Значение имени Иона. Дарья Рощеня

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
 

Что общего у ветхозаветного пророка и московского митрополита?

Значение имени Иона

Управление загсов гражданского состояния ведет статистику популярности имен среди новорожденных. На протяжении последних 25-ти лет имя Иона не входит даже в тридцатку популярных мужских имен. Сложно говорить о его распространенности еще и потому, что в святцах оно упоминается не так часто. Как и имя Варлаам, он стоит несколько особняком. И скорее его можно внести в список имен церковных, избираемых при пострижении в монахи.

По происхождению имя Иона - «יוֹנָה» - древнееврейское. В переводе этого слова, которое на греческом языке пишется как «Ιωνας», есть разночтения. Кто-то дает буквальное значение - «голубь», кто-то переводит как «имеющий терпение», «терпеливый».

Пророк Иона

Пророк Иона

Самым известным Ионой, в честь которого называли детей, был пророк Иона. Он был сыном вдовы из сидонского селения Сарепта. Его отцом был Амитай (Амафий). Иона жил в VIII веке до н.э. Однажды в городе случился неурожай (поток Хорив пересох), за ним последовал страшный голод, длившийся три года. Маленький мальчик сильно заболел. Болезнь была тяжелой. В это время в дом вдовы пришел странник, которым был пророк Илия. Не успел гость переступить порога, как мать заметила, что мальчик перестал дышать. Со слезами она обратилась к пророку, упрекая его, что вместе с напоминанием о грехах он принес собой смерть ее сыну. Но пророк Илия в тот же миг обратился к Господу с молитвой вернуть душу маленькому мальчику. По его молитве Иона ожил. Вся последующая жизнь пророка Ионы связана  со множеством чудесных событий. Он, несмотря на слабости, которые посещали его, терпеливо сносил наказание за собственные ошибки и стал вестником, пророчествующим о грядущем Спасителе, его страданиях и судьбе израильского народа.

Уникальность этого библейского пророка состоит еще и в том, что вышел с проповедью к язычникам. Он был послан Богом пророчествовать в Ассирийское царство. Ему следовало отправиться в город Ниневею, погрязший в пороках, и рассказать его жителям, что за грехи их ждет гибель. Но вместо этого Иона, сев на корабль, отправился к берегам финикийской колонии Фарсис. Им двигал страх и неуверенность. Вскоре корабль попал в чудовищную бурю, так что все моряки не чаяли о спасении. Они избавлялись от поклажи, бросая ее за борт. Каждый из моряков обращался к своему Богу, но только Иона ушел спокойно спать в трюм. Когда его обнаружили мирно спящим, то потребовали объяснений. Кто он, куда и зачем плывет, почему до сих пор не молит Бога о спасении? Иона рассказал, что «бежит от лица Господа». Более того, сам попросил корабельщиков бросить его в море, потому что знал, что напасть настигла корабль по его вине. Как только он был выброшен в море, буря стихла, и корабль благополучно продолжил плавание. По велению Божию Иона был проглочен огромной рыбой, которую обычно называют китом. Три дня и три ночи провел Иона в чреве чудовища. И все это время он молился, каялся и надеялся на спасение, говоря: «я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню». На третий день Иона был извергнут на ливанский берег. На этот раз без страха он отправился проповедовать в Ниневею. То, что говорил пророк Иона ассирийцам, так поразило и испугало и царя, и народ, что они раскаялись, и Ниневея избегла гибели.

Ниневеяне даже в Евангелии выступают символом смирения и покаяния. В 11 главе Евангелия от Луки встречаем слова Спасителя: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы» (Лк. 11:32).

Но что же пророк Иона? Оказывается, он был разочарован, что город не погиб. В ответ на его сомнения Господь послал чудо. Иона поселился недалеко от Ниневеи в шалаше и жил там до самой смерти. Однажды, буквально за ночь над шалашом выросло растение (дерево), в листве которого можно было спасаться от изнурительного зноя. Но в следующий же день растение засохло, потому что черви подточили его корень. Иона негодовал. Ведь теперь солнце палило нещадно,  и укрыться от него было негде. И тогда он услышал от Господа: «ты сожалеешь о растении, которое ты не растил, за которым не ухаживал, не удобрял, которое выросло за одну ночь. И как же мне не пожалеть великий город, в котором живет более 120 тысяч человек?!» Как минимум двести лет после описываемых событий город жил. Он был разрушен лишь в ходе войны в 610 г.до н.э.

Исследователи спорят о времени жизни пророка Ионы. Некоторые из них утверждают, что он жил в начале IX в до н.э. и был учеником пророка Елисея, кто-то находит доказательства тому, что он был преемником и Илии и Елисея. День памяти пророка Ионы Церковь чтит 5 октября.

 

Мученик Иона перс

Другим святым Ионой был один из одиннадцати персидских мучеников. Неизвестен год его рождения и возраст, когда он принял мученический венец, но в его житии сказано, что он был селянином. Вместе с другом Варахисием его взяли с поличным, когда он навещал христиан, заключенных в тюрьме. Дальше последовали чудовищные пытки святого Ионы, которым за несколько дней до этого подвергались уже девять христиан. С Ионы заживо сдирали кожу, отрезали язык, отрубили пальцы, пытались варить в горячей смоле. Но, как говорит житие, он чудесным образом оставался невредим. Последней пыткой стало распиливание. Он стойко принял мучения и не отрекся от Христа. День памяти мученика Ионы церковь вспоминает 10 апреля.

Впрочем, наиболее почитаемым в России остается святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец. Его память совершается четыре раза в году, в том числе 28 июня

 

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец

 

Будущий святитель Иона был родом из Костромской земли. Он родился в конце XIV века в Солигаличе. Как говорит житие, мальчик был благочестив и богобоязнен, с ранних лет мечтал подвязаться в монастыре. Свою мечту осуществил, когда в возрасте двенадцати лет был пострижении в монахи одной из обителей Галича. Вскоре он перебрался в Москву и стал подвязаться в Симоновом монастыре. Он отличался не только смирением, послушанием, но и трудолюбием. Однажды в обитель должен был приехать московский митрополит Фотий. Вся братия с нетерпением ждала встречи с ним. После службы митрополит отправился благословлять иноков, которые находились на послушаниях. Как рассказывает житие, митрополит пришел в пекарню и обнаружил инока Иону спящим. Юноша долго и много работал, сильно устал и, не дождавшись митрополита, заснул. Более того, правая рука у него замерла в благословляющем жесте. Увидя его, митрополит Фотий не только не позволил разбудить инока, но и предсказал, что Иона будет великим русским святителем, через которого многие спасутся. И действительно, уже вскоре, в 1431 году Иона был поставлен епископом в Рязань и Муром, где он проповедовал и обращал в христианство мордву.

После смерти святителя Фотия, епископ Иона был избран митрополитом всея Руси. Впрочем, здесь не обошлось без казуса. Святитель Иона отправился в Константинополь за благословением к патриарху Иосифу II. Но оказалось, что незадолго до этого, болгарин по происхождению Исидор, подсуетившись, уже был поставлен на русскую митрополию. Кроме прочего, в 1438 году от лица Русской церкви он отправился на Флорентийский собор и принял унию.

Конечно же, этот поступок не остался незамеченным, тем более, что вернувшись в Москву в 1441 году, на праздничном богослужении в Успенском соборе вместо имени патриарха, Исидор произнес имя Папы римского. Позже объявил себя еще и кардиналом. Митрополит Исидор, который даже не пытался отстаивать независимость Русской Церкви на Флорентийском соборе, был объявлен князем Василием еретиком и низложен Собором русских архиереев. Великий князь Василий также приказал схватить и заточить отступником в Чудов монастырь. Но Исидор успел тайно бежать в Рим. Только после этих событий, митрополит всея Руси Иона, избранный всеобщим решением, смог занять митрополичью кафедру. Он получил благословение теперь уже другого Константинольского патриарха Григория III Мелиссины. Между тем московский князь, приводя многочисленные аргументы, требовал самостоятельности Русской Церкви, прежде всего в избрании претендентов на митрополичью кафедру. С избранием митрополита московского Ионы Русская Церковь стала автокефальной, то есть независимой от константинопольского патриарха.

Посвящение в митрополиты святителя Ионы произошло в Москве 15 декабря 1448 года. Как говорит житие, святитель Иона не только «не оставлял личных монашеских подвигов», подвязался в посте и молитве, но с особой настойчивостью и старанием стал утверждать благочестие в стране, укреплять веру. При нем церковное богослужение приобрело еще большую торжественность. Сам лично он прославился даром чудотворения. По его молитве происходили исцеления. Святитель Иона был прозорливым человеком и многих сумел наставить на пусть истины и укрепить в вере. Скончался святитель Иона в 1461 году. 12 лет спустя его мощи были обретены нетленными и перенесены в Успенский собор московского Кремля, который стараниями митрополита Ионы еще раньше был перестроен и благоукрашен. В 1547 году Собором Русской Православной Церкви была установлена особая память святителю Ионе.

Тропарь святителю Ионы

глас 4

От юности твоея весь сам себе Господеви возложив,/ в молитвах, и трудех, и в постех образ быв добродетели,/ отонудуже видев Бог твое благое произволение,/ архиерея тя и пастыря Церкви Своей устрояет./ Темже и по преставлении честное тело твое/ цело и нетленно соблюдеся,/ Ионо святителю,/ моли Христа Бога,// да спасет души наша.

Кондак святителю Ионы

глас 8

Яко от младенства Господеви поработив себе, мудре,/ постом и бдением тело твое удручая,/ темже сосуд чист и дом Духу Пресвятому явился еси,/ сего ради и Церкви Своей тебе архиерея и пастыря устрояет,/ юже добре упас, ко Господу отходиши, Егоже возлюбил еси./ Тем молим тя: поминай нас, верою чтущих святую память твою, да вси зовем ти:// радуйся, отче Ионо, святителю всечестный.

Фото анонса - мощи святителя Ионы, митрополита Московского, Патриархия.ру

http://www.foma.ru/znachenie-imeni-iona.html