ЗЛАЯ УЧАСТЬ ЗЛОГО РАБА. Митрополит Калужский и Боровский Климент
В таинствах Крещения и Миропомазания каждый христианин получает дар Святого Духа, залог усыновления Богу, залог нашего единства со Христом. Но это только залог, который человек должен развивать и умножать.
Это малое зерно, которое должно вырасти в плодоносящее древо. Все притчи о талантах и динариях говорят об этом: дан талант — развивай его ради Христа, получай духовную прибыль, и Господин даст новые невиданные богатые дары и доверит еще больше. Таков же образ брачных одежд. Нечто тебе вручается даром, но надо это сохранить и приумножить. Тот же, кто не воспользовался, теряет залог и лишается благой участи: «Придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его» (Мф. 24, 50—51).
Христос подразумевает не телесное рассечение, а утрату даров Святого Духа, залога усыновления. Что это значит, легче понять на примерах из жизни.
В римской армии существовали разные наказания воинов за бегство с поля боя. Одно из них — фустуарий, когда дезертира забивали камнями или палками. Но даже если человек после этого выживал, ему это было не в радость, потому что возврат на родину ему был запрещен, родственники не имели права его принять. Он изгонялся навечно, и должен был влачить жизнь вне общества. «Раз постигло кого подобное наказание, он погиб бесповоротно», — писал древнегреческий историк Полибий.
Если окончательной погибелью для человека того времени было лишение места в римском обществе, то для христианина «рассечение» означает потерю своего места в обществе Христовом. Неверный, злой раб утрачивает дар усыновления, свою причастность к Церкви, участие в богочеловеческом единстве. Ведь Церковь — это Тело Христово (см. Еф. 1, 22—23), и соединение с Богом вне Церкви невозможно.
Мы живем не в Древнем Риме, и нам малопонятен весь ужас этого наказания. Что значит «погиб бесповоротно» при потере права жить в обществе, современному человеку неясно, потому что сейчас многие живут одиночками, при минимальном контакте с обществом. В эпоху господства интернета можно читать и смотреть, что угодно, общаться, с кем хочешь, работать и делать любые покупки, не выходя из дома. Если раньше индивидуалисту было не выжить вне социума, то ныне такая жизнь многих не пугает. Только был бы компьютер перед глазами.
Для нашего времени более понятным будет другой пример: придет господин и отключит интернет злому рабу, лишит его пароля вай-фая. Подобное «рассечение» с компьютером будет большим ужасом для современного человека, чем участь изгоя. У него будет такой же стресс от невозможности жить полной «компьютерной» жизнью, как у древнего римлянина, лишенного права жить в обществе.
Рассечение злого раба означает обнаружение его истинной сущности. Он будет отсечен Господином от вечной жизни в Царстве Небесном и подвержен одной участи с лицемерами, но не с пьяницами — людьми мира сего. Эти «пьяницы» не были рабами Божьими, не знали Христа в подлинном смысле познания — не приобрели опыта богообщения.
Злого раба ожидает участь лицемеров, ибо всю жизнь он только изображал прилежного раба Христова, а в действительности поступал против Его воли. По толкованию преподобного Иустина Поповича, «свою земную жизнь злой раб проживает себялюбиво и самолюбиво, грешно и грехолюбиво, почему Господин и посылает его в царство вечного эгоизма и самолюбия, греха и грехолюбия».
В истинном смысле слова «лицемеры» — это бесы. Злые духи принимают на себя образ светлых ангелов, стараются представиться не теми, кто они есть, иначе ведь никто не захотел бы с ними общаться. Если диавол будет пропагандировать абсолютное зло, за ним никто не пойдет, и он делает это скрытно, под благовидным предлогом, то есть лицемерит. Господь говорит злым рабам: «Где будут бесы, там и ваше место, потому что вы вели себя так же».
Открывая участь злого раба, Спаситель акцентирует мысль, что время земной жизни человека предназначено для соединения с Богом. «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6, 17), — говорит апостол Павел из собственного опыта. Его же слова: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Но это вершина христианской добродетели, а как это соединение можно осуществить в нашем несовершенном состоянии? Необходимо стараться всегда, даже в самых обыденных ситуациях выбирать путь, указанный в Евангелии. Оказываясь перед выбором между грехом и добродетелью, надо предпочитать добродетель и сопротивляться страсти ради Христа.
Не надо увлекаться примером других, живущих ради себя, не надо ставить превыше всего собственный эгоизм, как это делают люди, опьяненные миром. Пусть они пируют, не за ними надо гнаться, а стремиться к Богу, пока у нас еще есть время земной жизни.
Источник: Вечерняя Москва
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии