Слово о глаголах жизни вечной и важности молитвы. Митрополит Филарет (Вознесенский)
Вот и ныне, в сегодняшний день, в день светлого и радостного праздника Покрова Божией Матери, мы с вами снова слышали то Евангелие, которое читается почти всегда в богородичные праздники, — повествование о том, как Господь наш Иисус Христос посетил дом Марфы и сестры ее Марии.
Евангелие это хорошо известно, вероятно, большинству из нас. Я хочу обратить ваше внимание на то, что в этом евангельском повествовании устанавливается устами Самого Спасителя вечный принцип о том, что духовное выше материального, что вечное выше и ценнее, чем земное и временное.
Вы знаете хорошо это повествование; знаете о том, как хлопотала Марфа, усердная и радушная хозяйка, чтобы принять как должно и угостить как должно Того драгоценного Святейшего Гостя, Который благоволил войти под ее кров. Никто не может поставить в укор Марфе ее гостеприимство, радушие, ибо какая бы хозяйка не хотела как должно принять Гостя? Но ошибка Марфы была в том, что, хлопоча и заботясь по хозяйству, она решила, что это — главное.
Когда она увидела, что сестра ее никакого участия в ее трудах не принимает, а только сидит у ног Божественного Гостя и слушает Его слово, в то время как она в своих хлопотах забегалась окончательно, — она возмутилась и даже с полуупреком сказала Спасителю: «Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить?» («Едину мя остави служити» — по-славянски). И дальше прямо требует от Него содействия, говоря: «Рцы убо ей, да ми поможет» («скажи ей, чтобы помогла мне») (Лк 10, 40).
Известен ответ ей Спасителя, Который мягко и деликатно и вместе с тем категорически отстранил ее требование; сначала Он указал ей на то, что она слишком много хлопочет, а нужно — одно, а потом прямо ответил на ее требование: «Мариа же благую часть избра (не ты, Марфа, а Мария), яже не отимется от нея» (Лк 10, 42) (то есть просьба твоя не будет исполнена: та часть, которую избрала Мария, от нее не отнимется). В этих словах Спасителя, конечно, есть и намек самой Марфе на то, что не мешало бы ей окончить поскорее эти хлопоты и сделать то же, что сделала Мария, — послушать вечные глаголы Божественной правды.
Недавно пришлось мне читать в местной газете, как один теперешний умник-мудрец, мудрый в своих глазах, в газетной статье упомянул об этом евангельском событии и заявил, что Христос одобрил «праздное времяпровождение Марии». Сразу видно, как много писавший понимает в этом деле… Мария сидела праздно!
Будем помнить, что здесь установлен определенный принцип, что духовное выше материального. По этому принципу помните: все, что касается Церкви и церковности, важнее всего.
У нас, к сожалению, сплошь и рядом бывает не так. Даже и верующие люди все церковное отводят куда-то на задний план. Когда их спрашивают: «Почему вы не были в церкви?» — они отвечают: «Некогда было». Когда спрашивают: «Почему вы так долго не говеете?» — «Времени нет». То есть, другими словами, от Господа Спасителя, Который к нам приближается в Своих церковных молитвословиях, в жизни церковной, а наипаче — в причащении Святых Таин, мы отстраняемся, потому что нам «времени нет»…
Когда человек торопится куда-либо на службу, он не опоздает; только в случае какой-то неожиданной для него и не зависящей от него причины может опоздать. А когда нужно прийти в церковь, он не может, не успевает. Что-то другое оказалось для него важнее и заняло то место и время, которое нужно было отдать Церкви. Сплошь и рядом у нас бывает так.
Так вот, будем помнить, что духовное выше материального и что все, что касается Церкви, что к Церкви относится, имеет первостепенную важность. Мелочей тут нет и быть не может.
Церковь есть Дом Божий. И все, что находится в Церкви, принадлежит прежде всего ее Святейшему и Божественному Хозяину и Владельцу — Господу Богу, Владыке всего существующего, и поэтому в Церкви — все важно.
Что бывает в наших храмах, когда идет служба Божия? Почти всегда видно, как разговаривают, беседуют (иногда собирают облачения в алтаре, когда служба еще не кончилась). И много, много таких случаев, когда видишь, что настоящая церковность тут отнюдь не стоит на первом месте. Когда совершаются богослужение и молитва, человек, присутствующий в Божием храме, должен весь отдаться молитве, а не заниматься чем-то другим, хотя бы и относящимся к богослужению.
Так же должно быть и в личной, частной жизни человека. Иной говорит: «Молиться нет времени, весь день занят, и даже на ночной отдых остается мало времени». Но не напрасно говорил святитель Феофан: «Никогда не отговаривайся тем, что для молитвы у тебя времени нет. Значит, ты не любишь Бога, не любишь молитву, значит, у тебя что-то другое важнее оказалось…»
Тот, кто действительно стремится к Богу и стремится к молитве, никогда молитву не отменит из-за чего бы то ни было другого. Святитель Феофан говорил так: «Помни, что молитва — царица. Вот пред нами переполненный дом; войти как будто нельзя — нет места. Но приблизилась царица и входит — все расступаются, дорога ей открывается, она всюду идет свободно. Так, — говорил святитель, —должно быть с молитвой. Она — царица. Берегитесь, чтобы место царицы не занял кто-то из подчиненных ей».
Много ли, мало ли мы молимся, но мы должны помнить, что минуты молитвы — главные минуты в нашей жизни и никоим образом нельзя это время, эти минуты занимать чем-то другим. И только тогда, когда человек все церковное, все к Богу и к Церкви относящееся будет ставить на первое место, только тогда он сможет жить и действовать как истинное чадо Церкви, как настоящий православный христианин, и только тогда у него, как говорил отец Иоанн Кронштадтский, «все встанет на свое должное место». Аминь.
Из книги митрополита Филарета (Вознесенского) "Глаголы жизни вечной", изданной в серии "Духовное наследие русского зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии