Патриарх Кирилл посетил Вознесенский скит на Секирной горе

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Патриарх Кирилл посетил Вознесенский скит на Секирной горе.
21 августа 2009 года в рамках Первосвятительского визита в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Вознесенский скит на горе Секирной.

«Именно здесь, на Секирной горе, было совершено, может быть, самое великое беззаконие, которое пятном легло на историю нашего Отечества, — сказал Его Святейшество. — Именно здесь с особой жестокостью истязались люди — холодом, голодом, непомерным трудом». Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что обессилевших узников привязывали к бревнам и сбрасывали еще живыми с Секирной горы, и люди умирали в страшных мучениях.

«Это не были преступники, это были русские люди, чаще всего православные, в том числе священнослужители и монахи», — уточнил Предстоятель Русской Православной Церкви.

Его Святейшество отметил, что на Секирной горе «чувствуется особая атмосфера — с одной стороны, духовного подвига, с другой — бездны человеческих страданий».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подарил Вознесенскому храму икону Спасителя со словами: «Молясь перед этим образом, поминайте всех тех, кто был умучен, кто подвергся страданиям, истязаниям, скорбям. Молитесь, чтобы ничто подобное никогда более не повторилось, но чтобы народ наш воспринял случившееся как великий урок для себя и понял, что за богоотступничеством следует кара — причем кара не только на небесах, но и здесь, на земле».

«Царствие Небесное и вечный покой всем тем, кто был здесь умучен, кто безвинно пострадал, — сказал Его Святейшество. — Верим, что, предстоя Господу на небесах, они молятся и о стране нашей, и о народе нашем, и о всей Церкви нашей».

«Это место заставляет задуматься еще и еще раз о том, что означает человеческое страдание, – сказал Святейший Патриарх Кирилл. – Ни одна философия, ни одна идеологическая система не объясняет смысла страданий — смысл страданий объясняет только христианство.

Страдания — это такие стесненные обстоятельства, когда мы остаемся один на один со смертельной опасностью. Обычно люди стараются выйти из этого состояния, опираясь на помощь других, на возможности, которые предоставляет общество, на деньги, на власть. А святые отцы Соловецкие приехали сюда, в это уединенное место, чтобы самих себя погрузить в максимально стесненные обстоятельства — то, что для любого другого человека было бы страданием.

И действительно, когда сюда этапировали заключенных, то для них пребывание на Соловках было мукой, страданием. Но ведь в то же самое время здесь жили соловецкие монахи. Монастырь был закрыт, а монахи жили, и никто из монахов не чувствовал этих страданий — ибо в христианстве Божественной силой преодолеваются мука, горе, страдание».

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что если человек с верой воспринимает стесненные обстоятельства жизни, тогда страдания перестают быть страданиями. «Именно так возрастали в духовных подвигах святые отцы — как бы искусственно помещая себя в стесненные обстоятельства, они развивали этот навык опоры только на Бога», – напомнил Его Святейшество.

«Нужно ясно понимать современному человеку, что вера есть великая сила, помогающая человеку в самых стесненных и трудных обстоятельствах жизни, – подчеркнул он. – И пример, в том числе Соловецких иноков и Соловецких узников, свидетельствует о том, что выживали те, с кем был Бог, если Господь не уготовывал для них другой участи — быть свидетелями Ему даже до смерти, то есть стать мучениками».

Предстоятель Русской Православной Церкви также поделился своими впечатлениями о посещении Соловецкого музея, хранящего множество материалов, рассказывающих о трагической истории Русской Православной Церкви в начале XX века. «Я обнаружил копию документа, свидетельствующую о том, что мой дед в течение тридцати дней находился здесь, на Секирной горе, в штрафном изоляторе», — сказал, в частности, Его Святейшество.

Василий Гундяев, дед Святейшего Патриарха Кирилла, был отправлен в «Секирку» за участие в тайных богослужениях, которые совершали в местных лесах священнослужители, находившиеся на Соловках. «Редко кто возвращался с Секирной горы, но деда Господь помиловал, хотя наказание было очень страшное, — продолжил он. — Это Божие чудо, что дед остался жив».

За церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века Василий Гундяев неоднократно подвергался тюремным заключениям и ссылкам. В середине 50-х годов он стал священником.

http://www.mospat.ru/index.php?page=45634

http://www.mospat.ru/index.php?page=45631

http://www.mospat.ru/index.php?page=45633