Животворящая святыня Чудова монастыря

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

С. В. Разживин. Реконструкция вида внутреннего двора Чудова монастыря в Московском Кремле середины XIX века

28 ноября – день основания московского Чудова монастыря. До наших дней он не сохранился, но память о нем до сих пор живет в многочисленных исторических источниках Московского Кремля. Ознакомимся с его историей и значением для русского православия.

Чудов монастырь – один из древнейших монастырей Москвы (наряду со Сретенским монастырем). Средневековые богомольцы называли его «Великой Лаврой». Он был основан митрополитом Киевским и всея Руси Алексием, наставником князя Дмитрия Донского, в восточной части Московского Кремля в 1358 году и назван в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех. В то время Русь еще находилась под бременем татаро-монгольского ига. Святитель Алексий был вызван в Орду в связи с болезнью одной из особ из окружения хана и исцелил ее. Это произошло в день воспоминания Чуда Архангела Михаила в Хонех. За чудесное исцеление хан даровал святителю землю, где и построили монастырь. Обитель простояла до большевистских времен.

В 1358 году на территории монастыря была основана деревянная соборная церковь, а в мае 1365 года – первая каменная, взамен деревянной. Эта церковь в честь Чуда Архистратига Михаила была одной из самых первых каменных церквей в Москве. Преподобный Иосиф Волоцкий писал об основании обители: «В Чудовом монастыре блаженный митрополит Алексий посадил честных старцев, испросив одних у святого Сергия, а других взял из иных монастырей, бывших под его рукою; эти иноки жили иночески, жизнью духовною, так, что многие приходили к ним, старые и юные, и получали пользу».

Святитель Алексий был связан дружескими и духовными узами с преподобным Сергием Радонежским, принимая от него советы по руководству обителью. По своему смирению святитель завещал быть погребенным за алтарем церкви, но благочестивый князь Димитрий Донской похоронил его внутри самой церкви. В 1431 году церковь обрушилась, тогда же были обретены нетленные мощи святителя. С того времени верующие стали чтить его память. На месте старой церкви построили новую, вскоре рядом была воздвигнута еще одна, с двумя престолами, один из которых был освящен в честь основателя монастыря. В этот предел и были перенесены его мощи.

Перед военным походом на Новгород в 1471 году великий князь Иван III молился в Чудовом монастыре об успешном исходе дела. У русских государей впоследствии стало традицией молиться у мощей святителя Алексия. В XIV–XVII веках монастырь являл собой важный религиозно-просветительский центр. В нем трудились преподобный иконописец Максим Грек; монах и поэт Епифаний Славинецкий, один из самых образованных книжников своего времени; соратник святителя Димитрия Ростовского, автор поэтических сочинений в стиле барокко иеромонах Карион (Истомин). Эти люди оставили важный след в развитии православного образования того времени. В XVII веке на территории монастыря появилось греко-латинское училище, из которого позже образовалась Славяно-греко-латинская академия.

Рака святителя Алексия

В XVI веке возникла традиция крестить царских детей именно в Чудовом монастыре, у раки святителя Алексия. В 1612 году в темнице монастыря умер священномученик Гермоген, патриарх Московский и всея Руси, куда он был заключен польскими интервентами. Здесь в XVII веке был низвержен с патриаршего престола Патриарх Никон (Минин) за реформы, которые привели к появлению старообрядчества. В конце XVII века в монастыре появилась новая церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного в честь мирного разрешения Стрелецкого бунта в Москве.

На протяжении десятков лет среди простого люда монастырь был известен на всю Москву своими просфорами и медом. В народе его называли «у Чуда». Благодаря многочисленным паломникам, монастырь достраивался и поддерживался. Обитель также была известна делами благотворительности: нищим здесь выдавалась милостыня, а на праздники узникам отправляли подарки. Но во время Чумного бунта в Москве в конце XVIII монастырь был разграблен самими же москвичами.

В то же время в монастыре была установлена кафедра московских архиереев. Вышеупомянутый просветитель и глава Московского печатного двора Карион (Истомин) написал здесь букварь для сына Петра I. Позже талантливый книжник был упокоен на территории монастыря, где так плодотворно трудился. Здесь был погребен и юродивый Христа ради Тимофей Архипов, живший при царских палатах, предсказавший жестокое правление царицы Анны Иоанновны. В стенах монастыря были похоронены митрополиты Московские Феодосий и Афанасий и представители знатных московских семей – Трубецкие, Хованские, Стрешневы, Оболенские и др. В начале XX века здесь состоялось погребение Великого князя Сергея Александровича, супруга преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, который до сих пор не прославлен Русской Церковью, несмотря на объемную работу по его канонизации.

Во время Отечественной войны 1812 года в монастыре находился штаб французских войск. В алтаре одной из церквей была устроена спальня французского маршала, ценные архивные документы были выброшены, церковная утварь переплавлена, книги сожжены. Нашествие французов и пожар, устроенный ими в Кремле и по всей Москве, как будто были предзнаменованием того, что случится с монастырем и со всей Русской Церковью через сто с лишним лет… Но пока, в веке XIX, обитель была восстановлена. В честь подавления восстания декабристов там был отслужен благодарственный молебен. В 1826 году император Николай I отпраздновал в монастыре молебном и свою первую победу над Персией, развесив военные трофеи прямо в Алексеевской церкви. По монастырскому обычаю вплоть до XX века в эту церковь допускались только мужчины, а женщинам полагалось молиться в другой, Благовещенской.

Во время визитов императора в Москву Чудов монастырь был первым пунктом посещения, где высочайшие особы прикладывались к мощам святителя Алексия. Во второй половине XIX века в монастыре начали собирать всенародные пожертвования для строительства храма в честь святого Александра Невского в знак народной благодарности за освобождение русских крестьян от крепостного ига. Частично этот храм был построен, но большевики не позволили ему долго существовать и разобрали его. К концу XIX века в монастыре проживало 50 насельников. К началу XX века обитель входила в число самых богатых обителей Российской Империи.

С. Ивлева. «Архимандрит Вениамин (Петухов)»

Среди настоятелей монастыря немаловажно упомянуть архимандрита Вениамина (Петухова), известного церковного деятеля XIX века, помощника святителя Филарета (Дроздова). Одно время он управлял сразу несколькими монастырями, включая Чудов и Сретенский. Святитель Филарет Московский доверял ему внушительные суммы денег, которые архимандрит Вениамин щедро распределял на благотворительность. Святитель в одном из писем просит его: «Имею причину просить Вас, чтобы Вы… прилежно стерегли Чудов и Сретенский».

Игумен Герасим (Анциферов)

В начале XX века в Чудовом монастыре подвизался прозорливый старец, игумен Герасим (Анциферов). О нем в своих воспоминаниях свидетельствовала вдова одного из священномучеников Е. Четверухина: «Батюшку многие любили. Почитал его и сам Московский митрополит Владимир. Он незадолго до кончины Батюшки дал ему сан игумена и выбрал его своим духовником. Батюшка был всегда такой какой-то светлый, благостный, благодатный».

В другом месте воспоминаний она рассказывает такой случай: «Однажды о. Герасим подзывает к себе Василия Петровича (своего келейника) и говорит: "Прошу тебя, сходи сегодня ночью, в 12 часов, в Собор, пройди в алтарь и возьми там мой требник, поставь толстую свечу у мощей Святителя Алексия и попроси его, скажи ему так: "Святителю отче Алексие, помолись за отца Герасима, он тебя об этом просит, он очень тяжело болен". Я, – говорит Василий Петрович, – надел подрясник, подпоясался и пошел в Собор. Там я взял батюшкин требник и пошел, было, к раке Святителя Алексия, но тут вдруг я увидел самого Святителя, стоящего у своей раки во всем белом, да такого прекрасного… Увидел именно таким, как его пишут на иконах… Я страшно перепугался и, забыв о просьбе о. Герасима, бросился бежать из храма без оглядки"». По молитвам святителя Алексия старец был исцелен.

Отец Герасим учил приходящих к нему: «Ты думаешь, что в Царство Небесное в карете или на подъемной машине въезжают? Нет, по дороге-то туда тебе и хворосту и палок наложат, а ты и терпи… Самое главное, надо крепче держать святую веру и не стыдиться ее исповедовать». Прозорливый игумен предсказал, что монастыри будут закрыты, а храмы разрушены, в том числе и Чудов монастырь, и многие примут страдальческую кончину. Своему духовному чаду, священномученику митрополиту Владимиру (Богоявленскому), он предсказал мученичество от рук его нечестивого келейника, что впоследствии и произошло. По кончине самого старца его мощи остались нетленными.

Другой известный наместник Чудова монастыря – епископ Арсений (Жадановский), современник новомучеников и исповедников Российских, неканонизированный страдалец за веру. Епископство ему предрек игумен Герасим. Владыка писал в своей автобиографии: «Помню, когда в Чудовом монастыре я подошел к мощам святителя Алексия, точно какой-то свет, исходивший из раки угодника, осиял мою душу… Ставши начальником, я задумал духовно возвысить вверенную мне обитель и приблизить ее по внутреннему строю к лучшим современным монастырям, какими считались: Зосимова пустынь, Святые Горы и другие. С этой целью начал предпринимать некоторые шаги». Наместником он был назначен в 1904 году.

При нем была открыта послушническая школа, где преподавались церковная история, богослужение, катехизис и аскетика. Усвоившие эти предметы приписывались к монастырю. При епископе Арсении особое внимание в монастыре уделялось церковному пению и уставным богослужениям, что привлекало многих богомольцев. Он был радетелем дисциплины среди братии, возвысил иноческую жизнь, запретив разговоры певчих на клиросах и полностью запретив винопитие. Как пишет сам епископ Арсений в своем жизнеописании, при нем в монастыре «священноиноки призывались к трезвению и духовничеству постоянным напоминанием о высоте носимого ими звания и важности приведения ближних ко спасению».

Икона священномученика Серафима (Звездинского)

Владыка Арсений издавал брошюры духовно-нравственного содержания, выпускал духовно-просветительную литературу для народа под названием «Лепта обители Святителя Алексия», которая расходилась по всем просторам Русской земли. С 1912 года в монастыре начал издаваться ежемесячный богословский журнал «Голос Церкви», выдержки из которого во время большевистских гонений были особо популярны среди верующих. Как и в прежние века, при епископе Арсении Чудов монастырь был средоточием духовного просвещения для всей Москвы.

Последним руководителем монастыря стал духовный друг епископа Арсения, пастырь чуткий и добрый, священномученик Серафим (Звездинский). Владыка Серафим осенью 1917 года пережил штурм Кремля, тогда обитель пострадала от обстрела. В 1918 году богоборческие власти закрыли Кремль для верующих, монахов выселили, священномученика Серафима отправили в ссылку. По дороге в место заключения в одном из писем он вспоминал о добрых временах в Чудовом монастыре.

Суровый XX век не обошел разрушающей безбожной волной и некогда прекрасный Чудов монастырь. В 1918 году там были открыты пулеметные курсы для красноармейцев и кооператив «Коммунист». В конце 1929 года богоборцами был взорван храм Архангела Михаила, остальные постройки монастыря тоже вскоре были снесены. В день сноса Алексиевской церкви один из архитекторов-реставраторов успел вынести из здания раку с мощами святителя Алексия. Частично были сохранены фрагменты фресок и икон монастыря, которые сейчас находятся в музеях Москвы. В 1934 году на месте разрушенных зданий был построен новый корпус Кремля.

Чудов монастырь. Часть фундамента церкви Алексия митрополита

В XXI веке Президент России В. В. Путин предложил восстановить Чудов монастырь, но этому не суждено было сбыться. В 2014 году корпус Кремля, построенный в 30-е годы прошлого столетия, был демонтирован. В 2020 году на этом месте был открыт Новый музей археологии Чудова монастыря. Его главным экспонатом является археологический раскоп площадью около 500 квадратных метров. Он перекрыт стеклом, под которым видны фундаменты монастырских построек XV–XVI веков и саркофаги чудовского некрополя. В витринах музея находятся предметы из керамики и стекла и фрагменты монастырского собора.

Выдающийся деятель русской культуры, академик Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» рассуждал: «Память – преодоление времени, преодоление смерти. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти… Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям… все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков. Вспомните у Пушкина:

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.

Дивный Чудов монастырь перестал существовать физически, но продолжает свое святое бытие в памяти многих людей и в многочисленных артефактах. Прислушаемся к словам Д. С. Лихачева: «Память – основа культуры, "накоплений" культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство».

Александра Калиновская
27 ноября 2023 г.

Источник: Московский Сретенский монастырь