Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Киево-Печерской Лавре (о полноте Церкви, о единении)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Патриарх Кирилл в Киево-Печерской Лавре

Ваше Блаженство, возлюбленные досточтимые Владыки, пастыри, братья и сестры! С великой радостью совершил я Божественную литургию в нашем первом на Руси монастыре - Киево-Печерской Лавре, рядом со святыми многоцелебными мощами Киево-Печерских преподобных угодников. Радуется мое сердце и тому, что эта литургия была совершена в день памяти святого благоверного великого князя Владимира, крестителя Руси.

Когда в 2008 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, размышляя о сем событии, постановил, чтобы память святого равноапостольного и великого князя Владимира была литургически присоединена к чину и порядку богослужений, совершаемых в связи с великими праздниками, то тем самым через архиереев Божиих вся полнота Русской Православной Церкви выразила свою любовь к крестителю Руси и признание его великих равноапостольных трудов.

Я благодарен Богу за то, что Он сподобил меня вместе с Вами, Ваше Блаженство, в День Вашего Ангела, вместе с досточтимыми братьями архиереями торжественно отметить этот праздник в стенах Киево-Печерской лавры.

Когда Божественным Промыслом Господь избрал через решение Поместного Собора мое недостоинство на Патриаршее служение, то в конце литургии, во время которой произошлоа моя интронизация на престол Патриарха, я принял из рук Вашего Блаженства знак духовной власти – посох. Но это был не простой посох. Это был посох святого митрополита Киевского и всея Руси Петра, и передо мной открылся глубинный смысл преемственности моего служения от Киевских Первосвятителей. Тогда же я ощутил горячее желание прибыть сюда, в Киево-Печерскую Лавру, к месту крещения Руси.

Отсюда, с киевских холмов, воссияла благодать Божия над всей Русью. Отсюда, от Киево-Печерской Лавры началось великое шествие монашеского идеала и монашеского образа жизни по всей Руси великой. Здесь, в этих стенах, был источник просвещения, мудрости, и пример нравственной чистоты христианской жизни. Здесь подвизался митрополит Иларион, первый из русских, ставший Митрополитом Киевским; здесь он написал свое «Слово о законе и благодати»; здесь преподобные Антоний и Феодосий составили правила иноческого жития; здесь Нестор Летописец положил начало русскому летописанию и формированию национального самосознания нашего народа - он писал о том, откуда пошла русская земля.

Трудами насельников Киево-Печерской Лавры и других обителей, их горячей проповедью, подвигом их жизни утверждалось Православие на необозримых просторах Киевской Руси. И ныне верим, что их молитвами, их духовным подвигом на великих просторах исторической Руси продолжает утверждаться Православие как единственный духовный непререкаемый и спасительный фундамент нашей национальной жизни.

История Киевской Руси, а впоследствии – Украины, полна примерами самоотверженного отстаивания православной веры и здесь особенно нужно вспомнить Лавру сию святую, православные братства, также и тех казаков, которые Лавру охраняли, содержали приписанный к ней казачий Никольский монастырь, имя которого в прошлом носила улица, на которую выходят святые лаврские врата. Стремление к братскому единению не иссякло в православном украинском народе и сегодня. В этом можно воочию убедиться, взглянув на всех вас, на это огромное стечение верующих людей, которые вместе со своим Патриархом, епископатом и духовенством совершали Божественную Евхаристию, принося в жертву Господу хлеб и вино, пресуществляемые в Тело и Кровь Его.

Глядя на ваши одухотворенные лица, мы видим, с кем сердце народа Божия на Украине. Оно здесь, в Киево-Печерской Лавре, в животворящем лоне нашей Церкви, под благодатным покровом преподобных отцов Печерских и их духовных наследников, составляющих неисчислимый и неразделимый сонм угодников Божиих, которые сформировали своей жизнью такое понятие, как Святая Русь.

Однако в праздничном настроении нынешнего светлого дня присутствуют и печальные оттенки. Эта печаль происходит от того, что не все наши единоверные братья разделяют с нами сей праздник. Иные из них пребывают вне спасительной ограды Церкви, вне ее драгоценного единства. Помолимся ныне о них, чтобы Господь приклонил к ним Свою милость, чтобы вдохнул в них решимость презреть все преходящие человеческие страстные и греховные наваждения, и вернуться в дом Отчий, и соединиться с нами в радости и простоте сердца, совместно утверждая непреходящие ценности Святого Евангелия.

...

http://mospat.ru/index.php?page=45472