Слово Святейшего Патриарха Кирилла на Божественной Литургии в Валаамском монастыре (об основных заповедях блаженства и их реализации в жизни прпп. Сергия и Германа Валаамских)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Валаамский монастырь, Патриарх Кирилл (не крупный план).

В слове по Евангельском чтении Его Святейшество сказал: "Мы сегодня празднуем память святых преподобных Сергия и Германа Валаамских в обители, которую они и учредили. В далеком XIV веке, когда Русь переживала тяжелейшие моменты своей истории, здесь, на севере, на уединенном острове в Ладожском озере два инока основали обитель, которой суждено было стать одним из самых сильных и напряженных центров духовной жизни Руси. Мы с благодарностью вспоминаем подвиг святых преподобных мужей и всех, кто после них преумножал духовную силу этой обители, всех, кто выдерживал нападения иноплеменников, междоусобные брани, разорение, поношение, скорбь, боль и тесноту".

Святейший Владыка обратил внимание молившихся в храме на прозвучавшее сегодня за литургией зачало Евангелия от Луки - именно оно обычно читается в день памяти преподобных отцев. В этом отрывке содержится выдержка из Нагорной проповеди. "Если в Евангелии от Матфея даются все заповеди блаженств, то в Евангелии от Луки - выборочно, - отметил Его Святейшество. - И вот какие заповеди Евангелист Лука выбрал из всех заповедей блаженств, вот на чем он сосредоточил наше внимание: блаженны нищие духом... блаженны плачущие... блаженны алчущие... блаженны те, кого гонят (см. Лк. 6. 20-22). Евангелие не перестает поражать мыслящего человека своей новизной и радикальностью своего послания. Ведь все, что говорит нам с вами слово Божие сегодня в связи с празднованием дня памяти преподобных Сергия и Германа, так далеко отстоит от общепринятого идеала человеческой жизни, от тех целей, которые мы полагаем и, устремляясь к которым, отдаем все свои силы, всю свою жизненную энергию! Где среди человеческих ценностей, ради которых мы живем, нищета, голод, слезы, гонения? Любой человек шарахнется от одной только перспективы попасть в такое положение. Мы боимся нищеты, голода, и слезы не являются ценностью за редчайшим исключением, а уж когда нас гонят - так упаси Бог. Но слово Евангельское есть слово Божие, от него нельзя отмахнуться, нельзя сделать вид, что ничего не происходит. Нам Сам Бог говорит, что блаженны, то есть счастливы, те, кто является нищим духом, кто алчет, кто плачет, кого гонят".

В каком же смысле человек может быть счастливым, неся на себе такую тяготу? Является ли нищета сама по себе ценностью? "Конечно, нет, - отвечает Святейший Патриарх. - Именно поэтому люди и отталкиваются от этой опасности, стремятся улучшить свое материальное положение, потому что сама по себе нищета никакой ценностью не является. А голод? Мы находимся совсем рядом с Петербургом: мы знаем, какой страшный голод унес миллионы человеческих жизней во время прошедшей Великой Отечественной войны. Разве можно этот голод, эту скорбь назвать ценностью? Да конечно нет! Ну, а когда мы плачем, если нас постигает боль? А если кто-то нас гонит, если выгнали с хорошей работы, выгнали с насиженного места, стали притеснять за убеждения, за веру? Все это воспринимается как скорбь. В каком же смысле Господь связывает эти скорбные, стесненные обстоятельства нашей жизни с счастьем? Замечательные слова мы вчера читали в Евангелии за утреней: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. (Мф. 11. 28 - 29). А почему покой? Потому, что иго Мое благо и бремя Мое легко. Значит, не просто теснота и скорбь жизни являются ценностями, но только те сложные обстоятельства, которые мы встречаем вместе с Богом. Христос предлагает нам научиться от Него, научиться тайне жизни, тайне человеческого счастья, понять, что только с Богом человек обретает силу, которая способна и голод, и слезы, и гонения преобразовать в блаженство, потому что Бог является источником жизни. В Его руках наши жизни, и если мы в кротости и чистоте сердца открываем навстречу Ему свое сердце, если мы принимаем Бога, то становимся внутренне такими сильными, что и скорбь и теснота - ничто пред этой силой".
 

Почему этот отрывок Евангелия читается в день памяти преподобных? "К преподобным мы относим монашествующих, - напомнил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. - Монах - это тот, кто добровольно принимает на себя и нищету, и голод, и слезы, и гонения. Монах - это как бы "живая лаборатория", в которой видимым для всех образом осуществляется Божий замысел о человеке. Отказавшийся от обычных радостей жизни: от денег, от хорошего питания, от свободы передвижения - от всех тех радостей, которые являются столь вожделенными, монах, живя с Богом, обретает такое внутреннее состояние духа, которое дает человеку подлинное счастье, блаженство, радость общения с Богом. И Господь призывает всех нас не бояться скорбных обстоятельств жизни, но наоборот - вместе с Ним препобеждать и обстоятельства, и самого себя, устрояя в сердце Божественный мир. Он дает нам в качестве примера великих угодников Божиих, таких, как преподобные Сергий и Герман. Даже сейчас до Валаама добраться трудно: и погода бывает очень плохая, да и климат не самый легкий, но сегодня здесь все-таки можно жить в тепле, пользоваться какими-то благами, которые дает нам современная цивилизация. А что было в то время? Холодные воды Ладоги, леса, одиночество, снег, мороз, холод, дождь. Именно здесь два инока создали великую обитель. Конечно, они были нищими, конечно они голодали, да наверняка и плакали, и нельзя сказать, что жили без всякого притеснения, потому что сами обстоятельства их притесняли. А ведь достигли они святости, блаженства жизни с Богом; сегодня мы вспоминаем их имена, а не имена тех богатых и славных, что жили во времена преподобных Сергия и Германа".
 

И в нашей земле, и за ее пределами хранится память об этих нищих старцах, потому что в их жизни явлена была красота Божественного образа, подчеркнул Предстоятель Русской Превославной Церкви.
 

Преподобные Сергий и Герман могут быть примером для всех - и для монашествующих, и для мирян, отметил далее Его Святейшество: "В монашеской жизни есть свои искушения и кризисы, когда человек начинает думать: а то ли он сделал, зачем все это надо? Современный монах сталкивается с искушениями, с которыми, может быть, в древности не сталкивались. Вот приезжают на Валаам богатые и хорошо одетые люди, которые живут в комфорте, и у кого-то из монахов может возникнуть вопрос: а может, и я бы так жил? Пример Сергия и Германа – великая помощь для монашествующих, особенно пребывающих на этой святой земле. Вы избрали правильный путь, святой путь. Ни о чем никогда не жалейте, но, по слову Божию, взявшись за плуг, не оборачивайтесь вспять (см. Лк. 9. 62), ибо вы вспахиваете ниву Господню, а трудные обстоятельства – это лишь условия возрастания духа. И возрастать надо не только для того, чтобы самому обрести блаженство, но для того, чтобы и для других быть духовной поддержкой. Но пример Сергия и Германа Валаамских - не только для монахов. Конечно, от мирских людей не требуется от всего отрекаться, жить в тесноте, нищете, голодать. Есть иное требование – жить с Богом для того, чтобы в случае, если нищета, голод и гонение настигнут нас, сохранять силу духа в общении с Ним".
 

"Но эта сила духа нужна не только в стесненных обстоятельствах, - напомнил Святейший Патриарх Кирилл. - Для богатых людей она нужна во много раз более, чем для бедного человека, потому что у бедного нет защиты, и он уповает на Бога, ищет помощи Божией, а у богатого есть защита: деньги, и он может все себе позволить. Он чувствует себя самодостаточным, самодовольным. Вот почему Господь и говорит: Трудно богатому войти в Царство Небесное (см. Лк. 18. 24; Мк. 10. 23) - не потому, что деньги сами по себе зло, а потому, что деньги создают иллюзию полного довольства и независимости от Бога. И эта иллюзия встает, как стена, на пути человека к Богу... Поэтому и богатый человек должен помнить слова, которые сегодня сказал нам евангелист Лука, передавая великое, бессмертное и непревзойденное по силе духовного воздействия слово Спасителя в Нагорной проповеди".
 

"И примеры святых угодников, и слово Божие учат нас тому, что есть человеческое счастье, что есть блаженство, что есть подлинная радость. Если мы обретем это знание, если мы положим его в основу нашей жизни, то станем блаженными, радостными, счастливыми, как, несомненно, счастливыми, радостными и блаженными были угодники Божии преподобные Сергий и Герман, имена которых мы во славе сегодня вспоминаем в день их памяти".

http://www.mospat.ru/index.php?page=45359