Жизнь и деятельность архиепископа РПЦЗ Иакова (Тумбса). Американская Православная Миссия: неудачные попытки и очередной раскол

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В статье кандидата богословия, кандидата юридических наук, клирика Норильской епархии священника Павла Бочкова исследуется жизненный путь и религиозные поиски малоизвестного для российского исследователя американского миссионера, первого епископа Манхэттенского в юрисдикции Русской Православной Церкви заграницей Иакова (Тумбса). В составе РПЦЗ он попытался заняться активной проповедью православия, но в конечном счёте вновь уклонился в раскол и основал неканоническую «Православную Американскую Церковь», к которой в настоящее время возводит иерархическое преемство ряд различных неканонических групп в США.

В 2017 г. исполняется 10 лет со дня восстановления единства внутри Поместной Русской Православной Церкви. После долгих десятилетий разобщённости, последовавшей в результате трагедий, выпавших на долю России в ХХ веке, 17 мая 2007 г. в Москве, в храме Христа Спасителя состоялось торжественное подписание Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. В последние годы отечественные исследователи обратились к изучению служения РПЦЗ в непростых условиях жизни русской эмиграции. Помимо духовного окормления собственно русских православных людей, оказавшихся за пределами Отечества, РПЦЗ сумела просветить светом православной веры и обратить в православие немалое количество инославных христиан.

В истории американского православия большой интерес представляет фигура Иакова (Тумбса), одного из первых православных иерархов, активно занимавшегося проповедью Православия жителям США на английском языке в середине ХХ века. Принято считать, что именно Иаков (Тумбс) впервые совершил православную пасхальную заутреню и Божественную литургию по-английски. К сожалению, приняв православие, Тумбс до конца так и не смог познать всю глубину вероучения и норм духовной жизни Православной Церкви, что в свою очередь повлекло за собой его уклонение в раскол и создание очередной схизматической группы.

Будущий американский миссионер Рой Тумбс (Roy C. Toombs) родился 30 августа 1897 года в американском городке Уинфилд, штат Канзас, в многодетной американской семье ветерана Гражданской войны в США Ансона Тумбса и его супруги Ханны Элизабет Тумбс (урождённой Николс). В Уинфилде, относительно небольшом городке, прошла вся юность Роя Тумбса. С появлением железной дороги городская жизнь заметно оживилась. К 1900 году население Уинфилда увеличилось до 5 000 человек, были открыты несколько мукомольных заводов, магазины, элеваторы, газеты, банки, церкви, школы, а также множество мелких фабрик[1]. В 1910 г. Рой Тумбс вступил в брак с Мэри Тумбс. Брак продлился недолго, но уже в 1911 г. у молодой семейной пары родился сын, названный Фарреллом. Впоследствии Фаррелл Тумбс станет известным учёным и более 30 лет проработает в Университете Торонто в качестве профессора, совмещая научную деятельность со священническим служением в юрисдикции своего отца.

Поработав некоторое время железнодорожным рабочим, к 1920 г. Рой Тумбс переехал в Чикаго, второй после Нью-Йорка центр промышленного и финансового развития. Вероятно, переезд на новое место жительства был обусловлен тяжёлым экономическим положением Тумбса, вынужденного оставить Канзас в поисках лучших условий для жизни. В 1920-х годах Тумбс сменил несколько профессий, пройдя извилистый путь от разнорабочего до финансиста, успев поработать банкиром, совладельцем брокерской компании, президентом страхового общества, — и это при очевидном отсутствии специального образования[2]. Спустя несколько лет активной деятельности подобного рода вскрылся факт многочисленных финансовых махинаций, в результате чего Рой Тумбс был арестован. В период 1929–1931 гг., Тумбс был осуждён и отбывал наказание в различных пенитенциарных учреждениях штатов Миссури и Канзас.

Во время пребывания в тюрьме Рой Тумбс, в юности принявший крещение у баптистов, обращается к вере и встаёт на путь духовного поиска, последовательно увлекаясь различными формами протестантизма. Известно о довольно тесном его контакте с «Епископальной Церковью», в составе которой Тумбс состоял некоторое время. Затем он принял католическое вероисповедание. Вероятно, под влиянием прочитанной религиозной литературы Рой многое переосмыслил и принял решение посвятить себя служению Богу. В процессе изучения различных текстов он открыл для себя англоязычную православную литературу, появившуюся на Американском континенте трудами архиепископа Алеутского и Аляскинского Тихона (Белавина), будущего Московского Патриарха и великого святителя Русской Церкви. Понимая важность православной миссии в инославном сообществе, святитель Тихон сделал немало для того, чтобы свет православной веры коснулся англоязычных американских христиан, преимущественно исповедующих протестантизм или римо-католичество[3]. Довольно много материалов и статей о заблуждениях протестантских и римо-католических Церквей были опубликованы в англоязычном Russian Orthodox American Messenger, являвшимся приложением к журналу «Американский православный вестник», издаваемому в Нью-Йорке будущим священномучеником протоиереем Александром Хотовицким[4]. Вероятно, именно эти материалы стали первым знакомством Тумбса с православным вероучением.

Убедившись в истинности православного вероучения, но не разобравшись в каноничности той или иной православной юрисдикции в США, Тумбс в 1933 году входит в состав либеральной неканонической «Американской Православной Католической Церкви» под руководством лишённого сана бывшего архиепископа Евфимия (Офеша)[5]. В 1930–х годах в юрисдикции Офеша было довольно много небольших англоязычных общин, пожелавших начать своё самостоятельное церковное служение. В результате последующих разделений группы Евфимия (Офеша) Тумбс вошёл в группу «архиепископа» Георгия (Пламмера), бывшего римо-католического клирика, вступившего в брак и рукоположённого в сан «епископа» Игнатием (Николсом), бывшим «иерархом» Евфимия (Офеша)[6]. В составе данной неканонической организации 16 июня 1940 года Рой Тумбс был рукоположён в сан «священника»[7]. «Иерархом», совершившим рукоположение Тумбса, явился один из видных деятелей американского либерального православия «архиепископ» Феодосий (Федот) (Станислав де Витов / Витовский). В составе данной во многом оккультной группы, имевшей, кроме всего прочего, и все черты тайного общества, пропагандирующего идеи ордена розенкрейцеров, Тумбс совершил свои первые богослужения в качестве клирика. Помимо богослужебной деятельности, новопоставленный клирик довольно активно включился в общественную жизнь ордена розенкрейцеров, в результате чего появилась масса публикаций Тумбса на оккультные и философские темы в официальном издании юрисдикции — журнале «Меркурий» («Mercury»). Вероятно, дальнейшее продвижение Тумбса по «иерархической» лестнице в этой группе не получило одобрения Георгия (Пламмера). Всё резко изменилось со смертью Пламмера, скончавшегося 23 января 1944 года. Спустя всего неделю, 30 января 1944 года Тумбс был рукоположён в сан «епископа» неканоническим «епископом» Марком (Маркусом Алленом Гровером) (Marcus Allen Grover), одним из «иерархов», рукоположённых Игнатием (Николсом)[8], очевидно, в сослужении с Георгием (Пламмером)[9].

Начиная с того же 1944 г. Тумбс принял имя Джеймс и стал именовать себя «архиепископом», главой самостоятельной «Православной Американской Церкви»[10].

По непроверенной информации, в период Второй мировой войны Тумбс совмещал служение в юрисдикции Пламмера с работой на правительство США, предположительно служа в разведке[11]. Но это маловероятно, т. к. человек, неоднократно привлекавшийся за финансовые махинации, вряд ли мог бы быть привлечён на столь ответственную государственную службу, к тому же в обстоятельствах военного времени.

В 1947 г. Джеймс Тумбс переехал в Нью-Йорк. К этому времени он уже вновь состоял в браке. Его вторая супруга по имени Марианджэла занималась социальной психологией и в значительной степени повлияла на сына Тумбса от первого брака, Фаррелла, который на протяжении всей своей жизни также занимался исследованиями в области социальной и этнической психологии.

Тем временем в Нью-Йорке юрисдикция Тумбса распространилась на небольшое церковное здание, именуемое Спасским собором на Манхэттене, недалеко от Бродвея, и на одну небольшую, расположенную «в глубине двора хорошую православную церковь»[12], рядом с которой он проживал вместе с женой. По сути, данная церковь являлась совсем небольшой часовней. Кроме того, Тумбсу подчинялся приход в Чикаго[13], в котором совершал «священническое» служение сын Тумбса Фаррелл[14], рукоположённый им во второй половине 1940-х гг., с наречением имени Томас.

Возможно, Тумбс стремился иметь общение хотя бы с кем то из американских «епископов», поставленных Игнатием (Николсом) или Георгием (Пламмером), рассматривая данные союзы как церковное общение между равными в своих правах и независимыми «иерархами». В конце 1940-х гг., Тумбс состоял в общении ещё с одним «иерархом» распавшейся «Американской Православной Католической Церкви» Евфимия (Офеша), «епископом» Хризостомом (Море-Морено)[15], с которым вместе ранее, ещё до присоединения к Пламмеру, находился в составе «Епископальной Церкви»[16]. При распаде юрисдикции Офеша Хризостом (Море-Морено) образовал независимую группу под громким названием «Восточная Православно-Католическая Церковь в Америке»[17]. Общению двух «иерархов» способствовало и то обстоятельство, что Спасский собор и его клирики по сути являлись ставленниками Море-Морено, в юрисдикции которого данный собор числился как «Африкано-Американский приход»[18]. Примечательно, что и Пламмер имел довольно тесные контакты с «Епископальной Церковью»[19], а возможно, какое-то время являлся членом данной протестантской группы, что подтверждается активным использованием официальных документов «Епископальной Церкви» в переписке как самого Пламмера, так и Тумбса в 1930-е годы[20].

К 1947 г. Тумбс и находящиеся с ним в общении клирики старались глубже изучить обряды и богослужебный устав, принятые в Русской Православной Церкви, к которой испытывали симпатию, и в силу происхождения своей «иерархии», считали себя её преемниками в Северной Америке. При этом Тумбс контактировал с клириками Русской Православной Церкви Заграницей, а также Северо-Американской митрополии, в частности с протоиереем Дамианом Крегелем, который особенно много помог Тумбсу в его ознакомлении с православным вероучением и церковным устройством[21].

24 октября 1947 г. Нью-Йоркскую часовню Тумбса посетил архиепископ Филадельфийский Адам (Филиповский) и профессор Л. Н. Парийский, искавшие для Русской Православной Церкви церковное здание, способное стать новым храмом для верующих, желающих пребывать в юрисдикции Московского Патриархата и проживающих в Нью-Йорке.

Примечательно, как описывает быт и личность Тумбса профессор Л. Н. Парийский: «24 октября 1947 года по распоряжению Митрополита Григория архиепископ Адам, член Приходского Совета, Апостолов Д. С. и я поехали по указанному адресу и нашли церковь. Вывеска: “Святая Православная Церковь в Америке — восточно-кафолическая и апостольская”, шестиконечный крест, не употребляющийся ни у кого из христианских исповеданий. Дверь была открыта, и мы вошли в церковь. Церковь небольшая, чистая; расположение икон как в православных храмах. Иконостас. Царские врата открыты. Удивлённый архиепископ Адам, который не знал о существовании этой церкви, прошёл в алтарь, быстрым движением поднял евангелие и посмотрел антиминс. Он был подписан архиепископом Джеймсом. О таком архиепископе архиепископ Адам тоже не слыхал. Мы вышли из церкви и увидели двух мужчин: один из них назвал себя — архиепископ[ом] Джеймс[ом], другой — епископом Патрикием (или Панкратием). Архиепископ Джеймс пригласил нас к себе. Его квартира над алтарём, и из окна своей квартиры он мог видеть нас. Он, оказывается, знал архиепископа Адама и разговаривал с ним почтительно. Они долго разговаривали. Архиепископ Джеймс разъяснил, что вышло недоразумение. Он очень рад видеть в числе молящихся русских православных людей, служить совместно с русскими православными священниками, но ни продать, ни передать для отдельных богослужений церковь он не может. О себе он рассказал, что вышел из рядов епископальной церкви для работы в Американской православной церкви. Он избрал себе епископа Патрикия (или Панкратия), и они вдвоем служат в этой церкви. Других церквей он не имеет. Затем он попросил архиепископа Адама перевести письмо одной карпаторосски, написанное на её языке. Архиепископ Адам любезно согласился и стал трудиться над переводом на английский язык. Чтобы чем нам заняться, я подошел к стене, увешанной картинками, плакатами с цитатами из Библии, и неожиданно увидел в рамке под стеклом какой-то документ с печатью, подписанный разными лицами и последняя подпись “архимандрит Борис Бурден — секретарь Священного Синода Американской Православной Церкви”. Дата — 1932 год. Недоумевая, каким образом могла быть подпись архимандрита Бориса в этом доме, я подозвал Апостолова Д. С. Он перевёл. Это грамота о посвящении какого-то Игнатия[22] во епископы. Хиротонию совершали: Евфимий Сиро-Халдейский[23], Софроний Лос-Анжельский[24] и Иосиф Жук (украинец)[25].

Подошел архиепископ Джеймс и подтвердил, что это подпись того самого архимандрита Бориса, который теперь у М[итрополи]та Вениамина[26]. Архиепископ Джеймс хранит эту грамоту, потому что он получил хиротонию от… (имени я не запомнил), ставленника епископа Игнатия, а епископ Игнатий был поставлен в 1932 году епископами: Евфимием Сиро-Халдейским, …, Софронием Лос-Анжелосским (Сиро-Арабской церкви) и Иосифом Жук[ом] — украинцем. Сам Иосиф был поставлен Евфимием и Софронием. Апостолов Д. С. перевёл мои вопросы к архиепископу Джеймсу: 1) кому он подчиняется, 2) женатый он или монах, 3) почему у него шестиконечный крест. Архиепископ Джеймс ответил, что 1) он никому не подчиняется: он автономный и автокефальный, 2) он женатый, 3) шестиконечный крест употребляет как придуманный им отличительный знак американского православия — восточное православие имеет восьмиконечный крест, западное христианство — четвероконечный, а он решил ввести шестиконечный крест, напоминающий нижней наклонной линией — св. ап. Андрея Первозванного. Мы распростились, архиепископ Адам и я ушли. <…> При выходе от архиепископа Джеймса чрез его Церковь я посмотрел служебник на английском языке и попросил архиепископа Адама удостоверить, есть ли в этом служебнике призывание Св. Духа при пресуществлении Св. Даров. Он удостоверил: нет»[27].

Наблюдения и впечатления, описанные профессором Парийским, показывают, насколько близко к православному вероучению находилась община Тумбса в тот период. Возможно, эта встреча подтолкнула Джеймса Тумбса к ещё более активному поиску контактов с какой-либо русской православной юрисдикцией в США, что и привело его к знакомству с архиепископом Восточно-Американским РПЦЗ Виталием (Максименко). Довольно подробно это общение было описано в протоколах Архиерейского Собора РПЦЗ 1950 г.: «Джэймс произвел на Архиепископа ВИТАЛИЯ доброе впечатление. Архиепископ ВИТАЛИЙ разъяснил ему, что рукоположение его не может быть признано законным и что он должен будет получить развод со своей женой. Джэймс выразил готовность исполнить это. По поручению Архиепископа ВИТАЛИЯ 13/26 октября 1949 года его посетили в его церкви в г. Нью-Йорке священник Кирилл Зайцев (ныне игумен Константин) и декан Св. Троицкой Духовной Семинарии проф. Н.Н. Александров. Они подробно ознакомились с церковью Джэймса, слушали в ней богослужение и вынесли самое благоприятное впечатление, представив об этом подробный доклад, который и был  представлен Архиерейскому Синоду. По сообщению Высокопреосвященного Митрополита АНАСТАСИЯ  от 6/19 мая 1950 за № 600, ходатайство Джэймса было передано на рассмотрение Архиерейского Собора, о чем и было сообщено Джэймсу, который со своей стороны выразил полную готовность ожидать разрешения этого вопроса. 10/23 августа Епископ НИКОН по поручению Американского  отдела Предсоборной Комиссии посетил Джэймса, подробно ознакомился с его намерениями и устройством его организации и обсудил с ним проэкт его работы в случае принятия его в состав Русской Православной Церкви в Америке. Впоследствии его вновь посетили Епископ СЕРАФИМ и Епископ НИКОН и установили с ним личные добрые отношения. Джэймс выразил полную готовность выполнить все предъявленные ему церковно-канонические требования и подчинить свою миссионерскую работу Правящему Архиепископу Американской и Канадской епархии. При начале занятий Архиерейского Собора Джэймс лично прибыл в Мэйопак и познакомился с архиереями»[28].

Курс, взятый Тумбсом на сближение с каноническим православием, вызвал серьёзные конфликты со вчерашними соратниками, а именно — со «священниками» Спасского собора на Манхеттене братьями Грегори и Джоном Эдэйр, расценившими желание Тумбса войти в каноническую Православную Церковь как предательство по отношению к их американской миссии. На самом деле, за высокими словами о попечении о судьбе миссии стояло желание присвоить себе церковное здание на Манхеттене. Уже после присоединения Тумбса к РПЦЗ в 1951 году братья Эдэйр подали в суд на Тумбса с целью отсудить в свою пользу права Тумбса на церковное здание Спасского собора, мотивировав это тем, что здание находилось в пользовании созданной им юрисдикции — «Православной Американской Церкви», а не лично Тумбсу. Данный довод был признан судом существенным, в результате чего Тумбс утратил права на это здание, что стало для него тяжёлой утратой. До конца жизни он служил в маленькой часовне рядом со своей квартирой. Впоследствии, в 1958 году, буквально за день до своей кончины, Хризостом (Море-Морено) рукоположил братьев в сан «епископов»[29]. Став полноценными руководителями своей маргинальной группы, братья Эдейр продали здание собора, что принесло им значительную выгоду. В настоящее время лишённое любых напоминаний о некогда религиозной принадлежности здание входит в комплекс строений известного на Манхеттене Линкольн Центра (Lincoln Center)[30].

По свидетельству самого Тумбса, помимо контактов с русскими православными юрисдикциями в США он имел довольно тесные взаимоотношения с иерархами Константинопольского Патриархата в США: епископом Богданом (Шпилькой) и архиепископом Американским Афинагором, будущим Вселенским Патриархом, с которыми также имел ряд бесед по поводу своего присоединения к канонической Православной Церкви[31]. Позднее подобные контакты того периода Джеймс (Тумбс) характеризовал как поиски канонической Православной Церкви[32].

Тем временем, начиная с 1949 года «архиепископ» Джеймс Тумбс довольно тесно сообщался с клириками РПЦЗ и уже 22 октября 1949 года направил на имя Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского) письмо, в котором предложил «вступить в церковное общение»[33]. Письмо вызвало среди епископата РПЦЗ живой интерес и сочувствие тому делу проповеди православия, которое Тумбс предпринимал для обращения своих соотечественников.

В 1950–60-е годы огромным пастырским авторитетом в РПЦЗ обладали такие искренние проповедники православия, как архиепископы Виталий (Максименко) и Иоанн (Максимович). Эти пастыри потрудились в деле проповеди православия инославным не меньше, чем в деле служения православным русским соотечественникам, вследствие известных событий оказавшихся за пределами Отечества. Исходя из своего пастырского долга, святитель Иоанн (Максимович) спустя 10 лет принял под своё окормление группу православных общин западного обряда из Франции под руководством протоиерея Евграфа Ковалевского, получивших наименование «Французской Православной Кафолической Церкви»[34]. Впоследствии Евграф Ковалевский также был посвящён в сан епископа Сен-Денийского в юрисдикции РПЦЗ.

Особое расположение со стороны архиереев РПЦЗ Тумбсу оказали архиепископ Виталий (Максименко) и епископы Серафим (Иванов) и Никон (Рклицкий). Последние неоднократно посещали часовню Джеймса Тумбса, добрым советом помогая приблизить богослужебную жизнь его общины к порядку, принятому в Зарубежной Церкви. Выводы и впечатления, вынесенные преосвященными Серафимом и Никоном, легли в основание тех положительных решений, которые были приняты в отношении Тумбса и его общины.

Как уже описывалось выше, в ноябре 1950 г. состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, который в весьма благожелательном ключе рассмотрел обращение «архиепископа» Джеймса Тумбса, выдвинув для него ряд условий, исполнив которые Тумбс в полной мере становился членом юрисдикции РПЦЗ. Так, решением Архиерейского Собора РПЦЗ «архиепископу» Джеймсу (Тумбсу) было предложено:

«а) Подать прошение в Архиерейский Синод, в котором указать, кем и каким чином он был присоединен к Св. Православию;

б) Заявить о своем желании, а также представить письменное согласие своей жены на гражданский акт их развода или раздельного жительства и принятие ими монашества;

в) Просить Архиерейский Синод для прохождения искуса и ознакомления с практическим устройством Русской Православной Церкви представить ему полугодичный срок с возможностью проживания при Архиерейском Синоде с предоставлением Архиерейскому Синоду права сократить срок этого времени Архиерейским Синодом;

г) Просить о рукоположении своем во все степени священства с предварительным пострижением в монашество;

д) С сохранением имени и титула;

е) Просить об определении его, если по испытании его окажется для сего пригодным, в качестве викария при Правящем Архиепископе Северо-Американской и Канадской епархии в качестве возглавителя "Американской Православной Миссии", ранее известной под наименованием "Святая Православная Церковь в Америке";

ж) принять на себя обязательство рукоположить весь свой клир после получения законного рукоположения от иерархии Русской Православной Церкви заграницей;

з) Заявить, что в дальнейшем все рукоположения он может совершать только лишь с разрешения правящего Архиепископа Северо-Американской епархии Русской Православной Церкви, которому он обязуется давать отчет во всей своей деятельности»[35].

Довольно быстро Тумбс выполнил все выдвинутые требования. «19 апреля [1951 г. – свящ. П.Б.] Синод постановил совершить над ним постриг и все хиротонии вплоть до архиерейской в Ново-Коренной пустыни»[36]. При постриге Тумбс получил имя Иаков. В его архиерейской хиротонии в сан епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской и Джерси-Ситской епархии, состоявшейся в день празднования первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Магопак, штат Нью-Йорк, приняли участие виднейшие иерархи РПЦЗ того времени: митрополит Анастасий (Грибановский) Первоиерарх РПЦЗ, архиепископы Виталий (Максименко) и Иоанн (Максимович), епископы Серафим (Иванов) и Никон (Рклицкий). Новорукоположённый иерарх возглавил Американскую православную миссию, подчинённую напрямую Архиерейскому Синоду РПЦЗ. «На следующий день Архиерейский Синод постановил возвести епископа Иакова в сан архиепископа. Однако деятельность архипастыря в лоне РПЦЗ длилась недолго. В 1956 г. он ушёл на покой»[37].

Погрузившись в новую для себя среду русских православных эмигрантов, воспитанных в идеалах императорской России и не всегда принимавших идеи и сам образ гладко выбритого американского архиепископа, бывшего протестанта, Тумбс встретил в отношении своей деятельности и немало критики. В вину архиепископу Иакову ставилось его довольно резкая позиция по вопросу принятия в общение с Православной Церковью бывших римо-католиков, которых Иаков (Тумбс) принимал первым чином, т. е. через крещение, что являлось расхождением с практикой Русской Православной Церкви, которая не отрицает действительности таинств Римо-Католической Церкви, принимая католиков через таинство покаяния и отречение от ересей. О данной практике архиепископ Иаков (Тумбс) открыто заявил в своём докладе Собору епископов РПЦЗ в октябре 1953 г.[38]. Данное обстоятельство вызвало бурную реакцию епископата РПЦЗ, считавшее такую практику неприемлемой.

Кроме этого, большие сложности создавал языковой барьер между верующими одной РПЦЗ. Молодые ставленники, которых архиепископ Джеймс (Тумбс) направлял на обучение в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, испытывали огромные трудности[39] из-за незнания русского языка, в результате многие из них вынуждены были покинуть стены духовной школы. Тем не менее большую помощь англоязычным студентам оказывал архимандрит Лазарь (Мур)[40] — этнический англичанин, бывший англиканский священник, являвшийся одним из активнейших миссионеров в РПЦЗ, и протоиерей Адриан Рымаренко, впоследствии архиепископ Роклэндский Андрей.

Нарекания вызвала и личная жизнь Иакова (Тумбса), продолжавшего совместно проживать со своей бывшей супругой. Супруга Иакова (Тумбса) также приняла монашеский постриг в начале июля 1951 года, однако поселиться в Ново-Дивеевском женском монастыре, расположенном в 30 километрах от Манхэттена, как это предписывало священноначалие, не смогла по всё той же причине языкового барьера. По свидетельству человека, близко знавшего архиепископа Иакова (Тумбса) в начале 1950-х гг., бывшие супруги действительно проживали в одном доме в Нью-Йорке, однако их квартиры располагались на разных этажах, и они не имели супружеских отношений.

В конце жизни архиепископ Иаков серьёзно болел, и бывшая супруга посвятила себя заботе и уходу за тяжелобольным архиепископом[41]. В материальном отношении архиепископ Иаков также вёл довольно скромный образ жизни. Одним из главных занятий его миссии стало регулярное посещение жилых домов и квартир в Нью-Йорке и Чикаго с проповедью православия и сбором пожертвований на миссию[42].

Исследователи деятельности Тумбса в составе РПЦЗ отмечают, что ряд клириков РПЦЗ, среди которых находился и влиятельный протопресвитер Георгий (граф Граббе), относились с неприязнью к делу Американской миссии. Данная позиция вынудила архиепископа Иакова (Тумбса) высказать митрополиту Анастасию (Грибановскому) свои пожелания о переходе его миссии на полное самоуправление. Вскоре, в 1956 г., архиепископ Иаков (Тумбс) был почислен на покой, однако продолжал сохранять юрисдикционную связь с РПЦЗ вплоть до 1959 года. Вероятно, утратив всякую надежду на понимание своей деятельности, Иаков (Тумбс), уклонившись в раскол, создал новую неканоническую группу либерального характера — «Православную Американскую Церковь»[43]. Его богослужебная деятельность в процессе отхода от РПЦЗ стала претерпевать не лучшие изменения. Так, в 1958 году, по свидетельству одной из прихожанок, стоя на амвоне во время богослужения, Тумбс проповедовал идею реинкарнации[44]. За данные деяния и уклонение в раскол архиепископ Иаков (Тумбс) был запрещён в священнослужении.

В составе новой юрисдикции Иаков (Тумбс) вновь стал именовать себя более привычным для американцев именем Джеймс.

Помимо домашней часовни Тумбса, долгое время его юрисдикция имела в своём составе лишь один полноценный нью-йоркский приход — часовню, расположенную в районе Куинса, в Джексон Хайтс. В этом же приходе с 1962 г. в сане «священника» служил Джон Шнайдер, впоследствии ставший новым главой неканонической юрисдикции.

Имеется ряд свидетельств, что после уклонения в раскол Джеймс (Тумбс) вновь вошёл в контакт с различными неканоническими группами, в частности поддерживал связи с «архиепископом» Феодосием (Федотом) (Станиславом де Витов / Витовским), а после его смерти — с его вдовой Сиреной Глэдис Эмили де Витов[45].

В 1960–70-х годах в юрисдикции создаётся приход в штате Техас, для которого был «рукоположён» «священник» Натаниэль (Кеннет Эдвард Папрок), в свою очередь также возведённый Тумбсом в сан «епископа».

1 ноября 1970 г. епископ Джеймс (Тумбс) скончался после продолжительной и тяжёлой болезни.

Несмотря на свои симпатии к эзотерике и оккультизму[46] и очень своеобразное представление о внутренней жизни Православной Церкви, Тумбс, по отзывам знавших его, являлся очень добрым и приветливым человеком и даже стал духовником для ряда канонических православных иерархов, проживавших в то время в Нью-Йорке. Одним из тех, кто считал Тумбса своим духовным отцом, являлся и болгарский иерарх в США митрополит Андрей (Петков), присутствовавший на похоронах архиепископа Иакова (Тумбса).

Бывшая супруга Тумбса скончалась через год после смерти бывшего архиепископа Иакова. Профессор Университета Торонто Фаррелл Тумбс после выхода на пенсию в конце 1970-х годов отказался от неканонического сана, полученного от отца, и провёл почти два года в Англии, посещая церковь русской православной общины в Оксфорде. Фаррелл Тумбс скончался 23 октября 1997 года в г. Спрингфилд, штат Иллинойс.

После смерти бывшего архиепископа Иакова (Тумбса) его юрисдикция получила некоторое развитие. Отказавшись от оккультных веяний и совершая своё служение на английском языке, «Православная Американская Церковь» увеличила число последователей, продолжая оставаться в общении с группой различных неканонических юрисдикций.

Искренний и живой интерес к православному вероучению Джеймса Тумбса привёл его к пониманию истины православия. Желание обратить своих соотечественников к свету православной веры, Тумбс предпринял ряд смелых действий, стараясь своими миссионерскими усилиями создать американские православные общины в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей. Однако трудности, возникшие во взаимоотношениях с РПЦЗ, отсутствие необходимых глубоких знаний о внутреннем устройстве и учении Православной Церкви, незнание русского языка, малый успех миссии и прочие трудности подтолкнули Тумбса к уклонению в раскол, практически сведя на нет все его усилия. Несмотря на это, искания и намерения бывшего архиепископа Иакова (Тумбса) показывают, с каким живым интересом инославные христиане Америки стремились прийти к православию, в котором желали обрести истинное понимание христианства и спасение.

Источники и литература

  1. Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского. Поведи и статьи. / Сост. А.В. Попов. СПб.: Сатисъ, 2011.
  2. Архимандрит Лазарь (Мур) // Религиозные деятели русского зарубежья [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://zarubezhje.narod.ru/suppl/Sp_156.htm
  3. Бочков Павел, свящ. История «Американской Православной Католической Церкви». От миссии к расколу и регрессу // Труды Перервинской православной духовной семинарии. М., 2015. № 12. С. 34–47.
  4. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций  ХХ–ХХI вв. Т. 2: Реформаторские расколы: монография /свящ. Павел Бочков. Киев: ДП «Персонал», 2014.
  5. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций  ХХ–ХХI вв. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные автокефалии: монография /свящ. Павел Бочков. Киев: «Послушник», 2015.
  6. Бочков Павел, священник. История «Святой Американской Православной Церкви». Под маской православия: раскол и эзотерика // Труды Перервинской православной духовной семинарии. М., 2015. № 13. С. 111–121.
  7. Жуньеви К. Попытка создания галликанской Церкви: Католическая Православная Церковь Франции (ECOF). Историческая справка // Альфа и Омега. М., 2002. № 4 (34). С. 328–345.
  8. Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг.: Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М.: Издательство ПСТГУ, 2015.
  9. Л. Н. Парийский о церковной ситуации в Америке в середине 1940-х гг. / Публикация А.А. Кострюкова // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. М., 2012. Вып. 6 (49). С. 65–118.
  10. Протокол № 7 Заседаний Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 23 ноября / 6 декабря 1950 г. // Синод РПЦЗ [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201950%20Prot.htm
  11. Протокол № 8 Заседаний Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 8/21 октября 1953 года // Синод РПЦЗ [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201953%20Prot8.htm
  12. Святитель Тихон. Патриарх Московский, Просветитель Северной Америки. Миссионерское служение и духовное наследие. / Сост. С.С. Широков. М.: Центр миссионерских исследований, 2009.
  13. Слово православия в Америке. Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк / Сост. С.С. Широков. М.: Сретенский монастырь, 2001.
  14. Тюшагин В.В. Галликанский обряд в Православной Церкви // Православная энциклопедия. Том Х. М., 2005. С. 369–371.
  15. Brandreth Henry R.T. Episkopi Vagantes and the Anglican Church. Berkley. CA, 2006. P. 58–59.
  16. Fay W. Sigourney Jr. Concerning the Article «The Thirty nine Articles of the Anglican Church» // Russian Orthodox American Messenger. June, 1905. New York, 1905. P. 179–215.
  17. Fay W. Sigourney. Concerning the Article «The Thirty nine Articles of the Anglican Church» // Russian Orthodox American Messenger. May, 1905. New York, 1905. P. 168–178.
  18. Fay W. Sigourney. The Christian Unity // Russian Orthodox American Messenger. March, 1904. New York, 1904. P. 89–93.
  19. Henry Renaud Turner Brandreth Papers, 1912–1974 //  Pitts Theology Library [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://pitts.emory.edu/archives/text/mss003.html
  20. Melton’s Encyclopedia of American Religions / J. Gordon Melton, editor in chief; James Beverley, Constance Jones, Pamela S. Nadell, associate editors. 8th ed. Detroit – New York – San Francisco – New Haven, Conn – Waterville, Maine – London, 2009. P. 105.
  21. Old Catholics // Russian Orthodox American Messenger. August, 1905. New York, 1905. P. 269–279.
  22. Part 1 – 1922 – 41 // The Apostolic Episcopal Church [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: https://apostolicepiscopalchurch.org/history-2/part-1-1922-41/
  23. Seco Nina. Message from 19.07.2012 // Woerl Michael. Archbishop James (Roy C. Toombs) of Manhattan, Head of the American Orthodox Mission, Vicar of the Diocese of Eastern America and Jersey City // ROCOR Studies [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://www.rocorstudies.org/church-people/lives-of-bishops/2011/12/07/archbishop-james-roy-c-toombs-of-manhattan-head-of-the-american-orthodox-mission-vicar-of-the-diocese-of-eastern-america-and-jersey-city/

24.  Woerl Michael. Archbishop James (Roy C. Toombs) of Manhattan, Head of the American Orthodox Mission, Vicar of the Diocese of Eastern America and Jersey City // ROCOR Studies [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://www.rocorstudies.org/church-people/lives-of-bishops/2011/12/07/archbishop-james-roy-c-toombs-of-manhattan-head-of-the-american-orthodox-mission-vicar-of-the-diocese-of-eastern-america-and-jersey-city/

[1] Woerl Michael. Archbishop James (Roy C. Toombs) of Manhattan, Head of the American Orthodox Mission, Vicar of the Diocese of Eastern America and Jersey City // ROCOR Studies [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://www.rocorstudies.org/church-people/lives-of-bishops/2011/12/07/archbishop-james-roy-c-toombs-of-manhattan-head-of-the-american-orthodox-mission-vicar-of-the-diocese-of-eastern-america-and-jersey-city/ (дата доступа: 28.01.2017).

[2] Ibid.

[3] Подробнее о служении свт. Тихона в Америке см.: Слово православия в Америке. Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк / Сост. С.С. Широков. М.: Сретенский монастырь, 2001; Святитель Тихон. Патриарх Московский, Просветитель Северной Америки. Миссионерское служение и духовное наследие. / Сост. С.С. Широков. М.: Центр миссионерских исследований, 2009; Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского. Поведи и статьи. / Сост. А.В. Попов. СПб.: Сатисъ, 2011.

[4] Например, см.: Fay W. Sigourney. The Christian Unity // Russian Orthodox American Messenger. March, 1904. New York, 1904. P. 89–93; Old Catholics // Russian Orthodox American Messenger. August, 1905. New York, 1905. P. 269–279; Fay W. Sigourney. Concerning the Article «The Thirty nine Articles of the Anglican Church» // Russian Orthodox American Messenger. May, 1905. New York, 1905. P. 168–178; Fay W. Sigourney Jr. Concerning the Article «The Thirty nine Articles of the Anglican Church» // Russian Orthodox American Messenger. June, 1905. New York, 1905. P. 179–215 и др.

[5] Подробнее см.: Бочков Павел, свящ. История «Американской Православной Католической Церкви». От миссии к расколу и регрессу // Труды Перервинской православной духовной семинарии. М., 2015. № 12. С. 34–47.

[6] Бочков Павел, священник. История «Святой Американской Православной Церкви». Под маской православия: раскол и эзотерика // Труды Перервинской православной духовной семинарии. М., 2015. № 13. С. 112–113.

[7] Протокол № 7 Заседаний Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 23 ноября / 6 декабря 1950 г. // Синод РПЦЗ [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201950%20Prot.htm (дата доступа: 28.01.2017).

[8] Brandreth Henry R.T. Episkopi Vagantes and the Anglican Church. Berkley. CA, 2006. P. 58–59.

[9] Протокол № 7 Заседаний Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 23 ноября / 6 декабря 1950 г. // Синод РПЦЗ [Электронный ресурс]. 2017.Режим доступа: http://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201950%20Prot.htm Дата доступа: 28.01.2017.

[10] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций  ХХ-ХХI вв. Т. 2: Реформаторские расколы: монография /свящ. Павел Бочков. Киев: ДП «Персонал», 2014. С. 256–259.

[11] Woerl Michael. Archbishop James (Roy C. Toombs) of Manhattan, Head of the American Orthodox Mission, Vicar of the Diocese of Eastern America and Jersey City // ROCOR Studies [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://www.rocorstudies.org/church-people/lives-of-bishops/2011/12/07/archbishop-james-roy-c-toombs-of-manhattan-head-of-the-american-orthodox-mission-vicar-of-the-diocese-of-eastern-america-and-jersey-city/ (дата доступа: 28.01.2017).

[12] Л. Н. Парийский о церковной ситуации в Америке в середине 1940-х гг. / Публикация А.А. Кострюкова // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. М., 2012. Вып. 6 (49). С. 108.

[13] Протокол № 7 Заседаний Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 23 ноября / 6 декабря 1950 г. // Синод РПЦЗ [Электронный ресурс]. 2016. Режим доступа: http://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201950%20Prot.htm (дата доступа: 28.01.2016).

[14] Woerl Michael. Archbishop James (Roy C. Toombs) of Manhattan, Head of the American Orthodox Mission, Vicar of the Diocese of Eastern America and Jersey City // ROCOR Studies [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://www.rocorstudies.org/church-people/lives-of-bishops/2011/12/07/archbishop-james-roy-c-toombs-of-manhattan-head-of-the-american-orthodox-mission-vicar-of-the-diocese-of-eastern-america-and-jersey-city/ (дата доступа: 28.01.2017).

[15] Бочков Павел, свящ. История «Американской Православной Католической Церкви». От миссии к расколу и регрессу // Труды Перервинской православной духовной семинарии. М., 2015. № 12. С. 45.

[16] Apostolic Episcopal Church // Melton’s Encyclopedia of American Religions / J. Gordon Melton, editor in chief; James Beverley, Constance Jones, Pamela S. Nadell, associate editors. 8th ed. Detroit – New York – San Francisco – New Haven, Conn – Waterville, Maine – London, 2009. P. 105.

[17] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций  ХХ–ХХI вв. Т. 2: Реформаторские расколы: монография /свящ. Павел Бочков. Киев: ДП «Персонал», 2014. С. 240; Eastern Orthodox Catholic Church in America // Melton’s Encyclopedia of American Religions / J. Gordon Melton, editor in chief; James Beverley, Constance Jones, Pamela S. Nadell, associate editors. 8th ed. Detroit – New York – San Francisco – New Haven, Conn – Waterville, Maine – London, 2009. P. 1161.

[18] Apostolic Episcopal Church–Order of Corporate Reunion // Melton’s Encyclopedia of American Religions / J. Gordon Melton, editor in chief; James Beverley, Constance Jones, Pamela S. Nadell, associate editors. 8th ed. Detroit – New York – San Francisco – New Haven, Conn – Waterville, Maine – London, 2009. P. 105; Part 1 – 1922 – 41 // The Apostolic Episcopal Church [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: https://apostolicepiscopalchurch.org/history-2/part-1-1922-41/ (дата доступа: 29.01.2017).

[19] Бочков Павел, священник. История «Святой Американской Православной Церкви». Под маской православия: раскол и эзотерика // Труды Перервинской православной духовной семинарии. М., 2015. № 13. С. 114.

[20] В частности, данные документы имеются в архиве знаменитого исследователя церковных разделений и различных неканонических групп, англиканского священника Генри Брандрета (Henry Renaud Turner Brandreth) (1914–1984), хранящегося в Теологической библиотеке Питта Университета Эмори в Атланте, штате Джорджия, США. См.: Henry Renaud Turner Brandreth Papers, 1912–1974 //  Pitts Theology Library [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://pitts.emory.edu/archives/text/mss003.html (дата доступа: 29.01.2017).

[21] Протокол № 7 Заседаний Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 23 ноября / 6 декабря 1950 г. // Синод РПЦЗ [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201950%20Prot.htm (дата доступа: 28.01.2017).

[22] Игнатий (Уильям Альбрет Николс) (1877–1947), в 1932–1934 гг. «епископ» Вашингтонский в юрисдикции «Американской Православной Католической Церкви». Презрев монашеские обеты, вступил в гражданский брак. Основатель «Общества мирян святого Василия», «архиепископ». Скончался вне общения с Православной Церковью.

[23] Евфимий (Абдулла Офеш) (1880–1966), бывший архиепископ. Первоначально клирик Антиохийской Православной Церкви. В составе Американской митрополии Русской Православной Церкви, архимандрит. С 1917 г. епископ Бруклинский. С 1924 г. архиепископ. Основатель «Американской Православной Католической Церкви». В 1933 г., презрев монашеские обеты, вступил в гражданский брак. Запрещён в служении. Лишён священного сана Антиохийской и Русской Православными Церквами. Отойдя от активной религиозной деятельности, изредка совершал богослужения. Скончался вне общения с Православной Церковью.

[24] Софроний (Бишара) (1888–1940), «епископ» Лос-Анджелесский и Запада США в юрисдикции «Американской Православной Католической Церкви» (1928). С 1933 г. «архиепископ», глава «Американской Православной Католической Церкви». В 1934 г. покинул юрисдикцию, выйдя за штат по болезни. Скончался вне общения с Православной Церковью.

[25] Иосиф (Жук) (ум. 1934), доктор богословия, священник УГКЦ, в 1904–1910 гг. – ректор Генеральной духовной семинарии во Львове Украинской Греко-Католической Церкви. Переехав в США, принял православие. В 1932–1934 гг. «епископ» Нью-Йоркский в юрисдикции «Американской Православной Католической Церкви». Скончался вне общения с Православной Церковью.

[26] Вениамин (Федченков) (1880–1961), митрополит, выдающийся иерарх Русской Православной Церкви. В 1933–1947 гг. – митрополит Алеутский и Североамериканский, Экзарх Русской Православной Церкви в США.

[27] Л. Н. Парийский о церковной ситуации в Америке в середине 1940-х гг. // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 6 (49). С. 108–109.

[28] Протокол № 7 Заседаний Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 23 ноября / 6 декабря 1950 г. // Синод РПЦЗ [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201950%20Prot.htm (дата доступа: 28.01.2017).

[29] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций  ХХ–ХХI вв. Т. 2: Реформаторские расколы: монография /свящ. Павел Бочков. Киев: ДП «Персонал», 2014. С. 240.

[30] Woerl Michael. Archbishop James (Roy C. Toombs) of Manhattan, Head of the American Orthodox Mission, Vicar of the Diocese of Eastern America and Jersey City // ROCOR Studies [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://www.rocorstudies.org/church-people/lives-of-bishops/2011/12/07/archbishop-james-roy-c-toombs-of-manhattan-head-of-the-american-orthodox-mission-vicar-of-the-diocese-of-eastern-america-and-jersey-city/ (дата доступа: 28.01.2017).

[31] Протокол № 8 Заседаний Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 8/21 октября 1953 года // Синод РПЦЗ [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201953%20Prot8.htm (дата доступа: 29.01.2017).

[32] Там же.

[33] Протокол № 7 Заседаний Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 23 Ноября / 6 декабря 1950 г. // Синод РПЦЗ [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201950%20Prot.htm (дата доступа: 28.01.2017).

[34] Подробнее см.: Жуньеви К. Попытка создания галликанской Церкви: Католическая Православная Церковь Франции (ECOF). Историческая справка // Альфа и Омега. М., 2002. № 4 (34). С. 328–345; Тюшагин В.В. Галликанский обряд в Православной Церкви // Православная энциклопедия. Том Х. М., 2005. С. 369–371; Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций  ХХ–ХХI вв. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные автокефалии: монография /свящ. Павел Бочков. Киев: «Послушник», 2015. С. 382–394.

[35] Протокол № 7 Заседаний Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 23 ноября / 6 декабря 1950 г. // Синод РПЦЗ [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201950%20Prot.htm (дата доступа: 28.01.2017).

[36] Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг.: Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М.: Издательство ПСТГУ, 2015. С. 251.

[37] Там же. С. 252.

[38] Woerl Michael. Archbishop James (Roy C. Toombs) of Manhattan, Head of the American Orthodox Mission, Vicar of the Diocese of Eastern America and Jersey City // ROCOR Studies [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://www.rocorstudies.org/church-people/lives-of-bishops/2011/12/07/archbishop-james-roy-c-toombs-of-manhattan-head-of-the-american-orthodox-mission-vicar-of-the-diocese-of-eastern-america-and-jersey-city/ (дата доступа: 28.01.2017).

[39] Протокол № 8 Заседаний Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 8/21 октября 1953 года // Синод РПЦЗ [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201953%20Prot8.htm (дата доступа: 29.01.2017).

[40] Архимандрит Лазарь (Мур) // Религиозные деятели русского зарубежья [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://zarubezhje.narod.ru/suppl/Sp_156.htm (дата доступа: 31.01.2017).

[41] Woerl Michael. Archbishop James (Roy C. Toombs) of Manhattan, Head of the American Orthodox Mission, Vicar of the Diocese of Eastern America and Jersey City // ROCOR Studies [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://www.rocorstudies.org/church-people/lives-of-bishops/2011/12/07/archbishop-james-roy-c-toombs-of-manhattan-head-of-the-american-orthodox-mission-vicar-of-the-diocese-of-eastern-america-and-jersey-city/ (дата доступа: 28.01.2017).

[42] Протокол № 8 Заседаний Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 8/21 октября 1953 года // Синод РПЦЗ [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201953%20Prot8.htm (дата доступа: 29.01.2017).

[43] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций  ХХ – ХХI вв. Т. 2: Реформаторские расколы: монография /свящ. Павел Бочков. Киев: ДП «Персонал», 2014. С. 256.

[44] Seco Nina. Message from 19.07.2012 // Woerl Michael. Archbishop James (Roy C. Toombs) of Manhattan, Head of the American Orthodox Mission, Vicar of the Diocese of Eastern America and Jersey City // ROCOR Studies [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://www.rocorstudies.org/church-people/lives-of-bishops/2011/12/07/archbishop-james-roy-c-toombs-of-manhattan-head-of-the-american-orthodox-mission-vicar-of-the-diocese-of-eastern-america-and-jersey-city/ (дата доступа: 28.01.2017).

[45] Бочков Павел, священник. История «Святой Американской Православной Церкви». Под маской православия: раскол и эзотерика // Труды Перервинской православной духовной семинарии. М., 2015. № 13. С. 117–118.

[46] Woerl Michael. Archbishop James (Roy C. Toombs) of Manhattan, Head of the American Orthodox Mission, Vicar of the Diocese of Eastern America and Jersey City // ROCOR Studies [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://www.rocorstudies.org/church-people/lives-of-bishops/2011/12/07/archbishop-james-roy-c-toombs-of-manhattan-head-of-the-american-orthodox-mission-vicar-of-the-diocese-of-eastern-america-and-jersey-city/ (дата доступа: 28.01.2017).

Источник: Бочков П., свящ. Жизнь и деятельность архиепископа Иакова (Тумбса). Американская Миссия: неудачные попытки и очередной раскол // Труды Перервинской православной духовной семинарии. М., 2017. № 16. С. 93–115.

https://bogoslov.ru/article/6174397