Жизнь и поучения преподобного Моисея Оптинского. Анна Кособокова
День памяти 16/29 июня
Преподобный Моисей Оптинский (в миру Тимофей Иванович Путилов) родился 15 (28) января 1782 года в городе Борисоглебске.
Получив строгое, почти монашеское воспитание, он стремился к духовному росту и монашеской жизни. С молодых лет он понял сущность и глубину духовной жизни. Стоит сказать, что не только Тимофей хотел служить Единому Богу, но и его братья мечтали об иночестве.
Как только Тимофею исполнилось восемнадцать лет, отец отправил его вместе с братом Ионою в Москву на службу к откупщику Карпышеву.
В Москве братья посещали многие православные святыни, всё свободное время проводили за чтением духовных книг, которые стало легче достать, и беседовали с духоносными людьми, – одной из которых была прозорливая старица Досифея. Именно она направила Тимофея в Саровскую обитель, где он принял духовные наставления от преподобного Серафима Саровского.
Прошло несколько лет, и братья окончательно утвердились в желании монашеской жизни. Сначала их путь лежал в Саров, где Тимофей прожил три года. Здесь они встретились с великими подвижниками: преподобным Серафимом Саровским, схимонахом Марком и игуменом Назарием, восстановителем Валаама. По истечении трех лет Тимофей отправился послушником в Свенский Успенский монастырь, а его брат остался в Сарове и, впоследствии, стал Саровским игуменом.
В то время близ монастыря, в Рославльских лесах, проживали и духовно спасались пустынножители, к которым в 1811 году присоединился и Тимофей. Здесь он провёл десять лет и был пострижен старцем Афанасием, учеником великого Паисия Величковского, в монахи с именем Моисей.
В 1812 году, из-за нашествия французов, отец Моисей был вынужден покинуть пустынь, и уехать в Свенск и Белые Берега, но потом вернулся обратно.
Вскоре, в 1816 году, к нему присоединился младший брат Александр, который захотел разделить его жизнь монаха и пустынника. Через четыре года Александра постригли в монахи с именем Антоний.
В 1820 году отец Моисей проездом побывал в Оптиной Пустыни и был представлен Калужскому архипастырю, преосвященному Филарету. Этот знаменитый подвижник, возлюбив монашество всей душой, намеревался устроить при Оптиной скит. Знакомство с отцом Моисеем только утвердило его в этом намерении. После переписки и приглашения преподобный Моисей с братом, преподобным Антонием, и ещё двумя монахами прибыли в Оптину и поместились на монастырской пасеке.
В 1822 году отец Моисей был рукоположен в иеромонахи и назначен духовником Оптиной, а через три года – избран настоятелем Оптиной Пустыни.
Тридцать семь лет продолжалось настоятельство преподобного Моисея Оптинского. За эти годы произошёл расцвет Оптиной Пустыни, как с внешней, так и с внутренней, духовной стороны. Благодаря преподобному стало зарождаться старчество. В обитель был приглашен старец Лев, а вскоре здесь поселился и преподобный Макарий. Именно в эти годы в Оптину поступил послушником, будущий великий светильник Православия, – преподобный старец Амвросий.
Незадолго до своей кончины преподобный Моисей сподобился принять великий ангельский образ – пострижение в схиму.
В течение всей жизни преподобный скрывал от всех свои духовные дары, которыми был щедро наделен Господом. Только в последние дни земной жизни открылось тщательно скрываемое им дарование прозорливости.
Однажды больной старец, подозвал к себе келейника и сказал: «Спроси, что это за женщина? Зачем она меня беспокоит?» Келейник, не видя никакой женщины, подумал, что старец ошибся, но потом оказалось, что на крыльце действительно стояла женщина, которая, получивши образок для себя, хотела также и для ее сына. Узнав об этом, келейник взял образок, поднес его старцу для благословения. Старец благословил его и промолвил: «Вот теперь я спокоен». Келейник вынес образок дожидавшейся крестьянке.
Другому посетителю, преподобный сказал, что в воскресенье надеется быть в церкви, на что тот возразил, что ему по слабости сил никак нельзя служить, преподобный Моисей добавил: «Служить нельзя, но быть можно». Эти слова в точности сбылись – в воскресенье гроб почившего старца был перенесен в церковь.
Скончался преподобный 16/29 июня 1862 г., в десятом часу утра, когда читались слова Евангелия от Матфея: «ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27).
Всю жизнь преподобного можно выразить такими словами: он жил сокровенно в Боге среди непрестанных забот, и все свои силы отдавал служению ближним.
Святые мощи преподобного покоятся в Казанском храме рядом с мощами его брата, игумена Антония.
В 1996 году преподобный Моисей Оптинский был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года – прославлен для общецерковного почитания.
Поучения преподобного Моисея Оптинского
«Мы радовались о мнимом благе, не предусматривая печали, и она пришла, по слову Божию. Теперь в печали не предусматриваем истинной радости, но и она в свое время будет».
***
«Господь просвещает всякого человека, грядущего в мир, и дает мир душам нашим».
***
«Уныние же и печаль бесполезны в деле, требующем мужества».
***
«Если кому когда милование какое-нибудь сделаете, за это помилованы будете».
***
«Если помолишься от сердца о спасении хотя мало, и спасешься».
***
«Если не осудишь согрешающего, и за сие тебе спасение».
***
«Хотя и немощна ты так, как и я, однако не бойся и не унывай, но благодарение приноси Господу Богу о всем. Он занимается спасением души твоей больше, нежели как бы вы думали».
***
«Славить Христа – общий долг всякого христианина и самый вожделеннейший».
***
«Телесное око не терпит и малейшей порошинки в себя принять, так и совесть чем-нибудь замаравши, не можно молитвы коснуться».
***
«Если хотите быть всегда мирными, ни с кем не расставайтесь в неудовольствии, но всячески старайтесь от души простить всех и даже по возможности умиротворить, чтобы разойтись в мирном духе, тогда и сами будете наслаждаться душевным спокойствием».
***
«Разве есть благородная гордость? Ее нет, а есть одна только гордость бесовская».
***
«Должно о всем благодарить Господа, праведно налагающего на нас труды к терпению, которое для нас выгоднее утешения, возвышающего душу».
«Кажется, нет ничего, чего бы лишил Вас Бог; Вы все имели и имеете для тела и для души своей. Для чего Вам не жить покойно?»
Источники:
1. http://azbyka.ru/days/sv-moisej-optinskij
2. http://www.optina.ru/starets/moisey_life_short/
3. http://www.pravmir.ru/prepodobnyj-moisej-optinskij-ispytanie-lyubvi/
4. Оптинские старцы: наставления, письма, дневники. – Москва: Лепта Книга, 2011. – 816 с.
http://uoj.org.ua/publikatsii/chya-to-zhizn/zhizn-i-poucheniya-prepodobn...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии