Звонари представили свое мастерство на Московском Пасхальном фестивале

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Звонари представили свое мастерство на Московском Пасхальном фестивале
Все колокола попеременно славят Воскресение Христово.

Звонильная программа – это традиционная часть Пасхального фестиваля. Колокольные звоны на Светлой неделе раздаются в храмах Москвы, Петербурга, Вологды. Принимают звонарей и в Сергиевом Посаде. Как мастера звонарского дела совершенствуют свои умения – узнала Юлия Струкова.

Звоны в Свято-Троице Сергиевой Лавре не смолкают в Пасхальную неделю. Все колокола попеременно славят Воскресение Христово. Здесь – самая большая звонница в России, высота колокольни 88 метров. И набор колоколов самый разнообразный. Изучать его сюда из года в год приезжают звонари из разных регионов России и Белоруссии. "Для себя отметил работу с зазвонными колоколами: маленькие очень, узко повешены, узкая рукоятка у них – есть над чем работать", – рассказал звонарь храма святого великомученика Феодора Стратилата г. Костромы Денис Дурандин.

Кандидат искусствоведения Елена Шатько из Минска – звонарь с 20-летним стажем. И не пытается воспроизводить мелодии традиционные для своей местности – ведь у каждой колокольни собственные звуки, вибрации, расположение. В Белоруссии, к примеру, много звонниц по берегам рек – чтоб дальше слышно было. "У нас говорили – вяликий. Это большой звон, средний и малый звоны. И колокольный звон, хотя в России самые большие колокола отливали – потому что у вас есть свой природный материал – медь. У нас в Белоруссии его не было, были меньшего размера колокола. И за самыми звонкими, красивыми колоколами всегда ехали сюда", – поделилась звонарь, доцент Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка Елена Шатько.

Традиция колокольных звонов в России – в разной степени сохранности. К примеру, в Псково-Печерском монастыре она осталась жива, несмотря на перипетии XX века. В Ростове Великом ее последних носителей отмечали в 60-х годах прошлого столетия. В Карелии так точно и не знают, какими были звоны до революции. Но традицию стараются возродить. "Мы исполняем колокольные импровизации, которые идут напрямую из архитектуры наших деревянных часовен, то есть у нас исторически в Карелии никогда не было больших колоколов, как здесь. Вот позади нас, если я не ошибаюсь, самый большой колокол в христианском мире", – прокомментировал звонарь музея-заповедника "Кижи" Кирилл Гуреев.

В самый большой в России семидесятидвухтонный Царь-колокол звонят лишь по особым праздникам. Но изучать остальные несколько десятков колоколов, на которых можно опробовать разные техники. После обмена опытом уровень мастерства начинающих звонарей становится значительно выше. Каждый из них познает манеры и традиции других регионов. А значит видит мир не только со своей колокольни.

https://smotrim.ru/article/3945892