Животворящее Древо. Марина Бирюкова
Три праздника есть у Церкви, когда износится из алтаря и помещается на середину храма Крест: Происхождение честных животворящих Древ Креста Господня (14 августа), Всемирное Воздвижение честного и животворящего Креста (27 сентября) и Крестопоклонная Неделя Великого поста. И каждое из этих торжеств по-своему помогает нам понять, что же он такое есть в нашей жизни — Крест Христов.
…Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,— сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну (1 Кор. 1, 18–19).
Слово о Кресте понятно не всегда и не всем. Зато всегда, во всякую эпоху найдется, кому спросить: в чем же смысл поклонения этим «доскам», орудию жесточайшей и позорной казни? Почему Церковь поет о «непобедимой и непостижимой силе» Креста, почему называет Крест животворящим? Постараемся ответить.
В каноне утрени, который читается в храме вечером накануне праздника, Крест Христов противопоставляется другому древу — тому, плоды которого послужили сатане (змию), соблазнившему ими — а верней сказать, не ими, а самой возможностью преслушания и ложной свободы — наших прародителей, Адама и Еву: «От древа вкусив, первый во человецех в тление вселися; отвержением бо жизни безчестнейшим осудися <…>, но, обретше, земнороднии, воззвание крестным древом, зовем: препетый отцев и нас (и наш.— М.Б.) Боже, благословен еси»…». Добровольно идя на Крест, Христос приносит Жертву за грех Адама, освобождает нас от рабства тлению и смерти и призывает нас воспользоваться дарованной свободой, сделать то, что зависит от нас самих, дабы наследовать Царство, уготованное нам от сотворения мира (см.: Мф. 25, 34). Со времен катастрофы — грехопадения Адама — вход в Эдемский сад заслонял грозный Херувим с вращающимся огненным мечом (см.: Быт. 3, 24); его поставил Сам Бог Отец, и он не отступил бы никогда, ни перед кем — разве только перед Сыном, пригвожденным к Кресту, так говорится в том же каноне утрени (песнь 5). Не просто перед Сыном Божиим, заметьте, а именно перед Распятым, принесшим Жертву — и подающим мир (примирение) нашим душам.
Преподобный Иоанн Дамаскин (VII–VIII век по Р.Х.): «…Всякое действие и чудотворение Христово чрезвычайно, Божественно, дивно: но всего дивнее честный Его Крест. Ибо не чрез иное что–либо, как только чрез Крест Господа нашего Иисуса Христа погублена смерть, уничтожен грех прародительский, упразднен ад, даровано воскресение, подана нам сила презирать настоящее и самую смерть, уготован вход в древнее блаженство, отверсты врата рая, возсела природа наша одесную Бога, а мы сделались чадами и наследниками Божиими. Все сие совершено Крестом». Обратим внимание: «…не чрез иное что-либо, как только через Крест». Только через жертву всё это могло произойти, никак иначе. Агнец Божий, принесший в жертву Самого Себя, призывает к жертвенности и нас: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16, 24–25; то же, лишь чуть иначе — Мк. 8, 34). Здесь обратим внимание на первые слова Спасителя: «если кто хочет…». Речь о свободном выборе человека: да, я хочу — не только крестик носить и свечки в церкви ставить, не только традиции следовать, пусть и благочестивой, но именно за Христом пойти до конца. Если так, то нужно понимать, что это путь жертвенный, даже если никакие гонения тебе как христианину не грозят. Вот что говорил в своей проповеди на Крестовоздвижение настоятель знаменитого московского храма на Маросейке священномученик Сергий Мечев: «Святые отцы учат нас, что нельзя о Христе только думать или говорить, что нельзя только словесно почитать Крест, на котором Христос был распят. Если мы хотим воистину поклоняться Кресту Христову, мы должны делать это не по традиции только, не потому, что так принято и не только “словесно”, а делом поклоняться Христу Распятому.
Взять свой крест и идти вслед Христу, сораспяться Ему — вот истинный путь христианина. <…> Отсюда начинается христианство. Его начало — отвержение себя, борьба с живущими в нашем сердце страстями и сораспятие Христу на данном каждому из нас Господом кресте.
Истинное поклонение Кресту начинается с той минуты, когда мы хоть немного, хоть чуть-чуть начинаем работать над своею душою, бороться со своими страстями — завистью, гордостью, гневом; когда мы начинаем работать над тем, чтобы родилось в нас новое отношение к нашим ближним. Потому что отношение к ближним и есть подлинное дело, для которого пришел Христос. Это и есть настоящий подвиг, это и есть христианство».
Однако нас ведь может и оторопь взять, когда мы читаем или слышим о необходимости подвига, жертвы, сораспятия. Слишком трудно, слишком жестко, страшно… Что делать, к чему прибегать? Опять же — ко Кресту Христову. В повседневной жизни с ее трудностями и скорбями нам нужна любовь родных и друзей: она поддерживает. А Крест Христов, Жертва Крестная — это любовь Бога к человеку, любовь высшая: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Вот как говорит о Кресте святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Ежедневно согрешая волей и неволей, подвергаясь различным острым искушениям от невидимых и видимых врагов и собственных страстей, где — в ком и в чем — мы найдем помощь и спасение? Только во Христе и в Кресте, только в Жертве безмерно великой и всеискупительной, принесенной за нас на Кресте; только Крестом мы спасаемся ежедневно от уязвлений демонов и от всякой бури страстей, когда с верой и истинным покаянием прибегаем к Христу; Крест — наша жизнь, наше спасение, наша сила, наша слава, наша победа; наше непрестанное обновление, наше примирение с правосудием Божиим».
* * *
Необходимо сказать несколько слов об истории праздника. В 325 году по Р.Х. император Константин — первый из римских императоров, официально признавший христианство, основатель Константинополя и Византийской империи — и его мать, святая равноапостольная царица Елена, решили очистить Святую Землю — место рождения, земной жизни и Крестной Жертвы Спасителя — от идольских капищ, от храмов античным богам, которые были выстроены там повсюду после покорения восставшего Иерусалима римлянами в 70 году по Р.Х. А главной целью святых матери и сына было найти тот самый Крест, на котором был распят Сын Божий. Это представлялось невозможным — ведь Иерусалим был уже почти неузнаваем: над Гробом Господним долгие годы высился храм Юпитера, на Голгофе стояло святилище Венеры. Но когда царица Елена прибыла в Иерусалим, Иерусалимский Патриарх Макарий уже разобрал храм Юпитера и обрел Гроб Господень. А три одинаковых креста были обнаружены царицей и Патриархом после долгих поисков в завалах земли и камней на месте разрушенного храма Венеры. Нашли также знаменитую табличку, на которой рукою Понтия Пилата на трех языках было написано: «Царь Иудейский», но она лежала отдельно от крестов. Чтобы определить, какое из орудий казни является тем самым Животворящим Древом, Патриарх Макарий поочередно возлагал кресты на тяжелобольную женщину: она выздоровела, соприкоснувшись с третьим из них. И тогда патриарх поднял — воздвиг — Крест над Иерусалимом, а на самом деле над всем миром; это событие мы и празднуем 27 сентября. Тогда же начали строить базилику Мартириум (что означает «свидетельство») и храм-ротонду в честь Воскресения Христова на Голгофе. Строили десять лет, а в 335 году освятили — и это второе событие, неразрывно связанное с первым, Церковь вспоминает накануне Крестовоздвижения, 26 сентября. Воскресение словущее, так именуется торжество обновления святого места, освящения христианского храма: «словущее» означает, что не о самом Воскресении Христовом речь, а о храме Воскресения. И мы вполне можем воспринимать это как двухдневный праздник любого, каждого православного храма и неизменно воздвигнутого над ним Креста.
https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/zhivotvoryashhee-drevo
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии