Диакон Андрей Кураев: "Миссионерство сегодня – это способ выживания Церкви"
Если раньше православными были страна, власть, народ, образование и культура, то миссионерство было этаким «пироженым». А сегодня это основной хлеб. И не надо ползти в горы, плыть за моря и океаны, сегодня миссия должна осуществляться здесь, в своем доме, семье, самом себе. Каждый из нас подключен к определенной матрице, информационному каналу, всем нам приходится сопоставлять разные суждения, делать свой выбор. Лицом к лицу со всем этим сталкиваешься на миссионерских встречах, лекциях. Многие мнения, размышления слушателей мне кажутся убедительными и интересными, не говоря уже о людях с которыми встречаешься по жизни. Миссия сегодня - это главное, что есть в Церкви...
В ноябре Ненецкий автономный округ (НАО) с миссионерским визитом посетил известный православный публицист и апологет диакон Андрей Кураев. В перерыве между встречами в НАО нам удалось взять у него эксклюзивное интервью.
- Отец Андрей, в прежние времена русскими именовали себя представители очень многих народов, традиционно проживающих в России. Основой межнационального мира и согласия были слова, выстраданные самой жизнью и земным подвигом преподобного Сергия Радонежского: «Русский тот, кто служит Святой Руси». В чем, по-вашему, причина утраты прежней основы русского единства? Возможно, ли её восстановить?
- Приведу пример. Еще 20 лет назад в Бурятии местные жители обижались, когда их называли бурятами, потому что считали себя русскими. А сегодня, наоборот, всячески подчеркивают, что они не русские. Знаете, когда Византийская Империя входила в период своего величия и могущества, то и окружающие её варварские князьки рады были креститься и исповедовать себя православными христианами: «мол, мы кумовья римского императора». Если же Византия переживала период кризиса, спешили отмежеваться: «что нам Византия, что нам до неё и Православной Веры!» Нечто похожее происходит сегодня в России с русскими и «русскостью».
Кроме того, в былые столетия, русский народ был многочислен, это был растущий народ, который мог растворить в себе другие народности. Сегодня русский народ - лидер депопуляции и вымирания, поэтому, мне кажется, нам сегодня необходимо начать осмыслять себя как малый народ и культивировать свою особенность, сохраняя национальные традиции. Есть два разных национализма. Первый считает всех прочих инородцев, чуть ли не за животных. Но есть национализм малого народа, который исходит из того, что от каждого из нас нужны некоторые сверхусилия, для того чтобы мой больной народ все-таки сохранить. Я боюсь, что так как последние несколько десятилетий русский народ болеет и вымирает, нужны особые меры по его защите и сохранению.
- Сейчас все только и говорят о мировом экономическом кризисе. В чем на ваш взгляд его промыслительное значение?
- Наверное, в истории нет непромыслительных событий. В чем значение мирового экономического кризиса, не знаю... Об этом и говорить-то пока рано! Мы даже не вошли в эпицентр тех событий, которые переживаем сегодня. Я полагаю, что возможно этот кризис окажется сопоставимым по последствиям с событиями семилетней давности. Возможно, он окажется таким же рукотворным, как и взрывы нью-йоркских небоскребов 11 сентября 2001 года. Вполне может быть, что мировой экономический кризис - это сознательно спровоцированное западными элитами потрясение, для того чтобы получить повод для построения глобального полицейского государства. Точно также и сегодня все чаще звучат нотки насчет государственного контроля над национальными экономиками, по сути, над каждым банком, над каждым потребителем, каждым из нас с вами. То, что я вижу сейчас - это шаг на пути демонтажа традиционных, западных, рыночных либерально-демократических структур. На мой взгляд, этому не следует радоваться, потому что сужается пространство человеческой свободы.
- Отец Андрей, как вы оцениваете отказ Русской Церкви взять под свою каноническую власть православные епархии Абхазии и Южной Осетии после признания Россией независимости этих стран?
- Думаю, главное, что произошло в те дни с церковной точки зрения - мы получили очень серьезный аргумент в защиту родной Церкви. Сегодня только ленивый не обвиняет Русскую Православную Церковь в сервилизме, излишнем заигрывании с государственной властью. В тех событиях мы увидели, что даже в дни острого вооруженного конфликта наша Церковь заняла действительно миротворческую позицию. Мы до сих пор подтверждаем, что считаем и Абхазию, и Южную Осетию канонической территорией Грузинского Патриархата. С одной стороны это связано с незыблемостью принципов церковного права: политическая целесообразность не может и не должна быть для Церкви выше канонов. С другой стороны, когда наши церковные дипломаты смотрят в сторону Кавказского узла, они учитывают, прежде всего, положение Церкви на Украине. Если мы сейчас в одностороннем порядке объявим Абхазию и Южную Осетию своей церковной территорией, наша позиция по Украине сильно ослабнет и в политическом смысле, и в нравственном.
- В Архангельской области, как и многих других регионах нашей страны, большое значение приобретает противодействие ересям и сектантству. Вы противник административных методов борьбы и выступаете за исключительно миссионерское просвещение и оздоровление общества. Почему?
- Безусловно, я сторонник миссионерско-просветительского действия. Обратите внимания именно скорее действия, чем противодействия. Нельзя проповедовать Христа в пику кому бы то ни было. Церковь ни с кем не борется. Надо просто свидетельствовать о Христе, о Православной Вере, о богатстве нашего церковного, духовного, исторического, культурного опыта. И тогда всем будет понятно насколько бедны все эти американские «секточки» в сравнении с полноводной рекой Вселенского и Русского Православия.
- В чем значение и роль православного миссионерства и миссионеров в современной России? Как вы видите свою миссию?
- Ну, про мою миссию в лучшем случае будут писать студенты лет через 50... В целом я считаю, что миссионерство сегодня - это способ выживания Церкви. Если раньше православными были страна, власть, народ, образование и культура, то миссионерство было этаким «пироженым». А сегодня это основной хлеб. И не надо ползти в горы, плыть за моря и океаны, сегодня миссия должна осуществляться здесь, в своем доме, семье, самом себе.
Каждый из нас подключен к определенной матрице, информационному каналу, всем нам приходится сопоставлять разные суждения, делать свой выбор. Лицом к лицу со всем этим сталкиваешься на миссионерских встречах, лекциях. Многие мнения, размышления слушателей мне кажутся убедительными и интересными, не говоря уже о людях с которыми встречаешься по жизни. Миссия сегодня - это главное, что есть в Церкви.
- Отец Андрей, вы второй раз в нашей области и первый в Нарьян-Маре? Что в этой поездке больше всего запомнилось?
- Мне в Нарьян-Маре очень понравились дети. Вы знаете, здешние подростки очень похожи на своих немецких сверстников. В ненецких школьниках нет раздражительности и агрессии.... Знаете, в центре и на юге России ребята держат больше «фиги» в карманах.
Беседовал Дионисий Данилов
http://www.pravoslavie-nord.ru/2007/2/1052
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии