Слово Святейшего Патрирха Кирилла на Божественной Литургии в Исаакиевском Соборе Санкт-Петербурга

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Патриарх Кирилл в Исаакиевском Соборе

5 апреля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Волоколамского Илариона, архиепископа Клинского Лонгина, архиепископа Берлинского и Германского Феофана, архиепископа Новгородского и Старорусского Льва, архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, епископа Гатчинского Амвросия, епископа Смоленского и Вяземского Феофилакта, епископа Петергофского Маркелла и петербургского духовенства совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга.

По окончании чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся богомольцам со словами проповеди.

В пятую Неделю Великого поста за богослужением читается зачало Евангелия от апостола Марка, в котором Господь, обращаясь к ученикам, сказал им о том, что скоро Ему надлежит пострадать, быть казненным и в третий день воскреснуть (см. Мк. 10.32-45). «Это удивительное откровение Он передал Своим ученикам. Но совершенно удивительной и, как кажется, нелогичной была реакция на это откровение двух ближайших учеников Спасителя – Иакова и Иоанна, братьев Заведеевых. Они обратились к Христу с неожиданной просьбой: Господи, посади нас по правую и по левую сторону от Себя, когда ты явишься во Царствии Своем. В их словах не было сострадания Спасителю, не было сожалений, горя, а было желание использовать силу своего Учителя для обретения некоего блага, дабы возвыситься над другими», – сказал Его Святейшество, напомнив: на эту просьбу Господь ответил, что Он не имеет власти посадить их по правую и левую сторону от Себя, но тот, кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою (Мк. 10. 43).

«Чаще всего стремление обрести более высокое положение диктуется самой природой человека, предрасположенной к развитию и совершенствованию, – продолжил Святейший Владыка. – Иногда в жизни это стремление приобретает болезненное выражение. Про таких людей говорят, что они честолюбивы, тщеславны, все свои силы они направляют только на то, чтобы стать выше других, сесть по правую и по левую сторону – не Господа, конечно, но какого-нибудь начальника».

Господь не осуждает учеников за то, что они попросили Его занять высокое место, подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. «Спаситель не сказал апостолам: «Почему вы думаете о себе, когда Я говорю вам о Своих страданиях?». Он не сказал им, что их мысли неправильны и греховны. Господь не оспаривает их желания, но Он дает ясное понимание того, что означает для человека положение более высокое, чем то, которое имеют окружающие», – добавил Предстоятель Русской Церкви, отметив, что единственной ценностью высокого общественного положения является возможность служить другим.

«Стремление к власти может быть греховным и буквально губительным для человека, если оно сопровождается непременным стремлением получать на высоком посту личные блага: материальные, социальные, общественные; служить самому себе... Всякое использование власти во имя личных интересов является греховным», – заявил Его Святейшество.

«Почему один человек должен господствовать над другим? Почему свободные люди подчиняют свою волю другим? Существует некая тайна человеческой власти, до конца, может быть, и не понимаемая нами. Но у этой тайны есть нравственное и Божественное измерение: власть служит спасению тогда, когда сама она является служением ближним. Вот почему, чем выше человек поднимается по ступеням своего служения, чем больше у него власти, тем должно быть больше у него смирения, тем более он должен осознавать необходимость употреблять свое положение на благо других людей», – сказал далее Святейший Патриарх Кирилл.

Это справедливо и в отношении богатства, добавил Святейший Владыка. Богатство может способствовать благу, а может привести человека к погибели. Богатому Богом вручается особое ответственное служение, ведь добрые дела и благодеяния – это не прихоть богатого человека, а его обязанность, иначе богатство обернется к погибели, подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.

«Почти все беды человеческой истории - скорби, болезни, войны, революции, общественные катаклизмы - порождались безудержным стремлением людей иметь власть. Ради этого многие идут на страшные преступления», – напомнил Святейший Владыка, отметив, что власть, принятая безнравственно и преступно, не может обернуться служением людям, а деньги, нажитые нечестным путем и направляемые в первую очередь на удовлетворение все возрастающих собственных потребностей, не могут принести счастья и благополучия. И каждый христианин должен понимать смысл и назначение власти и богатства.

«То, что мы говорим по отношению к власти и богатству, имеет непосредственное отношение и к власти церковной. В Церкви тем более всякая власть должна сопровождаться служением, и чем выше поднимается человек по ступеням церковной власти, тем более жертвенным и самозабвенным должно быть его служение. Только этим может оправдаться тот, кому Бог вручает власть над другими», – выразил убеждение Святейший Патриарх Кирилл.

«Вот почему Спаситель, отвечая на странное вопрошение Иакова и Иоанна, говорит им: дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит (Мк. 10. 40). В противном случае это было бы нарушением Богом учрежденного порядка, разрушение которого приводит к уничтожению человеческой жизни, - сказал далее Его Святейшество. – Мы знаем, что ни одна кровавая борьба за власть, ни одна революция не сопровождалась миром, покоем, радостью, благополучием, потому что те, кто устремлялся к власти, прежде всего думали не о служении, а о том, чтобы именно им принадлежала властная и вожделенная возможность повелевать другими людьми».

«Мы говорим сейчас о высоких материях, о политической власти, о богатстве... Однако большинство тех, кто сейчас слушает меня, не имеют политической власти и богатства. Так что же, это слово евангелиста Марка не к нам обращается? К нам, потому что стремление властвовать над другими вообще присуще человеку», – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви, добавив, что из-за нехристианского отношения людей к власти семьи делаются хрупкими, отношения между людьми складываются непросто, муж и жена становятся чужими людьми, а дети теряют связь с родителями.

«Всякий раз, когда мы захотим взять верх над другим, мы должны ясно понимать, что это наше стремление должно сопровождаться самоуничижением, готовностью служить ближнему, ответственностью за другого человека, – продолжил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Ведь очень важно, чтобы у семьи, например, был глава, то есть тот, кто принимает на себя ответственность».

Обратившись в заключение своего слова к вопросу устроения семейной жизни православных христиан, Святейший Владыка отметил, что служение мужа заключается именно в ответственности за семью. «Однако если повнимательнее присмотреться к нашим семьям, то чаще всего, к сожалению, вопреки воле Божией ответственность за семью берет на себя не муж, а жена, - сказал Его Святейшество. - Так происходит не потому, что она сознательно совершает греховное деяние, а потому что муж сбрасывает с себя ответственность за семью».

«Глава семьи должен принимать на себя не только власть, но и ответственность за материальное содержание, за духовное состояние семьи», – заключил Его Святейшество, особо подчеркнув, что стремление к власти непременно должно сопровождаться возрастанием ответственности за другого человека.

 

http://www.mospat.ru/index.php?page=44652