Значение религии в жизни американцев неуклонно снижается
НЬЮ-ЙОРК. Значение религии в жизни американцев неуклонно снижается, по данным Института исследований общественных религий (PRRI), который только что опубликовал отчет по результатам нового социологического исследования, пишет издание npr.
Аналитики, давшие интервью службе National Public Radio в США отмечают, что хотя значение религии в жизни американцев явно снижается, стойкие прихожане, регулярно посещающие храмовые службы, в большинстве своем с оптимизмом видят будущее своего молитвенного дома и веры в целом. Таковы выводы нового отчета Института исследований общественных религий (Public Religion Research Institute, PRRI).
В отчете указывается, что только 16% опрошенных американцев считают религию самой важной частью своей жизни, в сравнению с 20% десять лет назад. «Это безрадостная тенденция в религиозной жизни Америки, – говорит Мелисса Декман (Melissa Deckman), генеральный директор Института исследования общественных религий. – Американцы, по нашим данным, проявляют все большую склонность к независимости от религиозных общин. Для католиков и протестантов главной деноминации важность религии за последнее десятилетие несколько снизилась. Однако падение все же не столь резкое, если учесть другие демографические показатели. Например, 38% чернокожих протестантов и 42% белых протестантов-евангеликов считают религию чрезвычайно важной в своей жизни. Эти группы лидируют в признании важности веры в жизни. И все же численность таких верующих упала уже существенно ниже 50%, что означает преодоление порога в сравнении с результатами предыдущих десятилетий».
Отчет под названием «Религия и конгрегации во времена социальных и политических потрясений» (Religion and Congregations in a Time of Social and Political Upheaval) вышел по результатам опроса более 6600 взрослых во всех 50 штатах страны. Несмотря на глубокие политические разногласия, поразившие США, большинство прихожан (56%) не считают, что политический раскол в их церкви углубляется в сравнении с той ситуацией, которая была пять лет назад. Мелисса Декман считает, что это следствие естественной (и уже в значительной мере закончившейся) сортировки прихожан. Люди просто переходят в общины, которые более соответствуют их политическим убеждениям – во многом для того, чтобы найти мир и спокойствие, уйти от конфликтов, которые все больше преследуют их в мирской жизни, по ее мнению.
Исследование также показало, что чернокожие протестанты остаются единственной христианской группой, в которой большинство (63%) считают, что общины должны участвовать в решении социальных проблем, даже если для этого приходится идти на трудные и конфликтные диспуты.
Декман считает, что этот сравнительно высокий процент, вероятно, обусловлен исторической связью между чернокожими церквями и движением за гражданские права. «Исторически сложилось так, что чернокожие церкви более открыты для проведения подобных диспутов на своих скамьях, – говорит Декман. – Движение за расовую справедливость за последние годы сплотило церкви черных и укрепило их решимость поддерживать лозунг «жизни чернокожих значимы», даже если он неприемлем для некоторых слоев общества. Это послание уже давно звучит с кафедр во многих церковных общинах чернокожего большинства».
Аналитики PRRI вместе с тем обнаружили, что христианские общины остаются в значительной мере разделенными по расовому признаку. Несмотря на то, что США в целом становятся все более разнообразными в расовом и этническом отношении, прихожане христианской церкви склонны объединяться с себе подобными, и признают, что их общины «в основном монорасовые». Так, восемьдесят процентов белых протестантов основной деноминации (пресвитериане и прихожане епископальной церкви) сообщают, что в их церквях преобладают белые. То же самое подтверждают 77% белых католиков и 75% белых протестантов веры евангельской.
Отчет также показывает, что у религиозных американцев возросла «духовная подвижность» в том смысле, что они все чаще и легче отходят от веры частично или полностью. Так двадцать четыре процента респондентов признали, что ныне исповедуют иную веру, отличную от «прежней религиозной традиции», либо полностью отреклись от христианства или иной прежней религии. Цифра этой «подвижности» значительно выросла по сравнению с тем, что было еще в 2021 году, когда только 16% признавались, что сменили или оставили религию. Среди оставивших религию более трети, по собственному признанию, раньше были католиками. При этом, по данным отчета, посещаемость молитвенных домов продолжает снижаться. Двадцать восемь процентов респондентов заявили, что они уже «редко» посещают храмовые службы, а 29% признались, что уже не делают этого «никогда». Десять лет назад таковых насчитывалось лишь 22% и 21% соответственно.
Аналитики склонны винить пандемию коронавируса в спаде посещаемости храмов. Так, в 2019 году 19% американцев, по их собственному признанию, посещали храмовые богослужения не реже раза в неделю. На сегодня этот процент снизился до 16%, и еще 13% признают, что посещают храм от силы «несколько раз в году». Несмотря на печальную тенденцию к снижению общей посещаемости храмовых богослужений, аналитики PRRI с удивлением обнаружили, что оставшаяся доля прихожан, по-прежнему регулярно ходящих в церковь, вполне счастливы и оптимистичны – 82% из них с оптимизмом смотрят в будущее своей церкви.
Сергей Игнатов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии