать в законный брак. Ислам категорически запрещает блуд, прелюбодеяние, гомосексуализм.
Считается, что семья - ячейка общества. (Коран Сура 4;1-й аят; Сура 4; 32-й аят) Семейная жизнь согласно Корану и Сунне соответствует природе человека. Становление мужчины, выбор верующей супруги, религиозное воспитание детей - все это является основой здоровых отношений в обществе.
Коран говорит, что дети - это дар Божий, ценность жизни, данная человеку.
Почитание родителей - одна из важнейших составляющих исламской религии. В мусульманском обществе считается очень важным, чтобы ребенок воспитывался в семье любящих родителей.
Многодетность традиционно с одобрением воспринималась в мусульманском обществе. «Рай находится под ногами матери», таково назидание Мухаммада будущим поколениям. Скромность, вежливость, уважение к старшим прививаются в исламе с детства. Поощряется стремление к знаниям.
Считается, что не должно быть чрезмерной опеки детей в семье, ведущей к избалованности, инфантильности, равнодушию и эгоизму ребенка.
Ислам имеет особое попечение о братских отношениях среди мусульман; о добром отношении к «Ахль-уль-Китаб», то есть людям Книги; иудеям и христианам. Ислам призывает к укреплению родственных отношений. Пророк ислама Мухаммад говорит в Коране: «Не уверует ни один из вас пока не пожелает своему брату того, чего сам себе желает». Принципы мусульманского общества солидарны с тем, к чему стремится общество христианское: взаимодействие, богобоязненность, добродетельность.
Ценностью мусульманской семьи является её ясно определенная структура, где каждый член семьи знает свою роль.
Как правило, исламские семьи крепки и набожны, их дети растут в строгом религиозном воспитании - это черты, отражающие повседневную жизнь мусульман.
Выводы
Несмотря на вероучительные различия, христианство, ислам и иудаизм по вопросу демографии проявляют поразительное единодушие: все они поощряют рождение детей, что является бесспорным благом для семьи и отмечено Богом. Многодетность не является привилегией какой-то определенной религии. Семья считается лучшим местом для воспитания детей в вере.
Все религии подчеркивают, что брак должен быть законным, настаивают на пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака. Почитание родителей и старших прививается именно в семье. Во всех традиционных религиях исключаются иные отношения, помимо брака. Резко осуждаются неверность, внебрачная связь. Подчеркивается неприемлемость заключения фиктивных браков. Осуждаются нетрадиционные отношения между полами.
Перед лицом секуляризации, часто несущей распад семей и безответственность в семейных отношениях, традиционные религии свидетельствуют о важности здоровой семьи...
Известно, что народ, ведущий патриархальный образ жизни, легче осуществляет духовную преемственность, столь необходимую для сохранения своей идентичности, самобытной культуры, внутренней силы.
* * *
Если в девяностые годы, после распада СССР и краха социализма, россияне боялись рожать детей, потому что не верили в их будущее и свое настоящее, то сегодня низкая рождаемость объясняется совсем другими причинами.
В российском обществе сменились приоритеты, в жизненных планах молодых семей первое место занимают деньги, карьера, развлечения. Детей "заводят" по остаточному принципу - когда все остальное уже есть. Чтобы заставить россиян вернуться от идеологии потребительства к традиционным семейным ценностям и многодетной семье, необходима мощная духовная альтернатива.
Роль религии, всех институтов гражданского общества, правоохранительных органов, системы социального обеспечения в защите семейных ценностей, воспитании молодого поколения, преодолении пьянства, наркомании, игромании и других пороков особенно велика, ведь все эти греховные падения одинаково негативно воспринимаются традиционными религиями, противоречат общемировым культурным традициям и ценностям.
Следует отчетливо понимать, что только правоохранительными и силовыми мерами проблемы распространения деструктивных идей не преодолеть. В этой сфере свое весомое слово должны сказать ведущие религиозные лидеры, все институты гражданского общества России, известные и уважаемые граждане России.
Пока государство и традиционные религии в сфере укрепления семьи и семейных ценностей действуют обособленно. Усилия федеральных властей направлены на повышение рождаемости с помощью масштабных социально-экономических мер. Религиозные организации делают главный акцент на возвращение к традиционным духовным ценностям, одной из которых, безусловно, являются семья и дети. Думаю, что настало время объединить оба этих подхода.
В этой связи мы вновь обращаемся к духовным пастырям, общественным и правозащитным организациям, средствам массовой информации с просьбой о консолидации наших совместных усилий по предотвращению межнациональных конфликтов и межконфессиональных напряженностей, воспитанию в обществе терпимости и взаимоуважения между людьми разного вероисповедания и жизненного уклада.
Нам следует проявлять максимальную веротерпимость, уважение к обычаям и национальным традициям друг друга, воспитывать в этом духе подрастающее поколение россиян; не поддаваться ложным верованиям и влиянию деструктивных религиозных сект, деятельность которых разрушает духовный мир человека, порабощает личность и волю, приводит к уходу из семьи и утрате материального благополучия; воспринимать семью, родственные отношения как одну из самых значительных ценностей, хранить и преумножать традиции и обычаи наших отцов и дедов и прежде всего исторического многовекового сосуществования, взаимопонимания и взаимоуважения всех народов нашей Великой Родины; привносить в семью, в круг общения здоровый образ жизни, к чему нас призывают все традиционные для россиян религии, воспринимать как пагубное зло и тяжкую греховность пьянство, наркоманию и пристрастие к азартным играм, которые приводят к деградации личности, распаду семьи, обнищанию и озлобленности.
Нам следует вернуться к традиционным духовным целям и ценностям, восстановить живую ткань социума, в котором вырастает ответственная, нравственная духовная личность. И государство не должно стоять в стороне от решения семейных проблем. Активно содействуя молодым, многодетным, неполным семьям, пропагандируя здоровый образ жизни, стимулируя нравственные устои общества, оно должно создать благоприятные условия для организации жизненного уклада своих граждан.
Соединение усилий органов государственной власти, гражданского общества и религиозных организаций в деятельности по поддержке семьи, материнства и детства способно внести существенный вклад в преодоление демографических проблем, противодействие проявлениям аморализма и бездуховности.
Хотелось бы выразить надежду на то, что актуальность заявленной темы не ограничится только 2008 годом, а станет определяющим фактором и в последующие годы.
Архангельск, 6 ноября 2008 года
http://www.pravoslavie-nord.ru/2007/2/989
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии