На Рождественских чтениях обсуждали практику тюремного служения
Москва, 24 февраля, Благовест-инфо. Нужны ли в российских тюрьмах штатные священники? На этот вопрос по-разному отвечают участники XVII Рождественских чтений. Дискуссия клириков, которые уже не первый год занимаются окормлением заключенных, состоялась 18 февраля в рамках заседания секции «Практика тюремного служения Русской Православной Церкви в пенитенциарной системе России, опыт и перспективы».
Протоиерей Олег Скоморох, заведующий сектором тюремного служения Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии, рассказал об эксперименте, который проводился в северной столице. Задачей эксперимента была отработка «модели официального присутствия штатного священника в условиях СИЗО». Для этого был выбран самый известный питерский изолятор «Кресты». О.Олег сразу сказал, что эксперимент оказался неудачным. Во-первых, более года не могли найти священника, который согласился бы каждый день ходить в тюрьму на работу, отрываясь от приходской жизни. «И это понятно – священнику как воздух нужно общение с приходом», -- пояснил выступавший. Когда же такой священник нашелся, возникли проблемы с исполнением священником в тюрьме своих обязанностей: он не мог свободно передвигаться по СИЗО, не мог встретиться с теми заключенными, которые имели в нем нужду, без сопровождения специального сотрудника, и т.д. Будучи членом Международной ассоциации тюремных капелланов, о.Олег знает, что законодательство многих европейских стран дает священнику возможность свободно приходить в тюрьму и передвигаться по ней; у нас же невозможно делать это на законном основании. Более того, на Западе капелланом может быть не только священник, но и «богословски подготовленный» мирянин.
Иного мнения клирик из Белоруссии – о.Александр Харламов уже 8 лет несет послушание старшего тюремного священника Витебской епархии. Здесь правящий архиерей тоже решился на эксперимент: не лишая о.Александра звания благочинного и оставив ему субботнюю литургию на приходе, он направил его на ежедневную «работу» в колонию. Священника оформили как «руководителя кружка духовно-нравственного воспитания заключенных и сотрудников», заключили с ним трудовой договор. О.Александр считает этот эксперимент удавшимся – очевидно, потому, что ему удалось установить хорошие личные отношения с руководством колонии, которое не препятствует священнослужителю ни в чем и даже помогает. Так, о.Александр имеет везде свободный доступ, служит литургию в тюремном храме, беседует с заключенными, исповедует, обучает и т.д. Он свидетельствует: «Чтобы знать проблемы в колонии, надо быть там постоянно».
Это подтвердил о.Алексий Острик, курирующий тюремное служение в Воронежской епархии. В епархии четыре освобожденных священника, которые постоянно работают в тюрьме. Зарплату им платил благотворительный фонд «Благо», возможности которого из-за кризиса истощились, поэтому, по словам о.Алексия, они полгода трудятся без содержания. Это служение психологически трудно: как сказал один из несущих его, «весь мир состоит из зэков и милиционеров». Однако важно целиком посвятить себя узникам, т.к. тюремный священник должен использовать особый, внятный для заключенных, язык общения и проповеди, изнутри знать специфику их взаимоотношений, тюремные порядки и т.д. Будучи настоятелем тюремного храма Семилукской колонии, о.Алексий засвидетельствовал, что «у нас священник может прийти в любое время, в любое место в колонии».
«Все держится на личной инициативе священника и на хороших отношениях с руководством колонии», -- подтвердил председатель Отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и учреждениями Рязанской епархии протоиерей Сергий Сальцов и также посетовал на то, что нет законодательной базы для полноценной работы священника в тюрьме. О.Сергий перевел дискуссию в другую плоскость, предложив обсудить проблему специальной подготовки к тюремному служению. Так, в Рязанской духовной семинарии уже второй год читается специальный курс по тюремному служению. Кроме того, в епархии разработан курс заочного обучения заключенных основам православия, которая используется в 15 регионах, рассказал о.Сергий. Он представил также новую методику подобного курса, рассчитанную на подростков в колониях. Эту программу утвердили как глава епархии, так и ректор Рязанского государственного университета.
Председатель епархиального отдела по взаимодействию с ГУФСИН Красноярской епархии священник Александр Косов также уверен, что необходимо наладить обучение будущих священников тюремному служению, а также снабжать специальными навыками и программами тех, кто уже работает в местах лишения свободы. По словам о.Александра, представление о том, что для служения в тюрьме нужен некий «особый дар» -- не более, чем миф. «Тюремное служение – это общецерковная работа, и этому необходимо обучать», -- утверждает он. В Красноярской епархии отработан свой вариант пребывания священника в тюрьме: «освобожденного» клирика оформляют на ставку социального работника, заключая с ним соглашение, в котором прописаны все «трудовые функции» тюремного священника. О.Александр поднял вопрос о том, как «измерять» эффективность тюремного служения.
Выступивший далее исполнительный директор Международной ассоциации тюремного служения (МАТС) Иван Сатиров заверил участников Рождественских чтений, что «этими вопросами мучаются все тюремные служители мира». По его словам, в большинстве стран считается, что тюремному священнику лучше не рвать связи с приходом «на воле». Он привел примеры подобной практики из разных стран и подчеркнул необходимость государственной поддержки церковной работы в местах лишения свободы.
В ходе заседания секции, в котором приняли участие 50-60 священников и мирян из разных епархий РПЦ, сотрудник сектора Наталья Пономарева представила рабочий вариант Концепции тюремного служения РПЦ. В документе учтены и разработаны все основные направления работы как с тюремными сидельцами, так и с их семьями, сотрудниками УИС и даже с пострадавшими от преступлений. Концепция опирается также на многолетний опыт православного образования и катехизации в учреждениях УИС. Н.Пономарева обратила внимание на такие не терпящие отлагательства проблемы, как сопровождение освободившихся из заключения (социальная, юридическая, психологическая, материальная помощь) и необходимость создания центров ресоциализации. Кроме того, сотрудники сектора не считают возможным избегать обсуждения и таких тем, которые редко затрагиваются в практике «воспитательной работы» в УИС – темы гомосексуализма, распространения СПИДа, алкоголизма и наркомании в местах лишения свободы. Н.Пономарева убеждена также, что необходимо объединять и координировать усилия по тюремному служению во всех епархиях РПЦ, создать что-то вроде «тюремного братства», молитвенно поддерживать друг друга. Для этой цели стоит активнее пользоваться интернет-ресурсом Центра духовной поддержки заключенных при Свято-Тихоновском православном университете.
Юлия Зайцева
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии