Слово Святейшего Патрирха Кирилла на Божественной Литургии в кафедральном соборе Калининграда

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Патриарх Кирилл. Калининград. Литургия

22 марта 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в калининградском кафедральном соборе Христа Спасителя Божественную литургию святителя Василия Великого. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили епископ Балтийский Серафим и епископ Вяземский Игнатий.

В храме и вокруг него собрались тысячи калининградцев, в том числе сотни детей.

На богослужении присутствовали губернатор Калининградской области Г.В.Боос, другие представители власти.

В проповеди после чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что содержащиеся в Священном Писании истины, выраженные иногда всего в одной фразе, являются духовным и интеллектуальным прорывом, равного которому не было ни до Пришествия Спасителя, ни после. «Эта потрясающая сознание новизна Евангелия является свидетельством и знаком его Божественного происхождения», − сказал Святейший Владыка.

В сей день мы совершаем воспоминание о страданиях Спасителя, поклоняемся Кресту Его, сказал далее Его Святейшество, напомнив слова из читаемого в Неделю Крестопоклонную зачала Евангелия от Марка. В этом евангельском отрывке есть фраза, которая, отметил Святейший Патриарх Кирилл, способна изменить ход развития человеческой цивилизации.

«Эта фраза у многих может вызвать недоумение, но при вникании в смысл этих слов открывается их огромное значение для жизни человека и всей человеческой семьи, − подчеркнул Его Святейшество. − А звучат они вот так странно: Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной (Мк. 8. 34). Тот, кто внимательно читает или слушает эти слова, задаст вопрос, к чему же призывает нас Господь, что значит отвергнуться себя, ведь все, что человек делает в жизни, так или иначе связано с обеспечением его собственного благополучия? Иногда он жестко борется за себя, за свое благополучие, за свои права, за власть. Чаще всего такая жизненная позиция отталкивает от человека других людей. Но ведь того же самого мы порой достигаем совершенно респектабельными способами, ненавязчиво, иногда под видом служения другим. Но на самом деле внутри есть единственная мотивация − это собственное “я”, его благополучие. Почему же нужно отвергнуть закон, по которому живет вся человеческая цивилизация? Во имя чего? Чтобы взять на себя свой крест, а значит, страдания. Значит, Господь призывает не только изменить течение своей жизни, забыть о себе, но еще и принять страдания».

Именно поэтому многие люди, вдумываясь в слово Божие, его не понимают, продолжил Святейший Владыка: «Слова, которые содержатся в Божественном откровении, бросают колоссальной силы вызов каждому человеку. Они требуют радикального изменения жизни. Кто-то может сказать: а зачем это надо? А что Бог дает взамен? Господь сказал, что взамен мы получим только одно: мы сможем идти за Ним».

Многие слушавшие тогда Христа не поняли Его слов, отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. А завершил Свою речь Спаситель совершенно удивительным обращением: Говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 1. 9).

«Многие критики Евангельских текстов говорят: ну вот видите, этого не произошло. Значит, мол, ошибся Спаситель, ведь при жизни того поколения Царство Божие не было явлено. Ответ на эти слова таков: было явлено Царствие Божие, оно является людям, потому что Царствие Божие внутри нас есть, как говорит Сам Господь. В ответ на то, что мы отвергаемся себя и мужественно несем свой крест без ропота, Бог дает нам великий дар, Он вводит нас в Свое Царство - и не после смерти, а уже здесь, на земле. Он делает нас соучастниками Своей жизни. А ведь Бог - это Абсолютный разум, Абсолютная сила и могущество, Абсолютная любовь. И когда Бог нас вводит в Свое Царство, когда в ответ на нашу способность забыть себя ради других людей, подчинить свое собственное ”я“ Богу, Он дает нам возможность жить одной жизнью с Ним, а значит, приобретать Его силу, Его разум, Его любовь − конечно, в преломленном виде, ибо не можем мы вместить всего того, что вмещает Бог, но наша жизнь преобразуется. Мы становимся счастливыми людьми, и не просто счастливыми - мы становимся очень сильными людьми, потому что пред силой Божией всякая человеческая сила − прах и пепел, и даже сила диавольская неспособна противостоять силе Бога».

Однако для того, чтобы эта частица Божественной жизни стала нашей жизнью и тем более жизнью человеческой семьи, нужно принять серьезно этот, казалось бы, удивительный парадокс: следует строить свое счастье, забывая о самом себе, отметил Предстоятель Русской Церкви.

Он напомнил слова Спасителя: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20. 35), и подчеркнул, что Богу было угодно заложить такую логику человеческой жизни, подчиняясь которой человек может обрести счастье. «Все другие схемы - это неработающие схемы, − сказал Святейший Патриарх Кирилл. − Все другие философии живут от силы одно, два или три поколения даже при колоссальной поддержке государства, как то было в нашей стране».

Ни одна идеология не способна сделать человека счастливым, потому что ключи от человеческого счастья − в руках Божиих. Но Богу было угодно такой положить закон жизни, следуя которому мы обретали бы счастье, становились причастниками Его Царства здесь, на земле, подчеркнул Его Святейшество.

«Кто-то может сказать: такое не для меня. Это право каждого человека. Но необходимо понимать: слова, которые вы слышали сегодня в храме, − это не идеи выдающегося философа, не речения политического деятеля или богатого человека. Это Божии слова. И Божия правда непререкаема. Никакими человеческими усилиями невозможно разрушить логики, которую Бог пожелал положить в основу нашего бытия. Только следование слову Божию, смиренное принятие этих слов, попытка жить по данному Господом закону может дать нам опыт реального приобщения к Божию Царству», − заявил Святейший Владыка.

«Иногда мы задаем вопрос: как могли святые мученики выдерживать страшные мучения; как можно вести жизнь, какую вел, например, преподобный Серафим Саровский, на камне молившийся тысячу дней и тысячу ночей? - сказал далее Его Святейшество. - Ну кто из самых сильных и могучих спортсменов может повторить подвиг невысокого горбатенького старца? Какой силой люди совершали эти подвиги? Они совершали их силой Божией, они были соучастниками Божия Царства и на опыте своем познали красоту и радость жизни с Богом. Поэтому даже мучения и пытки неспособны были их оторвать от этой жизни».

Человеческая цивилизация постоянно погружается в кризисы, конфликты, войны. Постоянно возникают те или иные философские, политические, общественные и иные идеи, которые увлекают людей, сказал далее Святейший Патриарх. Он подчеркнул: чтобы построить благополучную жизнь, не следует пленять свой разум философиями человеческими, хотя небесполезно эти философии знать и, возможно, что-то из них заимствовать, не отвергая опыт и мудрость других. Но пленять свой разум мы должны только словом Божиим, заявил Его Святейшество, отметив: «Только принимая эту истину, подчиняя ей свой разум и управляя жизнь свою в соответствии с ней, мы способны построить личное благополучие, благополучие своей семьи и своей страны, всего народа. Если бы вся человеческая семья жила по этому закону, то лицо земли было бы другим».

Упомянув, сколь много соблазнов − реклама, жизненные стереотипы, привычки, мода − толкают людей к иному образу жизни, Предстоятель Русской Церкви сказал: «Для того Бог и дал человеку разум, волю и чувства, чтобы он был способен на выбор, и выбирая правду Божию, даровать самому себе то, что дороже всего для людей: мир, радость, счастье и любовь. И да поможет нам Господь, несмотря на соблазны и трудности, прочувствовать в жизни своей истину тех великих Божественных слов, которые мы с вами сегодня слышали во время Евангельского чтения».

По завершении Божественной литургии к Святейшему Владыке со словом приветствия обратился епископ Балтийский Серафим. Он подчеркнул значение трудов Святейшего Патриарха, в течение почти четвери века управлявшего Смоленско-Калининградской епархией, для духовного просвещения этой земли и устроения нормальной церковной жизни на земле, где 23 года назад не было ни одного православного храма.

От духовенства и паствы Калининградской земли он преподнес Предстоятелю Русской Церкви изготовленный из янтаря выносной Патриарший крест.

Поблагодарив за добрые слова и памятный дар, Его Святейшество сказал: «Без помощи Божией не может совершаеться ничего. Иногда люди впадают в горделивое самопревозношение, полагая, что они только являются залогом своего жизненного успеха и успешного совершения того, что они делают, выполняя свой долг. Это совсем не так. В сем мире есть только один хозяин и один начальник – это Бог. А мы все выполняем в меру сил порученные нам послушания. Именно Он вручает нам послушание, будь то иерархическая должность в Церкви, властные полномочия в светской власти или любые другие должности в миру. Если мы горделиво уповаем только на себя, то он отнимает от нас Свою помощь и оставляет самим себе. А человеческие силы малы. Если же мы призываем имя Божие, просим Господа помочь нам, смиренно сознаем, что мы только делатели в Его винограднике, тогда Он нам дает Свою помощь. Свою силу и благодать».

http://www.mospat.ru/index.php?page=44519