Дух лукавства

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Хватит врать

Среди изданий, которые называют себя православными, встречаются и противоречивые, а порой – откровенно провокационные. Это своего рода "желтая пресса", которая рядится в православные одежды. К ним относится и газета "Дух христианина". Когда берешь ее в руки, на ум приходят евангельские слова: "Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1 Ин. 4, 1). Редакция "Церковного вестника" подготовила небольшой обзор этого издания.

Цели нового многоцветного издания, выпускаемого тиражом до 50000 (!) экземпляров, были заявлены его редактором Дмитрием Морозовым как вполне благие: "Главная… цель направлена на возрождение духовности в России" (№ 1, апрель 2005 г.). За какую же духовность борется газета, имеющая (если верить издателям) благословения Предстоятелей сразу трех Поместных Церквей: Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II? Духовным попечителем этого издания назван епископ Рашко-Призренский Артемий… Случай, надо сказать, в практике православных изданий невиданный. Но если гипотетически допустить возможность столь высокого "коллективного благословения", то каким же должно быть само издание! Не иначе как общеправославным!
Но даже беглое знакомство с одним из номеров повергает в шок. В статье Татьяны Свечновой "Чему учат будущих пастырей?" (№ 20, октябрь 2006 г.) читаем: "Неудивительно, когда демократы продают Родину, но весьма прискорбно видеть, когда это делают относящие себя к православным епископы и священники".
В том же номере в статье депутата Законодательного собрания Владимирской области Игоря Артемова "Национальная контрреволюция" черным по белому написано: "Многие (именно так – ред.) считают, что верхушка современной РПЦ "размякла", впала в материализм и, по сути, отступилась от истинной Веры, заключив союз с силами зла в Кремле, Вашингтоне и Тель-Авиве".
Увы, подобные оголтелые и абсолютно бездоказательные обвинения характеризуют стиль и дух "Духа христианина", авторы которого из номера в номер, не стесняясь в выражениях, открыто порочат имена иерархов Русской Православной Церкви, доходя до откровенного хамства. Не потому ли пересолили с "благословениями" издатели, что уж очень хотели, чтобы их измышления выглядели как можно более правдоподобно и благочестиво?
Знакомство с номерами газеты за почти двухлетний период заставляет всерьез предположить, что в этом издании достаточно умело применяются пиар-технологии и методы манипуляции сознанием. Обширные выдержки из творений Святых Отцов и уважаемых священников – это очень удобная ширма, чтобы в остальных статьях сеять недоверие к деятельности Русской Православной Церкви, провоцировать непослушание ее Предстоятелю и иерархам.
Вот как трактует газета долгожданное историческое событие – воссоединение с Русской Зарубежной Церковью, которое должно исцелить страшную рану, причиненную революцией 1917 года: "Практики "соединения" для Церкви не существует. Такое деяние будет нововведением, могущим погубить не только отпавших, но и тех, кто согласится с этой обновленческой практикой" (священник Виктор Калинин. "Зарубежный раскол". № 10, август 2005 г.).
Особую ярость "Духа христианина" вызвал Всемирный саммит религиозных лидеров, проводившийся по инициативе Святейшего Патриарха Алексия, а также шейха-уль-ислама Паши-заде, который является верховным мусульманским лидером Кавказа.
Информация о том, что происходило на саммите, общедоступна. Патриарх Алексий II еще до его начала пояснил: "Саммит будет следовать многолетней, проверенной модели межрелигиозного диалога, исключающей "смешение вер", сомнительные молитвенно-обрядовые эксперименты, жаркие богословские и политические диспуты". Огромная заслуга саммита в том, что он не только выбил почву из-под ног тех псевдорелигиозных лидеров, которые, разыгрывая религиозную карту, оправдывали терроризм, но и полностью поддержал позиции Русской Православной Церкви, подчеркнув опасность использования человеческой свободы вне нравственной ответственности.
Но в "Духе христианина" сделали вид, что не заметили антиглобалистской по сути направленности саммита, обсуждавшего, как жить в глобализованном мире, не теряя духовно-нравственных ориентиров. Скандальная газета стала практически рупором тех сил, которые пытались использовать в своих целях лживый тезис, что в Москве собирается чуть ли не сатанинский собор, чтобы создать некую мифическую, совершенно невозможную даже теоретически "сверхрелигию", и подбивали верующих на протест против проведения этой встречи.
"Мы также осуждаем попытки искусственно "смешать" веры или изменить их без воли на то их последователей, чтобы приблизить их к секуляризму", – одной этой цитаты из послания саммита было бы достаточно, чтобы камня на камне не оставить от кликушеских заклинаний.

"Определились как слуги антихриста"
Куда ни кинь взгляд, везде, в том числе и в Церкви, авторам "Духа христианина" мерещатся христопродавцы и сатанисты.
В сознательном сатанизме обвиняют Католическую Церковь ("Скрывать свой сознательный сатанизм Риму удается все труднее и труднее", – статья Виктора Груздева ""Канонизация" Иуды Искариота". № 3, февраль 2006 г.). Редакция порой доходит до откровенной лжи: "Тема соединения Православной Церкви с католической конфессией на сегодняшний день самая острая в ОВЦС Московской Патриархии" (№ 8, июль 2005 г.). Следуя этой логике, надо сделать вывод, что наша Апостольская Церковь собирается соединяться с… сатанистами! Хочется спросить: почему же тогда авторы "Духа христианина" остаются в такой "страшной церкви"?
Почти нет тех, кто не был бы обвинен. Современные греческие старцы обвинены в том, что они "вопрос нового стиля не относят к числу вероучительных и, якобы, влияющих на спасение души".
И это еще одна беззастенчивая ложь – причисление к "новостильникам" и "еретикам" сразу пяти Поместных Церквей (в частности, Греческой, а значит, и Афона). Общеизвестно, что вопрос календаря, решенный на первом Вселенском Соборе 325 года, касался лишь даты празднования Пасхи Христовой и всего периода, с ним связанного. В практике же Поместных Церквей существует так называемый Новоюлианский календарь, согласно которому Пасха Христова и связанные с нею праздники служатся по старому, или Юлианскому стилю, по которому служит весь православный мир. Однако "Дух христианина" из номера в номер публикует книгу иеромонаха Василия "Старый стиль лучше новых двух" и по сути отказывает в спасении Поместным Церквам, утверждая, что ни православные греки, ни румыны, ни поляки не имеют права даже молиться в Оптиной пустыни. Этим вносится большой соблазн в сознание верующих. Плоды такой пропаганды более чем печальны. Известен безобразный случай, когда прихожанки Оптиной пустыни швабрами выгнали из храма престарелого греческого архимандрита с паломниками – так что утихомиривать "ревнителей" пришлось с помощью милиции.
Достается и нашим монахам – они обвинены в "эпидемии филоэллинизма". Причем, о монашеских сидениях (стасидиях), о скуфейках и рясах говорится как о догматических вопросах (оказывается, это "страшная зараза" и "духовная инфекция").
Ну, а власти – всем скопом! – названы "слугами антихриста". Да и вообще, "те, кто правит сейчас Россией – это не власть, а попущенное Богом зло". Странно, почему авторы не догадались обвинить себя в нарушении заповеди: "Начальствующего в народе твоем не злословь" (Деян. 23, 5)?
При этом особое место занимают в газете высказывания депутата Законодательного собрания Владимирской области, председателя Российского общенационального союза Игоря Артемова, который, кроме того, что осуждает священноначалие нашей Церкви, открыто и без страха призывает к бунту: "Я уверен, что 2006 г. станет годом уличной политики… Регулярно выставлять сотни и даже тысячи людей для участия в уличных действиях – это националистические общественные организации, использующие боевой потенциал русской молодежи… Широким фронтом мы будем постоянно давить на власть: митинги, шествия, марши, пикеты, листовки, наклейки пойдут по нарастающей" ("Россия двинется на Москву с Востока". № 3, февраль 2006 г.).
"Это государство, РФ, должно отойти в ту тьму, откуда оно появилось в 1917 году". "Эти люди понимают только язык силы. Вот когда по Божьему промыслу их начнут за ноги на соснах вешать, тогда многие из них наверняка вспомнят и начнут в голос кричать о том, что они тоже русские" ("Не в силе Бог, но в правде". № 18, декабрь 2005 г.).
Иначе чем провокационными такие призывы не назовешь. Кого хотят привести к власти сторонники "артемовской революции" в итоге ожидаемых ими "православных беспорядков"? Практика показывает, что все уличные беспорядки оранжевых и прочих "цветных революций" заканчивались воцарением проамериканских правительств.

Как "юродивый Андрей" антихриста отменил
Увы, авторами газеты нередко движет невежество. В интервью с владыкой Тульчинским и Брацлавским Ипполитом "За веру, царя и Отечество" (№ 25, январь 2007 г.) повторяется старая басня о том, что Иван Грозный – "местночтимый святой".
Один из приемов – провокационные вопросы, которыми это интервью просто усыпано. "Мы знаем из Священного Писания, что в последние времена антихрист воссядет в храмах", – не спрашивает, а утверждает журналист. В статье создается представление, что в храмах совершаются совместные молитвы с инославными, в Церкви происходит раскол с "непоминанием", и антихрист уже подбирается к нашим храмам.
А чего стоит умело составленный вопрос: "Что же теперь православным делать? Многие даже перестали в храмы ходить"! На что у читающего должна возникнуть мысль – как условный рефлекс: в храмы можно и не ходить, либо – в такие храмы лучше не ходить. Что и требовалось доказать. А в разные сектантские образования, значит, можно? Вон и совет на уровне слухов для колеблющихся готов: "Я слышал, что сейчас из больших городов люди начинают бежать потихонечку".
В интервью "За веру, царя и Отечество" содержится замечательное "богословское открытие": "Был в Донбассе один юродивый, Андрей, он говорил как-то, что "люди сейчас такие слабые, что может быть и антихриста не будет, может быть, Господь так придет судить". У Бога все готово".

Образ фальшивого ПравославиЯ
Слишком далеко заходят эти игры в желтую прессу. Но, может быть, самые скандальные, провокационные и хамские суждения не совпадают с позицией редакции? Увы, совпадают. В № 9 за 2005 г. помещены слова главного редактора Дмитрия Морозова: "Мы осознаем всю серьезность нашего положения и отвечаем за каждую статью. Более того, знаем и веруем, что всем нам предстоит дать ответ за каждое слово и на Страшном Суде".
Но собирается ли Морозов отвечать перед Богом за фальшивый образ Православия, предлагаемый нам в публикациях газеты? Логика его приводит к весьма странным выводам. Поскольку "сейчас правит Россией не власть", а исключительно "попущенное Богом зло, и не может быть у христиан согласия с ними", то остается перестать проповедовать христианские ценности вне церковной ограды, забрать детей из школ, учрежденных "злой властью", уволиться с работы, перестать читать книги и смотреть кино (поскольку оно "от сатаны"). А что же тогда делать? Очевидно, отдав на откуп сатанистам всю культуру, переселиться в резервации. То-то радость будет врагам Церкви, которые надеются, что православные не только уйдут в маргиналы, но при этом не посмеют хоть как-то попытаться повлиять на власть (ведь они с ней не общаются!).
Самое нелепое, что "Дух христианина" распространяется прямо под стенами Оптиной пустыни. Не раз паломники рассказывали, что возле монастыря газету раздают в автобусах всем паломникам – и те воспринимают его как издание самой Оптиной.
Каковы же перспективы раскольнических усилий авторов газеты? Вспомним, что произошло с "грозными обличителями" позиции Церкви В.Манягиным и К.Гордеевым, издателями журнала "Сербский крест" (он же – "Первый и последний"), издания, посвященного нагнетанию страхов по поводу ИНН. Безграмотные манипуляции святоотеческими цитатами и рассуждения об "отступничестве от Христа" привели к печальному итогу: Гордеев и Манягин сами отлучили себя от Церкви и ушли в раскол.
Все это явления одного – псевдоправославного – порядка. Но те, кто старается рассуждать трезвомысленно, понимают, что за "Духом христианина", скорее всего, стоят антицерковные силы, которые не остановятся ни перед чем, чтобы посеять в душах людей не только ненависть к власти, но и раздор, раскол и недоверие к священноначалию, недоверие к деятельности всей Русской Православной Церкви, к другим Поместным Церквам, которые напрямую названы еретиками, недостойными спасения.
Не исключено, что эти силы соблазнили кого-то из искренних, но недостаточно воцерковленных людей, которые поверили, будто они действительно борются за чистоту Православия. Но провокаторы приходят и уходят, а Православная Церковь стояла и стоять будет до скончания века. И врата ада не одолеют ее.

От редакции. "Церковный вестник" предполагает продолжить тему и, в частности, обратиться к наместнику Свято-Введенской Оптиной пустыни архимандриту Венедикту с просьбой прокомментировать утверждения редакции газеты "Дух христианина" о том, что она находится во взаимодействии с братией Оптиной пустыни, а также факты регулярного распространения этого издания среди паломников у стен монастыря.

№ 6 (355) март 2007

http://www.tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=2122&forprint