Практика созыва Поместных и Архиерейских Соборов в современных славянских Православных Автокефальных Церквах
Сегодня, когда Русская Православная Церковь активно готовится к проведению Поместного Собора, в нашем церковном обществе ведется оживленная дискуссия о возможном порядке созыва подобных Соборов, регламенте их работы и круге вопросов, относящихся к их компетенции. Размышляя над этими вопросами, уместно обратиться к опыту других Поместных Церквей. Портал Богослов.Ru предлагает вниманию читателей обзор существующих в современных славянских Православных Церквах уставных положений, регулирующих порядок созыва и работы Поместных Соборов.
Вселенское Православие являет собой подлинное единство в многообразии. Все Поместные Церкви совершают свое спасительное служение на основе Священного Писания и догматического и канонического предания Церкви, выраженного в постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях отцов Церкви. При этом каждая из Церквей, реализуя общие канонические принципы в конкретных исторических условиях, выработала свое особое внутренне устройство, особые формы высшего и местного церковного управления. В православном мире никогда не существовало жесткой унификации канонического устройства отдельных Поместных Церквей. Потому и сегодня в действующих Уставах различных Поместных Церквей мы находим разные подходы к организации и порядку функционирования Соборных органов.
В настоящем очерке нам хотелось бы обратить внимание на уставные положения, посвященные составу, порядку созыва и регламенту работы Соборов, существующие в славянских Православных Церквах (Сербской, Болгарской, Польской и Чешских земель и Словакии). В зависимости от исторической традиции, территориального церковного деления, количественного состава Церкви, характера ее взаимоотношений с государственной властью и ряда других факторов в указанных Церквах сложились разные практики созыва и работы Соборов. Анализ этих факторов мог бы стать предметом отдельного исследования. Здесь же мы постараемся лишь кратко описать действующие положения Уставов указанных Церквей, посвященные Церковным Соборам.
Прежде чем приступить к этому обзору, напомним, что в соответствие с действующим Уставом об управлении Русской Православной Церкви высшими органами церковной власти и управления в ней являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси (глава I, 7). Высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору (глава II, 1), а Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления (глава III, 1). Главное отличие Архиерейского Собора от Поместного (в отношении представительства) заключается в том, что если членами первого являются исключительно епископы (все правящие архиереи и часть викарных), то членами второго являются также представители клира, монашествующих и мирян. Именно такое понимание терминов «Архиерейский» и «Поместный» Собор мы взяли за основу, рассматривая Уставы других Автокефальных Церквей. Это замечание представляется необходимым, поскольку указанная терминология, как мы увидим, не является общепринятой.
Сербская Православная Церковь
Устав Сербской Православной Церкви[1] не знает понятия «Поместный Собор». К высшим церковно-иерархическим органам здесь отнесены Святой Архиерейский Собор и Святой Архиерейский Синод (статья 10, п. 1). Лишь для избрания Патриарха в Сербской Церкви созывается Избирательный Собор, в работе которого принимают участие, в том числе и миряне. В соответствие со статьей 44 Устава членами Избирательного Собора являются: все епархиальные и викарные архиереи Сербской Церкви (кроме находящихся на покое), декан Православного богословского факультета в Белграде, ректоры сербских православных семинарий (так называемых «богословий») и руководители монашеских школ, председатель Главного союза епархиальных священнических братств, архиерейские наместники ряда городов, настоятели наиболее именитых монастырей, все члены Патриаршего Совета и все заместители председателей Епархиальных Советов, если они не являются членами Патриаршего Совета. Избирательный Собор созывается письменным актом Святого Архиерейского Синода, в котором указывается день, время и место открытия Собора (статья 45).
Можно сказать, что в отношении представительства Избирательный Собор отчасти является аналогом Поместного Собора. Однако следует отметить, что действующий Устав Сербской Православной Церкви не предполагает избрания делегатов на этот Собор. Как мы видим, все члены Избирательного Собора являются членами по положению, а не по избранию. Это первое принципиальное отличие от Поместных Соборов, созываемых в Русской Церкви. К тому же, напомним, что кроме избрания Предстоятеля Избирательному Собору никаких других функций не усваивается.
Реальным органом соборной власти в Сербской Православной Церкви является Святой Архиерейский Собор. Именно ему принадлежит высшая власть в делах веры, богослужения, церковной дисциплины и внутреннего устройства Церкви, а также высшая церковно-судебная власть (статья 57). Дела, подлежащие ведению Святого Архиерейского Собора, подробно перечислены в статье 69. Среди них: истолкование церковного вероучения и церковно-канонических предписаний, решение богослужебных вопросов, создание церковных предприятий, братств, музеев и т.п., канонизация святых и составление им служб, выработка программ преподавания вероучения, открытие богословских и монашеских школ, избрание епархиальных и викарных епископов, избрание ректоров семинарий и монашеских школ, надзор над деятельностью Святого Архиерейского Синода, взаимодействие с государственными органами, составление правил для Синодального фонда и утверждение его ежегодных отчетов.
Архиерейский Собор также совершает суд в первой и последней инстанции в конфликтах между архиереем и Святым Архиерейским Синодом, между архиереем и Патриархом и в случае канонических преступлений Патриарха. Во второй и последней инстанции Архиерейский Собор совершает суд по всем вопросам, по которым судом первой инстанции является Святой Архиерейский Синод.
Архиерейский Собор по согласованию с Патриаршим Советом также принимает решения об открытии и упразднении епархий, определении титулов и кафедральных городов для епархиальных архиереев, обязанностях викарных архиереев (статья 16).
Свои решения (кроме избрания епископов) Архиерейский Собор принимает простым большинством голосов. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего (статья 60). Для избрания епископов Устав оговаривает особый порядок (статья 105).
Периодичность созыва Архиерейских Соборов в Уставе прямо не указана. Статья 59 лишь устанавливает, что решение об очередном или внеочередном созыве Собора уполномочен принять Святой Архиерейский Синод. Синод также формирует повестку дня Собора, принимает предложения, направляемые в адрес Собора, и исполняет распоряжения Собора (статья 70, пункт 25). Однако, поскольку статья 58 предписывает Архиерейскому Собору ежегодно избирать по два человека в качестве членов Синода, можно заключить, что Собор должен собираться на свои очередные заседания не реже одного раза в год. В современной практике Сербской Православной Церкви Архиерейские Соборы созываются два раза в год.
Также следует отметить, что в Сербской Православной Церкви существует ряд иных высших органов власти, в состав которых входят не только епископы, но также клирики и миряне.
К ним, в частности, относятся Патриарший Совет и Патриарший административный комитет. Он является высшим исполнительным органом в материально-финансовых делах (статья 81). В его состав входят Патриарх, четыре члена Священного Синода или их заместители, назначенные Синодом, декан Православного богословского факультета, два представителя монастырей, один ректор «богословии», по одному священнику от каждой епархии, заместители председателей Епархиальных советов и десять мирян (статья 82). Патриарший Совет собирается на очередные заседания один раз в два года (статья 84).
В случае если какое-либо из решений Патриаршего Совета Святой Архиерейский Синод признает не соответствующим вероучению и канонам Православной Церкви, действие этого решение приостанавливается, и Патриарший Совет обязывается его пересмотреть. Если же Патриарший Совет настаивает на правоте своего решения, то дело передается на рассмотрение Святого Архиерейского Собора (статья 87).
Исполнительным органом Патриаршего Совета является Патриарший административный комитет, в состав которого входят Патриарх или его законный заместитель, два члена Святого Архиерейского Синода, один представитель монастырей, три священника и семь мирян (статья 92). Комитет должен собираться на свои рядовые заседания не реже двух раз в год. Ему усваиваются функции общео руководства и надзора над органами церковного самоуправления. Комитет подотчетен Патриаршему Совету. Если Патриарх высказывает сомнение в законности решений комитета, эти решения передаются на рассмотрение Патриаршего Совета. Если Патриарший Совет становится на сторону комитета, то дело передается сначала в Синод, а затем может быть рассмотрено и Святым Архиерейским Собором (статья 97).
Болгарская Православная Церковь
В Уставе Болгарской Православной Церкви[2] также, как и в Уставе Сербской Церкви термин «Поместный Собор» не используется. Традиционным для Болгарской Церкви является термин «Церковно-Народный Собор». В XIX-XX веках именно Церковно-Народные Соборы принимали наиболее важные, порой судьбоносные для болгарского православия решения. Следует отметить, что в период с 1870 по 2008 год Церковно-Народные Соборы созывались лишь шесть раз (1871, 1921-22, 1953, 1997, 2001, 2008). В ныне действующем Уставе термин «Церковно-Народный Собор» заменен на более лаконичный: «Церковный Собор».
Церковному Собору принадлежит высшая законодательная власть в Болгарской Православной Церкви (статья 8). Членами Церковного Собора являются все архиереи Болгарской Православной Церкви (кроме находящихся на покое), по три клирика и два мирянина от каждой епархии, один представитель от ставропигиальных монастырей, избранный из числа их игуменов, генеральный секретарь Священного Синода и по одному представителю от средних духовных учебных заведений, избранному соответствующими учительскими советами (статья 29). Председателем Собора является Патриарх или в исключительных случаях его заместитель, избранный Священным Синодом (статья 30).
Отличительной чертой Устава Болгарской Православной Церкви является довольно сложная процедура избрания на Собор представителей от епархий. Избрание делегатов совершает особое собрание избирателей, члены которого (епархиальные избиратели), в свою очередь, также избираются по особой схеме.
Каждая епархия должна иметь пять епархиальных избирателей, из них трое — клирики и двое — миряне. Выборы епархиальных избирателей проводятся один раз в четыре года. В этих выборах принимают участие: епархиальные представители, участвующие в избрании Патриарха, члены Церковного Собора от этой епархии, правящий архиерей и члены епархиального совета (статья 56). Каждый приход епархии выдвигает от себя по одному кандидату в епархиальные избиратели. Из этих кандидатов составляется общий список, из которого тайным голосованием избираются три клирика и два мирянина. Срок полномочий епархиальных избирателей — четыре года. В случае смерти епархиального избирателя, его переезда в другую епархию или утраты возможности исполнять свои функции прежде истечения четырехлетнего срока по какой-либо иной причине, его место занимает тот, кто на предыдущем голосовании получил наибольшее количество голосов, но не был избран в епархиальные избиратели (статья 66).
Именно епархиальные избиратели совершают избрание представителей епархии на Церковный Собор. Эти выборы также осуществляются раз в четыре года. В сроки, установленные Священным Синодом, во всех епархиях проводятся собрания епархиальных избирателей, на которых избираются делегаты Собора. Сначала составляется список кандидатов из 10 клириков и 10 мирян. При чем каждый из избирателей может предложить для внесения в этот список те кандидатуры, которые считает наиболее достойными. Затем производится тайное голосование. Каждый епархиальный избиратель имеет право голосовать за трех священников и двух мирян (статья 33).
Таким образом, в каждый момент в каждой епархии Болгарской Православной Церкви имеется в наличии список епархиальных избирателей и список делегатов Церковного Собора. Потому, когда Священный Синод принимает решение о созыве Церковного Собора, специальные выборы представителей от епархий уже не проводятся. В назначенное время на Собор отправляются те лица, которые в настоящее время являются законно избранными делегатами.
Церковный Собор должен собираться на очередные заседания в каждый первый год указанных четырехлетних периодов. Внеочередные заседания Собора могут созываться по решению Священного Синода (статья 39).
Кроме Церковного Собора Устав Болгарской Православной Церкви оговаривает созыв особых Патриарших Избирательных Церковных Соборов, которые избирают Предстоятеля Церкви. Состав Патриаршего Избирательного Церковного Собора не тождественен составу Церковного Собора. Членами Избирательного Собора являются: все архиереи Болгарской Православной Церкви, по пять представителей от каждой епархии (по три клирика и два мирянина), а от Софийской епархии — десять представителей (6 клириков и 4 мирянина), представитель ставропигиальных монастырей, директор Дирекции вероисповеданий[3], представители духовных учебных заведений. Представители от епархий на Патриарший Избирательный Церковный Собор избираются епархиальными избирателями тайным голосованием. Таким образом, избранными на этот Собор могут оказаться не те лица, которые являются членами обычных Церковных Соборов.
Устав Болгарской Православной Церкви не знает понятий «Архиерейский Собор» или «Собор Епископов». Однако он содержит отличное от традиции Русской Православной Церкви понимание термина «Священный Синод». Священный Синод Болгарской Церкви в полном составе состоит из Патриарха и всех епархиальных архиереев (статья 6). Малый состав Синода состоит из Патриарха и четырех епархиальных архиереев, управляющих своими епархиями не менее двух лет. Члены малого состава Синода избираются в заседании его полного состава сроком на четыре года (статья 25). Священному Синоду принадлежит высшая судебная и исполнительная власть в Болгарской Православной Церкви (статья 9).
Священный Синод в полном составе созывается на очередные заседания два раза в год (в июне и в ноябре). Внеочередные заседания могут проводиться по решению Патриарха, малого состава Синода или по требованию половины епархиальных архиереев. Священный Синод в малом составе работает постоянно и сам определяет регламент своей работы. Решения в Синоде принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов перевес имеет голос председателя. Воздерживаться при голосованиях члены Синода не имеют права.
Таким образом, полный состав Священного Синода Болгарской Православной Церкви является аналогом Архиерейского Собора Русской Православной Церкви с той лишь разницей, что викарные архиереи не являются членами Синода Болгарской Церкви.
Польская Православная Церковь
Внутренний Устав Польской Автокефальной Православной Церкви[4] содержит положения как о Поместном Соборе (Sobór Lokalny), так и о Соборе Епископов.
Высшая власть в Польской Православной Церкви принадлежит Поместному Собору (§ 4, пункт 1). В состав Поместного Собора входят Предстоятель Церкви (Митрополит Варшавский и всея Польши), все епархиальные и викарные епископы, один духовный и один светский представитель от каждого деканата (благочиния), избранный тайным голосованием на Собрании деканата, по одному представителю от каждого монастыря, избранному тайным голосованием на общих монастырских собраниях, и по одному представителю от каждой богословской школы, избранному на общем собрании сотрудников школы (§ 5). Устав не регламентирует периодичность созыва Поместных Соборов. Они могут созываться по мере надобности. Решение о созыве Поместного Собора, а также о его повестке дня и регламенте работы принимается Собором Епископов.
Кворум Поместного Собора составляют не менее 2/3 его членов. Решения принимаются путем тайного голосования абсолютным большинством голосов. Однако в вопросах вероучения и канонического устройства право окончательного решения принадлежит Собору Епископов, «как преемникам Св. Апостолов и выразителями Св. Предания» (§ 5, пункт 1).
Что касается Собора Епископов, то его членами являются все правящие архиереи Польской Православной Церкви. Епископы, несущие служение за границей, приглашаются лишь на те заседания Собора Епископов, на которых рассматриваются касающиеся их дела. Собор Епископов созывается Митрополитом не реже двух раз в год. Решения принимаются простым большинством голосов в присутствии не менее половины архиереев, занимающих кафедры в пределах Польской Республики. В случае равенства голосов решающим является голос председателя (§ 7).
Несмотря на то, что Устав называет высшей властью в Польской Православной Церкви ее Поместный Собор, именно Собору Епископов вменяется в обязанность охрана православных догматов веры и церковных канонов и надзор за нравственностью духовенства и мирян. Собор Епископов является высшей инстанцией в вопросах литургической жизни, он принимает решения о возможности внесения изменений в богослужебные обряды, имеет попечение над внутренней и внешней деятельностью Церкви, избирает, посвящает, перемещает, увольняет и запрещает епископов, открывает и упраздняет епархии, определяет их границы, проводит апробацию новых литургических книг и учебников по церковным дисциплинам, а также иной церковной литературы, принимает и рассматривает жалобы на епископов, решает споры между ними, совершает суд над епископами, решает в последней инстанции дела, касающихся отлучения от Церкви, утверждает регламент Поместных Соборов, внутренний Устав Польской Автокефальной Православной Церкви, типовые приходские уставы и устав военного духовенства, по представлению епархиальных епископов утверждает церковные награды, начиная с протоиерейства, исполняет контрольные функции в Церкви (§ 8). Также именно Собор Епископов избирает Предстоятеля Церкви — Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши (§ 16).
Таким образом, круг полномочий Собора Епископов достаточно широк. При этом Устав не предполагает утверждения решений Собора Епископов Поместными Соборами. Наоборот, как сказано, решения Поместных Соборов по вероучительным и каноническим вопросам подлежат утверждению Собора Епископов.
Понятие «Священный Синод» в Уставе Польской Православной Церкви отсутствует. Вслед за параграфами о Поместном Соборе, Соборе Епископов и Митрополите в Уставе сразу же следуют положения о епархиях и епархиальных архиереях, благочиниях (деканатах) и приходах.
Православная Церковь Чешских земель и Словакии
Устав этой Поместной Церкви[5] содержит ряд уникальных положений, не имеющих аналогов в действующем законодательстве других Автокефальных Церквей. Особенности высшего управления в Православной Церкви Чешских земель и Словакии обусловлены, главным образом, тем, что эта Церковь распространяет свою каноническую власть на территорию двух государств: Чешской и Словацкой республик. Фактически Православная Церковь Чешских земель и Словакии состоит из двух автономных частей, распространяющих свою юрисдикцию на территорию одного из указанных государств. Кроме того особое влияние на формирование современного Устава Православной Церкви Чешских земель и Словакии оказала традиция, связанная с деятельностью священномученика Горазда (1879-1942), стремившегося к максимальной демократизации церковной жизни и активному привлечению мирян к делу церковного управления.
В соответствие с главой 12 Устава высшим вероучительным, законодательным, административным и церковно-каноническим органом является Собор Православной Церкви Чешских земель и Словакии. В его состав входят Митрополит (Предстоятель Церкви), архиепископы, епископы (кроме находящихся на покое), члены Митрополичьих и епархиальных советов, шесть делегатов от каждой епархии, избранных епархиальными собраниями, и один представитель Православного богословского факультета.
Председателем Собора является Митрополит Чешских земель и Словакии. Он же и созывает Соборы один раз в шесть лет. Внеочередной Собор может быть созван по требованию большинства членов одного из Митрополичьих Советов либо по требованию Митрополичьих контрольной и ревизионной комиссий. В двух частях Церкви (в Чехии и в Словакии) проводятся также Предсоборные совещания. Собор избирает Митрополита и членов Митрополичьих Советов для обеих частей Церкви. Также Собор принимает, изменяет и дополняет Устав, рассматривает общецерковные дела, рассматривает апелляции против решений Священного Синода в отношении суда над епископами, одобряет деятельность Митрополичьих Советов и Митрополичьих контрольной и ревизионной комиссий.
Кроме Собора всей Церкви в двух ее частях действуют еще два Соборных органа — Митрополичий Совет Чешских земель и Митрополичий Совет Словакии. Их состав и порядок работы установлен в 13 главе Устава. Митрополичьи Советы являются исполнительными органами Собора Православной Церкви Чешских земель и Словакии. В каждый из Митрополичьих Советов входят архиепископ (соответственно, Пражский либо Прешовский), епископы соответствующей территории, по три представителя от каждой епархии той же территории, декан Православного богословского факультета и представитель Братства православной молодежи.
Представители епархий избираются в Митрополичьи Советы Собором всей Поместной Церкви. Председателями Митрополичьих Советов являются, соответственно, Архиепископ Пражский и Чешских земель и Архиепископ Прешовский и Словацкий. Каждый из Митрополичьих Советов должен собираться на рядовые заседания не реже четырех раз в год. Не менее двух раз в год на заседании Митрополичьего Совета Чешских земель должен присутствовать председатель Митрополичьего Совета Словакии и наоборот. Митрополичьи Советы, в частности, координируют церковную жизнь в двух государствах, заботятся о реализации постановлений Собора и Священного Синода и соблюдении норм Устава, имеют надзор над хозяйственной и административной церковной деятельностью. Митрополичьи Советы формулируют предложения для обсуждения на Соборе, обеспечивают технические условия для созыва и работы Собора, выполняют ряд других функций.
Кворум как на Соборе, так и в Митрополичьих Советах составляют две трети их членов. Решения принимаются двумя третями голосов от числа присутствующих членов.
Кроме Собора и Митрополичьих Советов к высшим органам власти Православной Церкви Чешских земель и Словакии относится также Священный Синод. Ему посвящена глава 3 Устава. Именно к компетенции Синода относятся дела веро- и нравоучения. В состав Синода входят все епископы Поместной Церкви, кроме находящихся на покое.
В заседаниях Синода могут также принимать участие временные управляющие епархиями, если на момент созыва этого заседания в какой-либо из епархий нет правящего архиерея. Синод созывается Предстоятелем Церкви (Митрополитом) не реже двух раз в год. Внеочередное заседание Синода может быть созвано по требованию хотя бы одного его члена. На Синод возлагаются, прежде всего, каноническое испытание кандидатов на епископские кафедры, назначение временных управляющих епархиями по предложению епархиальных советов, рассмотрение жалоб на епископов и апелляций против решений епархиальных духовных судов, надзор над соответствием преподавания в православных богословских школах вероучительным и каноническим принципам Церкви.
Выводы
Как мы видим, уставные положения четырех славянских Автокефальных Церквей, посвященные Соборным органам церковного управления, заметно отличаются друг от друга. Лишь в Уставе Польской Православной Церкви употреблен термин «Поместный Собор». В Уставах Болгарской и Чешских земель и Словакии Православных Церквей этому термину соответствуют понятия «Церковный Собор Болгарской Православной Церкви» и «Собор Православной Церкви Чешских земель и Словакии». В Уставе Сербской Православной Церкви мы не находим прямого аналога понятию «Поместный Собор». Принципиальные подходы к составу указанных Соборов близки во всех Церквах. Членами Собора являются все епископы Церкви по положению, а также ряд представителей духовенства и мирян по избранию. Неодинаковы подходы к периодичности созыва Соборов. В Болгарской Церкви Церковный Собор созывается ныне один раз в четыре года, в Православной Церкви Чешских земель и Словакии — один раз в шесть лет, а в Польской Православной Церкви Поместные Соборы могут созываться по мере необходимости без четко установленной периодичности.
Хотя уставы Болгарской, Польской и Чешских земель и Словакии Православных Церквей содержат положение, что Собор является высшей церковной властью, все же это положение имеет существенные оговорки. Например, высшая власть в вопросах догматических и канонических в Польской Церкви однозначно усваивается Собору Епископов, который в этом отношении возвышается над Поместным Собором. Сходную тенденцию можно видеть и в Уставе Православной Церкви Чешских земель и Словакии.
Здесь решение принципиальных догматических и канонических вопросов отнесено к компетенции Священного Синода. Устав Болгарской Православной Церкви также гласит, что решения Церковного Собора по догматическим, каноническим и богослужебным вопросам могут быть оспорены Священным Синодом. Напомним, что Священные Синоды двух последних Церквей фактически тождественны Архиерейским Соборам (Соборам Епископов). Таким образом, даже в тех Церквах, где существуют органы аналогичные Поместному Собору Русской Православной Церкви, высшая власть в сфере вероучения, канонического устройства и богослужения сохраняется за епископатом.
Во всех славянских Церквах существуют органы, аналогичные Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви. В Сербской Церкви — это Святой Архиерейский Собор, в Болгарской Церкви — Священный Синод в полном составе, в Польской Церкви — Собор Епископов, в Православной Церкви Чешских земель и Словакии — Священный Синод. Во всех указанных Церквах эти органы созываются на свои очередные заседания не реже двух раз в год. Здесь можно видеть существенное отличие от современной практики Русской Православной Церкви. Напомним, что в соответствие с ныне действующим Уставом Архиерейские Соборы созываются в Русской Церкви один раз в четыре года.
Особенностью Устава Болгарской Православной Церкви является процедура избрания епархиальных выборщиков и епархиальных делегатов на Церковный Собор и Патриарший Избирательный Собор. Напомним, что именно нарушение этой процедуры породило в свое время сомнения в легитимности выборов Святейшего Патриарха Максима.
Кроме того в ряде Поместных Церквей существуют иные органы высшего управления, в состав которых входят архиереи, клирики, монашествующие и миряне. Например, в Сербской Православной Церкви таковыми являются Патриарший Совет, созываемый один раз в два года, и Патриарший административный комитет, созываемый два раза в год. В Православной Церкви Чешских земель и Словакии это Митрополичий Совет Чешских земель и Митрополичий Совет Словакии, которые фактически представляют собой Соборы двух автономных частей этой Поместной Церкви и созываются четыре раза в год.
В нашем кратком обзоре мы также отчасти обратили внимание на то, что и процедура избрания Предстоятеля в различных славянских Церквах различна. Этой теме мы надеемся посвятить отдельную статью.
[2] Нынешний Устав Болгарской Православной Церкви был принят на третьей сессии VI Церковно-Народного Собора, которая работала с 6 по 11 декабря 2008 года, и опубликован в Официальном печатном огране БПЦ газете "Църковен вестник" 12 янврая 2009 года.
[3] Дирекция вероисповеданий — государственный орган надзора над религиозными организациями, действующими на территории Болгарии.
[5] Действующий Устав Православной Церкви Чешских земель и Словакии был принят IX Собором этой Церкви, работавшим 15-17 октября 1999 года. Неотъемлемой частью Устава являются принятые тем же Собором дополнительные предписания.
Сегодня, когда Русская Православная Церковь активно готовится к проведению Поместного Собора, в нашем церковном обществе ведется оживленная дискуссия о возможном порядке созыва подобных Соборов, регламенте их работы и круге вопросов, относящихся к их компетенции. Размышляя над этими вопросами, уместно обратиться к опыту других Поместных Церквей. Портал Богослов.Ru предлагает вниманию читателей обзор существующих в современных славянских Православных Церквах уставных положений, регулирующих порядок созыва и работы Поместных Соборов.
Вселенское Православие являет собой подлинное единство в многообразии. Все Поместные Церкви совершают свое спасительное служение на основе Священного Писания и догматического и канонического предания Церкви, выраженного в постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях отцов Церкви. При этом каждая из Церквей, реализуя общие канонические принципы в конкретных исторических условиях, выработала свое особое внутренне устройство, особые формы высшего и местного церковного управления. В православном мире никогда не существовало жесткой унификации канонического устройства отдельных Поместных Церквей. Потому и сегодня в действующих Уставах различных Поместных Церквей мы находим разные подходы к организации и порядку функционирования Соборных органов.
В настоящем очерке нам хотелось бы обратить внимание на уставные положения, посвященные составу, порядку созыва и регламенту работы Соборов, существующие в славянских Православных Церквах (Сербской, Болгарской, Польской и Чешских земель и Словакии). В зависимости от исторической традиции, территориального церковного деления, количественного состава Церкви, характера ее взаимоотношений с государственной властью и ряда других факторов в указанных Церквах сложились разные практики созыва и работы Соборов. Анализ этих факторов мог бы стать предметом отдельного исследования. Здесь же мы постараемся лишь кратко описать действующие положения Уставов указанных Церквей, посвященные Церковным Соборам.
Прежде чем приступить к этому обзору, напомним, что в соответствие с действующим Уставом об управлении Русской Православной Церкви высшими органами церковной власти и управления в ней являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси (глава I, 7). Высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору (глава II, 1), а Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления (глава III, 1). Главное отличие Архиерейского Собора от Поместного (в отношении представительства) заключается в том, что если членами первого являются исключительно епископы (все правящие архиереи и часть викарных), то членами второго являются также представители клира, монашествующих и мирян. Именно такое понимание терминов «Архиерейский» и «Поместный» Собор мы взяли за основу, рассматривая Уставы других Автокефальных Церквей. Это замечание представляется необходимым, поскольку указанная терминология, как мы увидим, не является общепринятой.
Сербская Православная Церковь
Устав Сербской Православной Церкви[1] не знает понятия «Поместный Собор». К высшим церковно-иерархическим органам здесь отнесены Святой Архиерейский Собор и Святой Архиерейский Синод (статья 10, п. 1). Лишь для избрания Патриарха в Сербской Церкви созывается Избирательный Собор, в работе которого принимают участие, в том числе и миряне. В соответствие со статьей 44 Устава членами Избирательного Собора являются: все епархиальные и викарные архиереи Сербской Церкви (кроме находящихся на покое), декан Православного богословского факультета в Белграде, ректоры сербских православных семинарий (так называемых «богословий») и руководители монашеских школ, председатель Главного союза епархиальных священнических братств, архиерейские наместники ряда городов, настоятели наиболее именитых монастырей, все члены Патриаршего Совета и все заместители председателей Епархиальных Советов, если они не являются членами Патриаршего Совета. Избирательный Собор созывается письменным актом Святого Архиерейского Синода, в котором указывается день, время и место открытия Собора (статья 45).
Можно сказать, что в отношении представительства Избирательный Собор отчасти является аналогом Поместного Собора. Однако следует отметить, что действующий Устав Сербской Православной Церкви не предполагает избрания делегатов на этот Собор. Как мы видим, все члены Избирательного Собора являются членами по положению, а не по избранию. Это первое принципиальное отличие от Поместных Соборов, созываемых в Русской Церкви. К тому же, напомним, что кроме избрания Предстоятеля Избирательному Собору никаких других функций не усваивается.
Реальным органом соборной власти в Сербской Православной Церкви является Святой Архиерейский Собор. Именно ему принадлежит высшая власть в делах веры, богослужения, церковной дисциплины и внутреннего устройства Церкви, а также высшая церковно-судебная власть (статья 57). Дела, подлежащие ведению Святого Архиерейского Собора, подробно перечислены в статье 69. Среди них: истолкование церковного вероучения и церковно-канонических предписаний, решение богослужебных вопросов, создание церковных предприятий, братств, музеев и т.п., канонизация святых и составление им служб, выработка программ преподавания вероучения, открытие богословских и монашеских школ, избрание епархиальных и викарных епископов, избрание ректоров семинарий и монашеских школ, надзор над деятельностью Святого Архиерейского Синода, взаимодействие с государственными органами, составление правил для Синодального фонда и утверждение его ежегодных отчетов.
Архиерейский Собор также совершает суд в первой и последней инстанции в конфликтах между архиереем и Святым Архиерейским Синодом, между архиереем и Патриархом и в случае канонических преступлений Патриарха. Во второй и последней инстанции Архиерейский Собор совершает суд по всем вопросам, по которым судом первой инстанции является Святой Архиерейский Синод.
Архиерейский Собор по согласованию с Патриаршим Советом также принимает решения об открытии и упразднении епархий, определении титулов и кафедральных городов для епархиальных архиереев, обязанностях викарных архиереев (статья 16).
Свои решения (кроме избрания епископов) Архиерейский Собор принимает простым большинством голосов. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего (статья 60). Для избрания епископов Устав оговаривает особый порядок (статья 105).
Периодичность созыва Архиерейских Соборов в Уставе прямо не указана. Статья 59 лишь устанавливает, что решение об очередном или внеочередном созыве Собора уполномочен принять Святой Архиерейский Синод. Синод также формирует повестку дня Собора, принимает предложения, направляемые в адрес Собора, и исполняет распоряжения Собора (статья 70, пункт 25). Однако, поскольку статья 58 предписывает Архиерейскому Собору ежегодно избирать по два человека в качестве членов Синода, можно заключить, что Собор должен собираться на свои очередные заседания не реже одного раза в год. В современной практике Сербской Православной Церкви Архиерейские Соборы созываются два раза в год.
Также следует отметить, что в Сербской Православной Церкви существует ряд иных высших органов власти, в состав которых входят не только епископы, но также клирики и миряне.
К ним, в частности, относятся Патриарший Совет и Патриарший административный комитет. Он является высшим исполнительным органом в материально-финансовых делах (статья 81). В его состав входят Патриарх, четыре члена Священного Синода или их заместители, назначенные Синодом, декан Православного богословского факультета, два представителя монастырей, один ректор «богословии», по одному священнику от каждой епархии, заместители председателей Епархиальных советов и десять мирян (статья 82). Патриарший Совет собирается на очередные заседания один раз в два года (статья 84).
В случае если какое-либо из решений Патриаршего Совета Святой Архиерейский Синод признает не соответствующим вероучению и канонам Православной Церкви, действие этого решение приостанавливается, и Патриарший Совет обязывается его пересмотреть. Если же Патриарший Совет настаивает на правоте своего решения, то дело передается на рассмотрение Святого Архиерейского Собора (статья 87).
Исполнительным органом Патриаршего Совета является Патриарший административный комитет, в состав которого входят Патриарх или его законный заместитель, два члена Святого Архиерейского Синода, один представитель монастырей, три священника и семь мирян (статья 92). Комитет должен собираться на свои рядовые заседания не реже двух раз в год. Ему усваиваются функции общео руководства и надзора над органами церковного самоуправления. Комитет подотчетен Патриаршему Совету. Если Патриарх высказывает сомнение в законности решений комитета, эти решения передаются на рассмотрение Патриаршего Совета. Если Патриарший Совет становится на сторону комитета, то дело передается сначала в Синод, а затем может быть рассмотрено и Святым Архиерейским Собором (статья 97).
Болгарская Православная Церковь
В Уставе Болгарской Православной Церкви[2] также, как и в Уставе Сербской Церкви термин «Поместный Собор» не используется. Традиционным для Болгарской Церкви является термин «Церковно-Народный Собор». В XIX-XX веках именно Церковно-Народные Соборы принимали наиболее важные, порой судьбоносные для болгарского православия решения. Следует отметить, что в период с 1870 по 2008 год Церковно-Народные Соборы созывались лишь шесть раз (1871, 1921-22, 1953, 1997, 2001, 2008). В ныне действующем Уставе термин «Церковно-Народный Собор» заменен на более лаконичный: «Церковный Собор».
Церковному Собору принадлежит высшая законодательная власть в Болгарской Православной Церкви (статья 8). Членами Церковного Собора являются все архиереи Болгарской Православной Церкви (кроме находящихся на покое), по три клирика и два мирянина от каждой епархии, один представитель от ставропигиальных монастырей, избранный из числа их игуменов, генеральный секретарь Священного Синода и по одному представителю от средних духовных учебных заведений, избранному соответствующими учительскими советами (статья 29). Председателем Собора является Патриарх или в исключительных случаях его заместитель, избранный Священным Синодом (статья 30).
Отличительной чертой Устава Болгарской Православной Церкви является довольно сложная процедура избрания на Собор представителей от епархий. Избрание делегатов совершает особое собрание избирателей, члены которого (епархиальные избиратели), в свою очередь, также избираются по особой схеме.
Каждая епархия должна иметь пять епархиальных избирателей, из них трое — клирики и двое — миряне. Выборы епархиальных избирателей проводятся один раз в четыре года. В этих выборах принимают участие: епархиальные представители, участвующие в избрании Патриарха, члены Церковного Собора от этой епархии, правящий архиерей и члены епархиального совета (статья 56). Каждый приход епархии выдвигает от себя по одному кандидату в епархиальные избиратели. Из этих кандидатов составляется общий список, из которого тайным голосованием избираются три клирика и два мирянина. Срок полномочий епархиальных избирателей — четыре года. В случае смерти епархиального избирателя, его переезда в другую епархию или утраты возможности исполнять свои функции прежде истечения четырехлетнего срока по какой-либо иной причине, его место занимает тот, кто на предыдущем голосовании получил наибольшее количество голосов, но не был избран в епархиальные избиратели (статья 66).
Именно епархиальные избиратели совершают избрание представителей епархии на Церковный Собор. Эти выборы также осуществляются раз в четыре года. В сроки, установленные Священным Синодом, во всех епархиях проводятся собрания епархиальных избирателей, на которых избираются делегаты Собора. Сначала составляется список кандидатов из 10 клириков и 10 мирян. При чем каждый из избирателей может предложить для внесения в этот список те кандидатуры, которые считает наиболее достойными. Затем производится тайное голосование. Каждый епархиальный избиратель имеет право голосовать за трех священников и двух мирян (статья 33).
Таким образом, в каждый момент в каждой епархии Болгарской Православной Церкви имеется в наличии список епархиальных избирателей и список делегатов Церковного Собора. Потому, когда Священный Синод принимает решение о созыве Церковного Собора, специальные выборы представителей от епархий уже не проводятся. В назначенное время на Собор отправляются те лица, которые в настоящее время являются законно избранными делегатами.
Церковный Собор должен собираться на очередные заседания в каждый первый год указанных четырехлетних периодов. Внеочередные заседания Собора могут созываться по решению Священного Синода (статья 39).
Кроме Церковного Собора Устав Болгарской Православной Церкви оговаривает созыв особых Патриарших Избирательных Церковных Соборов, которые избирают Предстоятеля Церкви. Состав Патриаршего Избирательного Церковного Собора не тождественен составу Церковного Собора. Членами Избирательного Собора являются: все архиереи Болгарской Православной Церкви, по пять представителей от каждой епархии (по три клирика и два мирянина), а от Софийской епархии — десять представителей (6 клириков и 4 мирянина), представитель ставропигиальных монастырей, директор Дирекции вероисповеданий[3], представители духовных учебных заведений. Представители от епархий на Патриарший Избирательный Церковный Собор избираются епархиальными избирателями тайным голосованием. Таким образом, избранными на этот Собор могут оказаться не те лица, которые являются членами обычных Церковных Соборов.
Устав Болгарской Православной Церкви не знает понятий «Архиерейский Собор» или «Собор Епископов». Однако он содержит отличное от традиции Русской Православной Церкви понимание термина «Священный Синод». Священный Синод Болгарской Церкви в полном составе состоит из Патриарха и всех епархиальных архиереев (статья 6). Малый состав Синода состоит из Патриарха и четырех епархиальных архиереев, управляющих своими епархиями не менее двух лет. Члены малого состава Синода избираются в заседании его полного состава сроком на четыре года (статья 25). Священному Синоду принадлежит высшая судебная и исполнительная власть в Болгарской Православной Церкви (статья 9).
Священный Синод в полном составе созывается на очередные заседания два раза в год (в июне и в ноябре). Внеочередные заседания могут проводиться по решению Патриарха, малого состава Синода или по требованию половины епархиальных архиереев. Священный Синод в малом составе работает постоянно и сам определяет регламент своей работы. Решения в Синоде принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов перевес имеет голос председателя. Воздерживаться при голосованиях члены Синода не имеют права.
Таким образом, полный состав Священного Синода Болгарской Православной Церкви является аналогом Архиерейского Собора Русской Православной Церкви с той лишь разницей, что викарные архиереи не являются членами Синода Болгарской Церкви.
Польская Православная Церковь
Внутренний Устав Польской Автокефальной Православной Церкви[4] содержит положения как о Поместном Соборе (Sobór Lokalny), так и о Соборе Епископов.
Высшая власть в Польской Православной Церкви принадлежит Поместному Собору (§ 4, пункт 1). В состав Поместного Собора входят Предстоятель Церкви (Митрополит Варшавский и всея Польши), все епархиальные и викарные епископы, один духовный и один светский представитель от каждого деканата (благочиния), избранный тайным голосованием на Собрании деканата, по одному представителю от каждого монастыря, избранному тайным голосованием на общих монастырских собраниях, и по одному представителю от каждой богословской школы, избранному на общем собрании сотрудников школы (§ 5). Устав не регламентирует периодичность созыва Поместных Соборов. Они могут созываться по мере надобности. Решение о созыве Поместного Собора, а также о его повестке дня и регламенте работы принимается Собором Епископов.
Кворум Поместного Собора составляют не менее 2/3 его членов. Решения принимаются путем тайного голосования абсолютным большинством голосов. Однако в вопросах вероучения и канонического устройства право окончательного решения принадлежит Собору Епископов, «как преемникам Св. Апостолов и выразителями Св. Предания» (§ 5, пункт 1).
Что касается Собора Епископов, то его членами являются все правящие архиереи Польской Православной Церкви. Епископы, несущие служение за границей, приглашаются лишь на те заседания Собора Епископов, на которых рассматриваются касающиеся их дела. Собор Епископов созывается Митрополитом не реже двух раз в год. Решения принимаются простым большинством голосов в присутствии не менее половины архиереев, занимающих кафедры в пределах Польской Республики. В случае равенства голосов решающим является голос председателя (§ 7).
Несмотря на то, что Устав называет высшей властью в Польской Православной Церкви ее Поместный Собор, именно Собору Епископов вменяется в обязанность охрана православных догматов веры и церковных канонов и надзор за нравственностью духовенства и мирян. Собор Епископов является высшей инстанцией в вопросах литургической жизни, он принимает решения о возможности внесения изменений в богослужебные обряды, имеет попечение над внутренней и внешней деятельностью Церкви, избирает, посвящает, перемещает, увольняет и запрещает епископов, открывает и упраздняет епархии, определяет их границы, проводит апробацию новых литургических книг и учебников по церковным дисциплинам, а также иной церковной литературы, принимает и рассматривает жалобы на епископов, решает споры между ними, совершает суд над епископами, решает в последней инстанции дела, касающихся отлучения от Церкви, утверждает регламент Поместных Соборов, внутренний Устав Польской Автокефальной Православной Церкви, типовые приходские уставы и устав военного духовенства, по представлению епархиальных епископов утверждает церковные награды, начиная с протоиерейства, исполняет контрольные функции в Церкви (§ 8). Также именно Собор Епископов избирает Предстоятеля Церкви — Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши (§ 16).
Таким образом, круг полномочий Собора Епископов достаточно широк. При этом Устав не предполагает утверждения решений Собора Епископов Поместными Соборами. Наоборот, как сказано, решения Поместных Соборов по вероучительным и каноническим вопросам подлежат утверждению Собора Епископов.
Понятие «Священный Синод» в Уставе Польской Православной Церкви отсутствует. Вслед за параграфами о Поместном Соборе, Соборе Епископов и Митрополите в Уставе сразу же следуют положения о епархиях и епархиальных архиереях, благочиниях (деканатах) и приходах.
Православная Церковь Чешских земель и Словакии
Устав этой Поместной Церкви[5] содержит ряд уникальных положений, не имеющих аналогов в действующем законодательстве других Автокефальных Церквей. Особенности высшего управления в Православной Церкви Чешских земель и Словакии обусловлены, главным образом, тем, что эта Церковь распространяет свою каноническую власть на территорию двух государств: Чешской и Словацкой республик. Фактически Православная Церковь Чешских земель и Словакии состоит из двух автономных частей, распространяющих свою юрисдикцию на территорию одного из указанных государств. Кроме того особое влияние на формирование современного Устава Православной Церкви Чешских земель и Словакии оказала традиция, связанная с деятельностью священномученика Горазда (1879-1942), стремившегося к максимальной демократизации церковной жизни и активному привлечению мирян к делу церковного управления.
В соответствие с главой 12 Устава высшим вероучительным, законодательным, административным и церковно-каноническим органом является Собор Православной Церкви Чешских земель и Словакии. В его состав входят Митрополит (Предстоятель Церкви), архиепископы, епископы (кроме находящихся на покое), члены Митрополичьих и епархиальных советов, шесть делегатов от каждой епархии, избранных епархиальными собраниями, и один представитель Православного богословского факультета.
Председателем Собора является Митрополит Чешских земель и Словакии. Он же и созывает Соборы один раз в шесть лет. Внеочередной Собор может быть созван по требованию большинства членов одного из Митрополичьих Советов либо по требованию Митрополичьих контрольной и ревизионной комиссий. В двух частях Церкви (в Чехии и в Словакии) проводятся также Предсоборные совещания. Собор избирает Митрополита и членов Митрополичьих Советов для обеих частей Церкви. Также Собор принимает, изменяет и дополняет Устав, рассматривает общецерковные дела, рассматривает апелляции против решений Священного Синода в отношении суда над епископами, одобряет деятельность Митрополичьих Советов и Митрополичьих контрольной и ревизионной комиссий.
Кроме Собора всей Церкви в двух ее частях действуют еще два Соборных органа — Митрополичий Совет Чешских земель и Митрополичий Совет Словакии. Их состав и порядок работы установлен в 13 главе Устава. Митрополичьи Советы являются исполнительными органами Собора Православной Церкви Чешских земель и Словакии. В каждый из Митрополичьих Советов входят архиепископ (соответственно, Пражский либо Прешовский), епископы соответствующей территории, по три представителя от каждой епархии той же территории, декан Православного богословского факультета и представитель Братства православной молодежи.
Представители епархий избираются в Митрополичьи Советы Собором всей Поместной Церкви. Председателями Митрополичьих Советов являются, соответственно, Архиепископ Пражский и Чешских земель и Архиепископ Прешовский и Словацкий. Каждый из Митрополичьих Советов должен собираться на рядовые заседания не реже четырех раз в год. Не менее двух раз в год на заседании Митрополичьего Совета Чешских земель должен присутствовать председатель Митрополичьего Совета Словакии и наоборот. Митрополичьи Советы, в частности, координируют церковную жизнь в двух государствах, заботятся о реализации постановлений Собора и Священного Синода и соблюдении норм Устава, имеют надзор над хозяйственной и административной церковной деятельностью. Митрополичьи Советы формулируют предложения для обсуждения на Соборе, обеспечивают технические условия для созыва и работы Собора, выполняют ряд других функций.
Кворум как на Соборе, так и в Митрополичьих Советах составляют две трети их членов. Решения принимаются двумя третями голосов от числа присутствующих членов.
Кроме Собора и Митрополичьих Советов к высшим органам власти Православной Церкви Чешских земель и Словакии относится также Священный Синод. Ему посвящена глава 3 Устава. Именно к компетенции Синода относятся дела веро- и нравоучения. В состав Синода входят все епископы Поместной Церкви, кроме находящихся на покое.
В заседаниях Синода могут также принимать участие временные управляющие епархиями, если на момент созыва этого заседания в какой-либо из епархий нет правящего архиерея. Синод созывается Предстоятелем Церкви (Митрополитом) не реже двух раз в год. Внеочередное заседание Синода может быть созвано по требованию хотя бы одного его члена. На Синод возлагаются, прежде всего, каноническое испытание кандидатов на епископские кафедры, назначение временных управляющих епархиями по предложению епархиальных советов, рассмотрение жалоб на епископов и апелляций против решений епархиальных духовных судов, надзор над соответствием преподавания в православных богословских школах вероучительным и каноническим принципам Церкви.
Выводы
Как мы видим, уставные положения четырех славянских Автокефальных Церквей, посвященные Соборным органам церковного управления, заметно отличаются друг от друга. Лишь в Уставе Польской Православной Церкви употреблен термин «Поместный Собор». В Уставах Болгарской и Чешских земель и Словакии Православных Церквей этому термину соответствуют понятия «Церковный Собор Болгарской Православной Церкви» и «Собор Православной Церкви Чешских земель и Словакии». В Уставе Сербской Православной Церкви мы не находим прямого аналога понятию «Поместный Собор». Принципиальные подходы к составу указанных Соборов близки во всех Церквах. Членами Собора являются все епископы Церкви по положению, а также ряд представителей духовенства и мирян по избранию. Неодинаковы подходы к периодичности созыва Соборов. В Болгарской Церкви Церковный Собор созывается ныне один раз в четыре года, в Православной Церкви Чешских земель и Словакии — один раз в шесть лет, а в Польской Православной Церкви Поместные Соборы могут созываться по мере необходимости без четко установленной периодичности.
Хотя уставы Болгарской, Польской и Чешских земель и Словакии Православных Церквей содержат положение, что Собор является высшей церковной властью, все же это положение имеет существенные оговорки. Например, высшая власть в вопросах догматических и канонических в Польской Церкви однозначно усваивается Собору Епископов, который в этом отношении возвышается над Поместным Собором. Сходную тенденцию можно видеть и в Уставе Православной Церкви Чешских земель и Словакии.
Здесь решение принципиальных догматических и канонических вопросов отнесено к компетенции Священного Синода. Устав Болгарской Православной Церкви также гласит, что решения Церковного Собора по догматическим, каноническим и богослужебным вопросам могут быть оспорены Священным Синодом. Напомним, что Священные Синоды двух последних Церквей фактически тождественны Архиерейским Соборам (Соборам Епископов). Таким образом, даже в тех Церквах, где существуют органы аналогичные Поместному Собору Русской Православной Церкви, высшая власть в сфере вероучения, канонического устройства и богослужения сохраняется за епископатом.
Во всех славянских Церквах существуют органы, аналогичные Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви. В Сербской Церкви — это Святой Архиерейский Собор, в Болгарской Церкви — Священный Синод в полном составе, в Польской Церкви — Собор Епископов, в Православной Церкви Чешских земель и Словакии — Священный Синод. Во всех указанных Церквах эти органы созываются на свои очередные заседания не реже двух раз в год. Здесь можно видеть существенное отличие от современной практики Русской Православной Церкви. Напомним, что в соответствие с ныне действующим Уставом Архиерейские Соборы созываются в Русской Церкви один раз в четыре года.
Особенностью Устава Болгарской Православной Церкви является процедура избрания епархиальных выборщиков и епархиальных делегатов на Церковный Собор и Патриарший Избирательный Собор. Напомним, что именно нарушение этой процедуры породило в свое время сомнения в легитимности выборов Святейшего Патриарха Максима.
Кроме того в ряде Поместных Церквей существуют иные органы высшего управления, в состав которых входят архиереи, клирики, монашествующие и миряне. Например, в Сербской Православной Церкви таковыми являются Патриарший Совет, созываемый один раз в два года, и Патриарший административный комитет, созываемый два раза в год. В Православной Церкви Чешских земель и Словакии это Митрополичий Совет Чешских земель и Митрополичий Совет Словакии, которые фактически представляют собой Соборы двух автономных частей этой Поместной Церкви и созываются четыре раза в год.
В нашем кратком обзоре мы также отчасти обратили внимание на то, что и процедура избрания Предстоятеля в различных славянских Церквах различна. Этой теме мы надеемся посвятить отдельную статью.
[2] Нынешний Устав Болгарской Православной Церкви был принят на третьей сессии VI Церковно-Народного Собора, которая работала с 6 по 11 декабря 2008 года, и опубликован в Официальном печатном огране БПЦ газете "Църковен вестник" 12 янврая 2009 года.
[3] Дирекция вероисповеданий — государственный орган надзора над религиозными организациями, действующими на территории Болгарии.
[5] Действующий Устав Православной Церкви Чешских земель и Словакии был принят IX Собором этой Церкви, работавшим 15-17 октября 1999 года. Неотъемлемой частью Устава являются принятые тем же Собором дополнительные предписания.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии