Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю Жен-Мироносиц на Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля
По чтении Евангелия прозвучала проповедь, в которой Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к подвигу жен-мироносиц и тайных учеников Христа.
«В этот день Церковь торжественно вспоминает жизненный подвиг женщин, которые сопутствовали Спасителю», – сказал Его Святейшество, напомнив, что из Евангельского повествования известны лишь несколько имен мироносиц, в том числе имена Марии Магдалины, Марии Иаковлевой, Саломии и некоторых других. «Но, наверное, этих женщин было больше. Они вместе с апостолами окружали Спасителя, вместе с Ним шли трудными дорогами Иудеи и Галилеи, – продолжил Святейший Патриарх Кирилл. – Не боясь ничего, в страшные дни Страстной недели они были вместе со Спасителем в Иерусалиме, неотлучно пребывая со своим Учителем. И даже тогда, когда все апостолы, кроме Иоанна, в страхе разбежались, у них была сила вместе с Пречистой Матерью Спасителя стоять рядом со Крестом».
Хотя нам мало известно о том, что действительно совершали жены-мироносицы, понятно, что они не были просто спутниками, подчеркнул Святейший Владыка. «Каждый может представить себе нечто подобное: если все силы отдаются на служение великим целям, важным задачам, большому и нужному для людей труду, то разве остается время на самого себя? Но человек нуждается в помощи в быту, он нуждается в той самой необходимой помощи, которая поддерживает его силы для совершения важных дел. И мы знаем, что в жизни всегда рядом есть кто-то, кто берет на себя ношу безымянного труда. Святые жены-мироносицы, о которых мы почти ничего не знаем из Евангелия, кроме того, что сегодня читалось за богослужением, несли на себе эту ношу безымянного труда. Они помогали Спасителю, помогали апостолам, они были им поддержкой и разделяли с ними их труды. И хотя в Писании ничего об этих трудах не сказано, но все-таки мы можем из Евангельского повествования сделать вывод об особой близости Спасителя к женам-мироносицам», – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.
«Именно они были первыми свидетелями Воскресения, – напомнил Святейший Патриарх, – не апостолы, а жены-мироносицы, которые рано утром – почти ночью, не боясь темноты, не боясь возможных притеснений от иудеев и от кустодии – стражи, которая была приставлена ко Гробу Спасителя (ср. Мф. 27. 66), – пошли, чтобы помазать благовониями тело Господа. Идут они и рассуждают между собой: “Кто нам отвалит камень от двери Гроба?” (ср. Мк. 15. 43 – 16.8). Наверное, эти женщины не обладали столь большой физической силой, чтобы отвалить огромный камень от гробовой пещеры. И, казалось бы, зачем они тогда шли, ведь этот труд бессмыслен, им не сделать того, что они хотели, – не помазать тела Иисуса. Но они следуют дальше и обретают камень отваленным, видят пустой Гроб и пелены лежащие; они становятся первыми свидетелями Воскресения Христова».
Его Святейшество подчеркнул: «Они, наверное, не поняли всего, что происходило, и со смирением отправились к апостолам и рассказали им, что Гроб пуст. Но для нас то, что произошло на заре третьего дня после кончины Спасителя, является великим знаком благодарности Господа женам-мироносицам, признательности за их апостольский труд, за то, что вместе с Ним и со святыми апостолами почти незримо и безвестно для всех совершали свое жертвенное служение».
Обратившись нынешнему времени, Святейший Патриарх Кирилл засвидетельствовал, что и в нашей жизни очень много людей, которые несут на себе некий подвиг незримого труда, и чаще всего это женщины. «Ну кто знает, что происходит в доме, что там за работа, что нужно сделать, сколь велик этот труд? – продолжил Святейший Владыка. – Обычно семью оценивают по тому, каков муж, какое положение он занимает, какие он совершает великие дела, а труд жены, труд сестер и матерей, труд близких людей – как бы на втором плане, он незаметен. Но ведь на самом деле, если бы не было такого труда, то не было бы и великих свершений. Уж если Господу и апостолам нужны были мироносицы, чтобы совершать свое служение, кольми паче этот труд нужен всем нам, особенно же тем, кто из-за своих трудов не имеет возможности выполнять необходимую бытовую работу. Господь оценил труды святых жен, прежде всех явившись Марии Магдалине, соделав мироносиц первыми свидетелями Воскресения, дав им мужество стоять около Креста вместе с Его Пречистой Матерью. И сегодня мы прославляем жен-мироносиц за их безымянный труд, за подвиг их жизни, равный апостольскому подвигу».
Прославление жен-мироносиц помогает понять значение труда женщин и в наше время, когда кроме необходимых домашних дел на многих из них возлагается также огромная ответственность в связи с многообразными задачами, которые сегодня они решают в обществе, при этом в каком-то смысле до сих пор оставаясь опорой народа – и не только семей, но всей нации, подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Он отметил, что в первую очередь это духовная опора – так, многие женщины, по образу мироносиц, не отступили от Христа и во время гонений в нашей стране. «Они не покинули тех преемников апостолов, которые восходили на свои Голгофы, они сами восходили на Голгофы, при этом стремясь сохранить веру у своих детей и внуков, передав эту веру последующим поколениям. Великое историческое и спасительное деяние было совершено нашими бабушками и матерями, которые не убоялись гонителей, но послужили Господу до последнего своего дыхания», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.
Его Святейшество напомнил, что в этот день мы также воспоминаем о подвиге тайных учеников – Иосифа и Никодима. «Это были люди высокого положения. Из-за этого они не могли открыто быть со Спасителем, но душой тяготели к Нему. Никодим ночью приходил к Господу, чтобы слышать Его слова. Эти тайные ученики были вместе с явными, но не могли открыто выражать свою приверженность к Спасителю, свое послушание Ему, потому что открытое общение со Спасителем не принесло бы пользы ни им, ни апостолам». Святейший Патриарх Кирилл отметил, что после Распятия Спасителя эти тайные ученики достигли момента истины, когда человеческие соображения отступили: «Иосиф с Никодимом просят Тело Христа у Пилата, снимают Спасителя со Креста, видимым образом служат Ему, принимая на себя весь этот крестный срам, позор, все это крестное уничижение, поставляют себя вне общественной элиты, которая и распяла Спасителя, становятся открытыми учениками, погребая Тело Господа своего».
Святейший Владыка обратился к событиям недавней истории нашей страны. «Люди сколь-нибудь значительного общественного положения не имели возможности прийти в храм, лоб перекрестить открыто, но многие из них сохраняли веру, оставаясь “тайными учениками”, помогая страждущей Матери-Церкви иногда так эффективно, что порой гонители и понять не могли, откуда эта поддержка у гонимой Церкви, – рассказал Его Святейшество. – А поддержка исходила иногда из таких общественных и политических верхов, в которых невозможно было даже представить присутствие “тайных учеников”. Но все это было, и в какой-то момент кто-то из них стал учеником явным, а кто-то так и ушел ко Господу, сохранив свою тайну».
Если почитание святых жен-мироносиц учит нас внимательному и благодарному отношению к тем, кто совершает безымянный труд, к тем, чье служение не так заметно в наших общественных отношениях, если пример мироносиц заставляет нас с благодарностью и уважением относиться к любому труду, то пример тайных учеников учит нас воздерживаться от осуждения, подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.
«Мы иногда с легкостью осуждаем людей, судим их за то, что вот, мол, они не верят в Бога, но никому не дано знать, что происходит в глубине человеческого сердца, – напомнил Святейший Владыка. – И сегодня существуют “тайные ученики” Господа, которые по разным причинам и по разным обстоятельствам не готовы еще открыто “просить тела Христа у Пилата”, не готовы еще открыто отождествить себя с учениками Спасителя, но незримо и в то же время действенно помогают Господу в Его спасительном служении среди нашего народа».
В заключение проповеди Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Вспоминая святых жен-мироносиц, давайте с благодарностью вспомним наших женщин-христианок, совершающих иногда внешне незаметный, но важный труд, без которого никакие иные труды не могут быть успешными. Вспомним и помолимся о “тайных учениках” Господа, которые по каким-то причинам еще не могут быть учениками явными, но и в тайне своей творят добрые дела и совершают ревностное служение Господу. Пусть память о святых женах-мироносицах и о тайных учениках Спасителя всех нас умудрит и поможет нам со вниманием, любовью и признательностью относиться ко всем, кто видимо и невидимо служит делу Божию».
http://www.mospat.ru/index.php?page=44837
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии