Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен в Донском монастыре, полагающий начало Чину мироварения

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Чин мироварения

13 апреля 2009 года, в понедельник Страстной седмицы, в Малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил молебен, полагающий начало Чину мироварения. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили наместник обители монастыря архимандрит Агафодор (Маркевич), духовенство Москвы. За богослужением пел хор студентов Московских Духовных школ.

В Малом соборе Донского монастыря устроена специальная печь для варения мира, в центре которой помещается чан из огнеупорного сплава.

Во время молебна Святейший Владыка окропил святой водой приготовленные вещества в сосудах, печь и мироварный котел, после чего возжег трикирием огонь в мироварной печи. Затем священнослужители влили в котел состав с чистым виноградным вином, предохраняющий от пригорания, затем – чистое оливковое масло, а потом – различные благовонные вещества. Всего для приготовления святого мира было принесено девять больших сосудов и три малых. 

После соединения веществ Предстоятель Русской Православной Церкви положил начало трехдневному неусыпающему чтению Евангелия, которым сопровождается мироварение. После Святейшего Патриарха Кирилла чтение Евангелия было продолжено священниками московских храмов, составившими особую чреду. Диаконы следили за поддержанием огня и перемешивали многосоставное вещество мира.

Процесс мироварения будет непрерывно продолжаться до Страстной среды, после чего миро будет влито в особые серебряные сосуды и перевезено в Богоявленский кафедральный собор Москвы. Здесь в Великий четверг, за Божественной литургией святителя Василия Великого, Святейший Патриарх Кирилл совершит освящение мира, а затем оно будет передано во все епархии, приходы и обители Русской Православной Церкви – как в пределах Отечества, так и в ближнее и дальнее зарубежье.

Святое миро – вещество, специальным образом приготавливаемое по особому чину из различных растительных масел, душистых трав и благовонных смол. В Православной Церкви оно употребляется для совершения Таинства миропомазания над каждым новокрещаемым, сообщая ему дары Святого Духа, укрепляющие духовные силы нового члена Церкви на его жизненном пути. Кроме того, при освящении нового храма святым миром помазуется Престол, а также само здание церкви изнутри с четырех сторон и антиминс, на котором совершается Божественная литургия. Через Таинство миропомазания к Православной Церкви присоединяют инославных христиан.

Из ветхозаветной истории известно, что святым миром, составленным по повелению Божию, была помазана Скиния, миром помазывались и первосвященники, и пророки, и цари Израиля.

В новозаветной Церкви святые апостолы преподавали дары Святого Духа через возложение рук на крещаемых. Со временем возложение рук было заменено миропомазанием.

В книге Исхода перечислены некоторые вещества, входящие в состав мира: смирна, благовонная корица, благовонный тростник, кассия и оливковое масло.

В новозаветной Церкви святое миро изготовляется из многих благовонных веществ – в ознаменование благодатного многообразия даров Святого Духа, сообщаемых через миропомазание.

В Греческой и Русской Церквах не установлено определенного количества благовонных веществ, используемых для составления святого мира. Обычно для приготовления использовалось до 50 различных веществ. Их главные качества – чистота веществ, используемых при мироварении, и беспримесность каждого составного вещества в отдельности. Само мироварение – сложный процесс, при котором строго соблюдается строгая последовательность соединения веществ.

http://www.mospat.ru/index.php?page=44705