Жизнь апостола Марка, или Почему изучать церковную историю не скучно. Протоиерей Владимир Долгих
В субботу 8-го мая Православная Церковь чтит память всем нам известного и вместе с тем, совершенно незнакомого нам, апостола и евангелиста Марка.
Мы все не раз читали или, по крайней мере, держали в руках, главное творение евангелиста Марка – Евангелие. Имя этого апостола на слуху у всех христиан по большей части именно в связи с Евангелием. Кто-то еще помнит, что он как-то связан с Египтом, ну и, пожалуй, на этом все. А ведь в истории жизни святого евангелиста Марка есть несколько весьма интересных моментов.
Согласно наиболее распространенной и известной среди православных христиан византийской агиографической традиции, апостол Марк является основателем Александрийской Церкви. Существует созданный в IV веке (во всяком случае, его грекоязычная версия) письменный памятник под названием «Мученичество Марка». Так вот, согласно этому документу апостолу выпал жребий проповеди на территориях современных Египта и Ливии.
Местом первой миссионерской проповеди Марка стал величественный античный город Кирена. Затем он направляется в Александрию и по пути у него приходит в негодность сандалия. Марк обращается за помощью в ремонте к сапожнику по имени Аниан. Тот, во время работы ранит руку, но апостол исцеляет его, после чего Аниан становится первым учеником евангелиста Марка, а со временем и епископом.
Далее «Мученичество» повествует о собственно кончине апостола. Вполне ожидаемо, что среди язычников нашлись люди недовольные его проповедью. Во время процессии в честь бога плодородия Сераписа народ схватил Марка и, избивая, потащил по городу. Апостола заключили в темницу, где ему, для укрепления явился ангел, назвавший Марка главой египетских святых. Утром страдальцу надели на голову веревку и поволокли к месту казни, но он скончался по дороге.
Будущий апостол изначально носил имя Иоанн. Перемена имени произошла во время принятия крещения из рук апостола Петра.
Нельзя не сказать несколько слов о таком апокрифическом памятнике как «Акты апостолов». Согласно содержащимся в нем сведениями апостол Марк является автором «Деяний Варнавы», а также спутником апостолов Варнавы и Павла во время их миссионерского путешествия на Кипр. После смерти Варнавы возмущенные иудеи преследовали Марка и его спутников до города Ледра, находящегося примерно в центре острова. Там проповедники Еванеглия спрятались в пещере и после того как их оставили в покое, добравшись до побережья, отправились в Египет. Дальнейшая история нам уже известна.
Теперь обратим внимание на такой, довольно поздний памятник как «Деяния апостола Марка». Составлен он был не позднее XIII века, однако, не смотря на это, представляет собой собрание более ранних сведений о жизни апостола. В «Деяниях» мы читаем, что будущий евангелист происходил из левитского города и с самого детства отличался интересом к изучению Священного Писания, а также устремленностью к воздержанию. Благодаря этим качествам он вошел в число учеников Иоанна Предтечи. Причем и сам будущий апостол изначально носил имя Иоанн. Перемена имени произошла во время принятия крещения из рук апостола Петра.
Апостол и евангелист Марк. Фото: krisandr.livejournal.com
Позволю себе небольшое отступление от основной темы. На прошлой неделе с одним из священников храма где я служу, состоялся разговор о Тайной Вечере. Среди прочих тем, прозвучал вопрос о том, кто же предоставил помещение для Христа и апостолов. Этот разговор дал мне повод поразмышлять об этом вопросе.
Давайте вспомним, что Иерусалим I века – это нечто совсем иное, чем наши современные города. Все строения в нем, коих было не так уж и много, посчитаны, учтены и записаны на конкретных хозяев, находились, что называется, на виду. Значит, нашлись какие-то благочестивые люди, кто впустил в Сионскую горницу Спасителя с учениками, при этом оставшись в стороне. Так вот, при написании этого текста я наткнулся на сведения «Деяний апостола Марка», где говорится, что этими самыми людьми были родители будущего евангелиста, при этом имя нам известно лишь его матери – Мария. Кстати после освобождения из темницы у нее в доме побывал апостол Петр.
Вернемся к тексту «Деяний». Свои миссионерские труды апостол Марк начал вместе с Варнавой. Сначала они отправляются в Антиохию, затем перемещаются чуть севернее – в Селевкию (юг современной Турции, древняя область Памфилия). Здесь апостолы попадают в тюрьму. После освобождения был упомянутый ранее Кипр, затем снова Памфилия, где Марк становится спутником апостола Павла.
После этого будущий евангелист хотел отправиться в довольно далекую для того времени Галлию, но Господь, через Свое Откровение направляет его снова в Антиохию, а оттуда – в Иерусалим. Следующее путешествие было знаковым, так как апостол Марк прибывает в Рим и перестает быть «будущим» евангелистом, а становится евангелистом настоящим, ведь именно здесь, со слов апостола Петра, он записывает Евангелие.
Это была удивительная эпоха молодой Церкви, наполненная большим количеством чудес, среди которых немало совершил и апостол Марк.
Наконец, из Рима Петр отправляет Марка в Александрию, после чего его проповедь прозвучала и в других городах Египта, а также снова на Кипре. Это была удивительная эпоха молодой Церкви, наполненная большим количеством чудес, среди которых немало совершил и апостол Марк. О его кончине в Александрии уже было сказано, при рассмотрении свидетельств «Мученичества».
Стоит также несколько слов сказать о почитании апостола Марка коптами. Согласно их преданию, Марк является основателем Коптской Церкви, что и отражено в титуле предстоятеля. Также ему посвящены все основные соборы коптов. Это и патриарший храм Эль-Аббасия в Каире, и кафедральный собор в Александрии, а также первый коптский храм в Хартуме – столице мусульманского Судана.
Мы знаем, что немалым почитанием личность апостола Марка пользовалась и пользуется среди западных христиан. Так, например, в начале всех латинских переводов Евангелия от Марка помещены краткие сведения его жизни. Существует также латинский перевод «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, осуществленный Руфином Аквилейским. Здесь встречаются некоторые подробности относительно изложенных сведений. Так, в частности, сообщается, что Аниан был посвящен в епископы в 62 году.
Для западных христиан сведения о жизни апостола Марка, в своем сочинении «О знаменитых мужах», обобщил блаженный Иероним Стридонский. Еще, на основании «Мученичества», свой мартиролог составил святой Беда Достопочтенный. У него мы читаем, что после ареста апостолу Марку в темнице явился не только ангел, но и сам Спаситель. Также, посвященные евангелисту мартирологи сочинили такие западнохристианские писатели как Рубан Мавр, Флор Лионский, Адон Вьеннский и Узуард.
В XIII-XV веках важнейшим центром почитания апостола Марка на Западе становится Венеция. Связано это с тем, что еще в раннем средневековье была составлена легенда о проповеди евангелиста на территории Венеции как провинции Северной Италии и основании им христианской община в городе Аквилея. Уже в V веке зафиксированы случаи, когда некоторые западные епископы, происхождение своих кафедр связывали с именем апостола Марка.
* * *
Надеюсь, что этот краткий экскурс не покажется дорогому читателю излишне сухим. Однако же, без обращения к конкретным источникам, сложно составить образ того или иного святого. Да и вообще, мне кажется, что такое довольно подробное «ковыряние» исторических свидетельств может быть весьма захватывающим, особенно когда всеми мыслями погружаешься в события, о которых читаешь.
Заканчивая свое повествование, я призываю помнить, что история – это, прежде всего люди, а в церковной истории немало людей святых, прикоснуться к подвигу которых мы можем хотя бы просто бегло прочитав соответствующий текст. Прочитанные тексты помогают сформировать или воспринять полезные мысли. Искренне воспринятые такие мысли могут изменить нашу жизнь раз и навсегда.
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/79615-zhizny-apostola-marka-ili-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии