Что такое "хорошая книга"? Интервью с иеромонахом Макарием (Маркишем)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
i.jpg

– Отец Макарий, здравствуйте. Недавно вышла Ваша книга «Лицом к лицу: вопросы жизни». Что послужило поводом к написанию этой книги? К кому она обращена?

Здравствуйте, рад возможности побеседовать с вами. Книгу такого жанра, как «Лицом к лицу», мог бы написать каждый священник: это передача живого опыта общения с людьми. Мог бы в принципе написать не только священник, но и просто каждый сознательный человек – но у нас этот опыт особенно интересен и важен читателям очень широкого круга.
 
– Вы много лет прожили в Америке. Приходская жизнь там как-то отличается от российской? Или мы задаемся одинаковыми «вопросами жизни»?
Прежде всего, заметим, что приходская жизнь – это пласт гораздо более поверхностный и «технический», чем разговор лицом к лицу, постановка и решение жизненных вопросов. Лишь небольшая доля вопросов, вошедших в мою книгу, относится напрямую к приходской жизни; но те, что имеют к ней отношение, по существу не ограничены местом и языком. Таинства покаяния и Евхаристии, взаимоотношения между прихожанами и духовенством, конфликты и их преодоление, лжестарчество, формализм, суеверия – все эти предметы волнуют людей в любой точке Земли.
Однако приходская жизнь в Соединенных Штатах, в самом деле, заметно отличается от российской, даже если говорить о Русской Зарубежной Церкви, которая вот уже два года воссоединена в единое целое с Московской Патриархией. И это ничуть не удивительно: ведь приход – это некий мостик между Небом и житейским морем. Если Небо над нами всегда и везде одно и то же, то житейское море в разных странах и в разных социо-экономических условиях плещется совершенно по-разному!
 
– В России сегодня выходит много разнообразных религиозных книг. Какова ситуация с выпуском православной литературы в Америке? Насколько она востребована?
До падения большевицкой власти на Руси православная литература по-русски шла к нам из Америки, главным образом из маленькой типографии на первом этаже монастырского корпуса, затерянного между холмов на севере штата Нью-Йорк, в полутора милях от деревни Джорданвилл… Но та же самая типография была в числе первых, кто полвека тому назад начал регулярно выпускать православную литературу на английском языке, по инициативе и усердием приснопамятного архимандрита Константина (Зайцева, +1975).
Эти семена дали урожай сторицей. Сегодня мы видим огромный объем православной литературы по-английски, выпускаемой всеми «юрисдикциями» на территории США и Канады. Здесь и переводы святоотеческих источников (кстати, по качеству куда лучше наших дореволюционных переводов, которые у нас сейчас переиздаются), и сочинения современных авторов из России, из Греции, из Сербии, из Румынии и из самой Америки, и периодика, и детская литература, и многое другое.
 
– В России особой популярностью пользуются книги низкого качества, пропагандирующие язычество и суеверия. Существует ли такая проблема у Русской Православной Церкви Зарубежом?
Простите за резкость, свинья лужу найдет. Интерес к низкопробному вздору не с нами родился и умрет не с нами (к сожалению). И хотя особенности этого интереса могут быть различными, подогревается он всё теми же до боли знакомыми свойствами человеческой природы…
Поделюсь с вами характерным эпизодом: один священник Русской Зарубежной Церкви, американец, настоятель маленького прихода со смешанным составом прихожан, завел обычай каждое евангельское чтение сопровождать проповедью, излагающей толкование блаж. Феофилакта Болгарского. Казалось бы, что здесь необычного? – Но вот пожилой прихожанин из старой русской эмиграции выражает немалое удивление: «Как это хорошо о. Брендан придумал, такие проповеди по Евангелию, как интересно!... У нашего прежнего настоятеля, о. такого-то, ведь не было других тем для проповеди кроме жидов, большевиков и масонов».
 
– Много ли магазинов православной литературы и книжных лавок с большим выбором книг в США? На каких языках издаются книги?
Пару слов об этом я уже сказал. Православные книжные магазины, как и у нас, есть практически в каждом приходе. Но больше того, книжные магазины нередко становятся центрами христианской миссии. Вспомним, что православный путь Юджина Роуза, будущего иеромонаха Серафима (+1982) начался в маленьком книжном магазине, который он открыл на улице в Сан-Франциско.
И далее, что очень существенно – и служит явным укором нам, гражданам свободной России – значительная доля православной литературы реализуется не в таких особых магазинах, а в общенациональных розничных сетях, где к ней открывается доступ миллионам и миллионам читателей, ищущим Христа и обретающим дверь в Его Святую Церковь через печатное слово.
 
– Сегодня Вы работаете в Комитете защиты семьи, детства и нравственности «Колыбель». Раньше считалось, что хорошая книга воспитывает и учит. Сегодня, когда молодые люди больше времени тратят на компьютерные игры и интернет, играет ли книга по-прежнему существенную роль в воспитании?
Да, безусловно, играет, если это хорошая книга. Весь фокус в том, что значит слово «хорошая» в данном контексте…
Кто будет спорить, что самая лучшая книга для всех времен и народов – это Евангелие?? Но неисчислимому множеству из 140 миллионов у нас на Руси и 7 миллиардов на планете Земля нужны другие книги, которые и будут хорошими, здесь и сейчас. Вспоминаю историю про какого-то юного американца на Афоне, какой ответ на «вопросы жизни» получил он от почитаемого там старца: «Возвращайтесь домой, идите в городскую библиотеку, и прочитайте собрание сочинений Диккенса. После этого, если у вас еще будут вопросы, возвращайтесь: поговорим…»
 
– О чем должны быть сегодня книги, чтобы их покупали и читали с пользой для души?
Наверное, обо всём!… И это не отговорка. Православие – это полнота жизни, видимого и невидимого мира. И если мы с вами не желаем говорить и писать о чем-то, закрываем на что-то глаза, объявляем какую-то тему запретной, значит, мы отказываемся от этой полноты и уступаем место противнику на каком-то участке фронта Невидимой Войны.
Нам нечего прятать. «Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3:20-21).
 
– Планируются ли к выпуску еще какие-то Ваши книги?
Совсем недавно в «Даниловском Благовестнике» у меня вышла еще одна книга под названием «Уроки любви». Она по форме напоминает предыдущую, в ней тоже идет диалог, но по существу нечто совсем иное. Эта книга написана по четкому плану, действительно как учебник из 16-ти уроков, в ответ на следующие памятные слова о. протоиерея Николая Балашова в его книге «И сотворил Бог мужчину и женщину»:
«…Проблема заключается в том, что потоку “секспросвета” и порнографии мы часто ничего не можем противопоставить, кроме стыдливого умолчания о вопросах пола. …Если мы не научимся бережно и целомудренно, но вместе с тем понятно и правдиво рассказывать нашим детям о положительной ценности половых отношений, мы неизбежно отдадим это важное дело в руки людей, далеких от христианских нравственных норм».
Как видите, я стараюсь не отступать от заявленной «программы гласности». И сейчас в том же «Даниловском Благовестнике» готовится сборник такого направления, с моим участием.
 
– Вы очень активно участвуете на православных форумах, блогах. Что дает вам такое интерактивное общение? Должен ли священнослужитель искать новые формы проповеди, используя современные технологии?
По сравнению с другими, и даже по сравнению с самим собой лет 10-15 тому назад, – совсем не активно. В частности, блога я не веду и в чужих самостоятельно не участвую. Если кто-то меня цитирует и перепечатывает – милости просим… Наша работа в Интернете ничем в принципе не отличается от любой другой информационной среды, от книг и газет до разговора с попутчиками в автобусе: это православная миссия, участие в которой – обязанность каждого христианина, тем более священника.
Поэтому новые формы проповеди – это не цель, а средство. Если такое средство оказывается успешным и эффективным – прекрасно, а если нет – надо искать другие средства для данных конкретных условий, для данной аудитории, для данного проповедника.
 
– Как вам кажется, достаточно ли представлена позиция Русской Православной Церкви в интернетсреде?
В целом, разумеется, недостаточно. Другое дело, что от имени Церкви, а иной раз и прикрываясь священным саном, фальшивым или, к сожалению, подлинным, некие активисты изливают в Интернет ядовитые отходы собственной активности. Был знаком с одним священнослужителем (его больше нет в нашей Епархии), который публиковал в Интернете нецензурную брань, а на укор Архиерея отвечал без тени стыда: «Меня просто цитируют в отрыве от контекста!»
У нас с вами до сих пор прослеживается некоторый провинциализм во взгляде на Интернет, какое-то лже-благоговение: будто бы интернетпубликация в силу самого технического средства обладает некиими особыми преимуществами и свойствами. Так, наверное, смотрели люди на телевидение пятьдесят лет назад и на газету – двести… Мне пришлось участвовать в становлении интернетсреды в конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого века, и уже тогда со всей ясностью обнаружилась простейшая истина: всем тем, кто прежде писал на стенах кабинок в общественных уборных, Интернет дал возможность выносить свое творчество на обозрение всей планеты, мгновенно и к тому же бесплатно.
 
– Православных ресурсов сейчас более 3000, а если спросить светского человека, далекого о церковной жизни, но считающего себя православным, какие он знает или посещает православные сайты, сможет ли он привести пример хотя бы одного сайта? Получается, что мы делаем сайты «для своих»?
В описанной вами ситуации проблема именно в том, что люди считают себя православными, но остаются далекими от церковной жизни! Пессимист скажет вам, что от таких псевдоправославных и не приходится ждать иного, а оптимист (к числу которых я пытаюсь принадлежать) выразит надежду, что именно Интернет поможет им к церковной жизни приблизиться.
 
– Не секрет, что самые популярные разделы у большинства православных сайтов – вопросы священнику, православный календарь, рецепты постного стола, молитвы на все случаи жизни. Неужели только этим и ограничивается круг интересов к Православию: как молиться, поститься, какой иконе поклониться?
Приглядитесь: приведенный вами перечень «популярных» предметов на самом деле далеко не однороден и не так безнадежен, как кажется. И недаром его возглавляют вопросы священнику. Если священник дает верные, точные, православные ответы, то любая из перечисленных тем способна открыть читателям бездонную глубину и бескрайнюю высоту Святого Православия.
– Сталкивались ли вы с профанацией под маской Православия: лжесвященники на форумах, лжеблагословения на литературе? С чем связаны такие явления и как с ними можно бороться?
Конечно, сталкивался. По воде ходить, сухим не быть. Связаны такие явления, с одной стороны, со злой волей врагов Церкви, любителей и профессионалов, а с другой – с нашим собственным невежеством, пассивностью, невниманием, ленью и легковерием. Поскольку первый фактор не поддается нашему влиянию (разве что привлечь ФСБ, не это вряд ли возможно, да и не слишком результативно), приходится обратить внимание на самих себя: бороться с указанными недостатками и слабостями, сиречь грехами.
 
– И все же, судя по откликам наших посетителей и вопросов священнику, все больше людей тянутся к вере, хотят больше узнать о Православии, вы в своем служении это замечаете? 
Пожалуй, что замечаю. Священник не будет полагаться на Интернет в своей оценке обстановки; он смотрит на живых людей вокруг себя. И практически всякий раз, когда я выхожу из алтаря для совершения Таинства исповеди, кто-то говорит мне, смущаясь: «Батюшка, простите, я в первый раз…»
 
– Что бы вы пожелали нашим читателям?
В свое время немалое влияние на меня оказали труды иеромонаха Серафима (Роуза); я переводил их на русский. И вот одним отрывком из воспоминаний об о. Серафиме я поделюсь здесь с вами, в качестве пожелания всем:
«Его огорчала наша "бессознательность", наше невежество в вере, наша неспособность делиться ею с окружающими. "Очнитесь, прошу вас, – говорил он нам, – интересуйтесь, узнавайте, исследуйте! Не надейтесь, что кто-то другой за вас во всем разберется и растолкует вам Православие. И не прячьте его, будто это клад, а раздавайте всем вокруг!"»
 
– Спасибо вам за ответы.
И вам спасибо – за вопросы.

 «Православная Книга», http://www.pravkniga.ru/intervews.html?id=955