Жизнь и чудеса святого Парфения, епископа Лампсакийского

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

agpar8en

(Из рукописного кодекса N 632 святого Ватопедского монастыря).

Удивительный епископ Парфений был сыном Христофора, служившего дьяконом в одной из церквей Мелитополя. Сам Парфений не получил светского образования. Тем не менее, он с большим прилежанием слушал Священное Писание, за что уже раннем возрасте удостоился посещения Божественной благодати. В те годы он еще не явил миру своей добродетели, изо всех сил стараясь быть незаметным. Парфений начал творить чудеса, когда ему исполнилось 18 лет. Обратите внимание, насколько очевидно его человеколюбие. Неподалеку от его дома располагалась гавань, куда он ходил рыбачить. Однако пойманную рыбу он не ел и не отдавал ее знатным людям. Напротив, он продавал ее, и все вырученные с продажи деньги раздавал бедным. Таким образом, благодаря этой помощи, он удостоился венца святого человеколюбия.

Великолепие его жизни и множество совершенных чудес сделали его известным: все говорили о нем. Одного лишь упоминания его имени было достаточно для того, чтобы демоны были обращены в бегство. Филипп, епископ Мелитополя, человек благой и любитель добродетели, послал за ним и после долгих уговоров едва убеждает его рукоположиться в пресвитеры и проповедники в его епископии.

Впоследствии на Парфения обильно изливается Божественная благодать, поскольку за свою добродетельную жизнь он имел большое дерзновение перед Богом. Последовало множество чудес, и Тот, Кто видит все, совершаемое в тайне, не оставил чудеса неузнанными и с их помощью сделал Парфения всем известным. Таким образом, осуществились две важные цели: согласно обету, прославляется святой, а множество страждущих через него получают исцеление.

Мы расскажем о его чудесах просто, представив их такими, какие они есть, и не сравнивая их с другими. Мы делаем это, с одной стороны, чтобы не удлинять наше повествование, а с другой – попытаемся показать ценность этих чудес, не отводя ее в область силы слова, но повествуя о природе вещей.

Однажды, идя по дороге, Парфений встретил некоего человека, которого бык ударил рогом в глаз. Несчастный держал в руках свой глаз и, рыдая, взывал к сочувствующим душам о милости. Парфений посмотрел на него с состраданием. Затем он взял его глаз в правую руку и с большой осторожностью и заботой поставил его на прежнее место. Не потребовались ни лекарства, ни время, чтобы человек исцелился. Лишь про прошествии трех дней святой смочил глаз простой водой, если, конечно, можно назвать простой воду, соединенную с Божественной благодатью. И, в конце концов, больной полностью выздоровел.

Некая женщина впала в страшный недуг – рак. Ее страдания отягощал тот факт, что опухоли образовались на интимных частях тела, так что, несмотря на сильную боль, женщина стеснялась обратиться к врачам за лечением. Но благодать, которой открыто самое сокровенное и которая дается нам незримо, через святого Парфения исцелила болезнь. Едва святой осенил крестом лоб женщины, опухоль тут же упала на землю, и женщина радостными устами прославила Христа.

Однажды, когда святой отправился посетить болящего, огромная собака на дороге сорвалась с цепи и набросилась на него. Она встала на дыбы и угрожающе открыла смертоносную пасть, движимая скорее не естественной силой, но дьяволом. Если бы нечто подобное случилось с другим человеком, он неизбежно испугался бы и начал искать палку или другое орудие, чтобы обороняться и взывать о помощи. Но Парфений не сделал ничего из этого, а лишь подул в открытую пасть животного и, как обычно, осенил его крестным знамением. В тот же миг страшный зверь замертво упал на землю.

Рассказы об этих происшествиях, равно как и многие другие, дошли до Ахиллия, митрополита Кизического, который счет их достойными удивления. Он решил, что человека, который удостоился творить такие чудеса, нельзя оставить без священнического сана. Митрополиту показалось постыдным, что может выясниться, будто он пренебрегает таким благим человеком, не удостаивает его должной чести и ведет себя равнодушно по отношению к добродетели. По этой причине он призвал к себе Парфения и, как рассказывают, перевернул каждый камень, чтобы найти его. Так Парфений взошел на епископскую кафедру города Лампсака, оказывая, тем не менее, большую честь этому городу, чем самому себе. Ниже мы постараемся подтвердить правоту этих слов.

Парфений нашел город в состоянии тяжелой духовной болезни – в незнании истинного Бога и поклонении идолам. Это крайне возмутило и опечалило его. Но пламенная ревностность горела в его сердце. Однако, несмотря на всю безнадежность ситуации, Парфений не пренебрегал своим долгом – исполнением апостольских предписаний, проповедуя, умоляя, укоряя, делая все возможное, чтобы снять пелену с глаз местных жителей и подготовить их к тому, чтобы ясным взором увидеть великий свет благочестия.

И как вода точит камень, так и Парфений настойчиво стучал в равнодушные людские сердца. В некоторых случаях он достигал цели словами, в иных – делами – исцелением больных, получая в качестве награды людское доверие. Таким образом, постепенно привлекая людей к познанию истины, он добился того, что исцеление телесных болезней обернулось искоренением куда большего зла – болезни души. Соответственно, жители Лампсака получили большую пользу от епископства Парфения, чем он сам.

Видя, как люди преуспевают в вере и совершенно презирают идолов, Парфений пожелал разрушить нечестивые языческие храмы и на их месте воздвигнуть церкви, посвященные Христу. Он предпочел поставить в известность императора, прежде чем начать строительство, дабы показать, что он осведомлен о порядках и действует рассудительно. Ведь, несмотря на то, что император Константин Великий был благочестивым христианином больше, чем кто бы то ни было, он еще не успел официально объявить о разрушении языческих храмов. Следовательно, Парфений должен был заблаговременно рассказать императору о своих планах и, заручившись его согласием, претворить их в жизнь.

OsiosParthenios02

Приняв такое решение, Парфений отправляется в столицу, встречается с императором и посещает поселения сторожей пшеницы. Когда император узнал о цели визита епископа, он дает согласие на встречу, возвращается во дворец и ждет прихода Парфения. Во дворце император призывает к себе Парфения и говорит с ним не деспотично и надменно, но, можно сказать, абсолютно по-царски, как человек, в большей степени служащий Богу, чем властвующий на земле и правящий миллионами людей.

Итак, человек Божий встретился с человеком Божьим. Он смотрит ему в глаза мягким взглядом, протягивает правую руку, целует и предлагает помолиться вместе. Такими и должны быть цари: они должны не только уметь править, но и быть управляемыми свыше, поскольку величие зависит от того, насколько они чтят Бога, а не обязывают других почитать их самих. А почитая Бога, императоры чтят и друзей Божьих. Таким образом, с радостью приняв епископа, император издал указ, поощряющий действия святого епископа, а также выделил достаточное количество золота, которое поможет в воздвижении храма Божия. Сделав это, император, выражая свою благосклонность к великому святому, целует его и отпускает с миром.

По возвращении в Лампсак этот святой человек ни на минуту не откладывает осуществление своих задумок, сразу приступает к разрушению нечестивых языческих сооружений и подготавливает планы будущих церквей. Всецело посвятив себя этому делу, епископ строит прекрасный и незыблемый храм. Таковы деяния Парфения, касающиеся языческих и христианских храмов.

И совершенно не случайны те почтение и благоговение, которые люди испытывали по отношению к святому. Множество чужестранцев, покидая Лампсак, не уезжали, не посетив предварительно блаженного епископа и не взяв его благословения как прекрасного и спасительного снаряжения для путешествия.

Парфений во всем был прекрасен. Жизнь его, всецело преданная в руки Бога, стала примером для подражания для всех любителей добродетели.

Конечно, лишь немногие люди стремятся подражать жизни святых. Если мне скажут, что их много, я отнесусь к этому с сомнением. Тем не менее, почитание святого похвально и является доказательством благих намерений.

Так святой провел свою жизнь и 7 февраля 318 года (20 февраля по н.ст.) уходит из этого мира к желанному Богу. Успение, ставшее для него радостью, принесло неописуемое горе утратившим его людям.

Флавий Гипатий, узнав о преставлении святого, бросает все, садится на корабль, и вскоре попутный ветер доставляет его в Лампсак. Никто из жителей соседних областей не пропустил это событие. Митрополиты Кизика, Мелитополя и Пария приехали незамедлительно. Ибо как они могли пренебречь смертью того, кто был ими так любим и кого они желали видеть живым еще долгие годы?

Что же случилось потом? Святое и пречистое тело Парфения после соответствующей службы, совершенной в небольшой воздвигнутой им часовне рядом с пречестным храмом, погребается с великим благоговением и благочестием. Но святой Парфений не оставил нас. И по сей день он сопутствует всем призывающим его, оставаясь скорым помощником, исцеляющим болезни, изгоняющим бесов, очищающим душевные и телесные страсти. И великое множество людей получило помощь после его кончины, равно как и те, кто знал его при жизни.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Синаксарь «Пемптусия»