Житие преподобного Тита пресвитера Печерского
(12 марта /27 февраля)
Он был в ссоре с диаконом Евагрием и видел,
как тот, не простив его, был поражен от Ангела огненным копьем;
сам же он, так как просил прощения,
был рукой ангельской восставлен от болезни.
Как открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, так и мир Божий, который превыше всякого ума (Рим. 1, 18; Флп. 4, 7), соблюдает разум и сердце, скажу — тело и душу человека, ищущего мира. Об этом нам свидетельствует бывшим ему откровением блаженный Тит.
Иночествуя в Печерском монастыре, он почтен был саном пресвитерства и наставлен был на подвиги, достойные блаженства святых. С ним случилось такое.
Был у этого блаженного пресвитера Тита брат по духу, черноризец того же монастыря, именем Евагрий, саном диакон; блаженный пресвитер Тит имел с ним большую и нелицемерную дружбу, так что все дивились их единодушию и искреннему взаимному расположению.
Враг же, ненавистник добра, сеющий обыкновенно плевелы посреди пшеницы (Мф. 13, 25), посеял между ними вражду и настолько омрачал их злобой и ненавистью, что они не могли и видеть друг друга и всячески избегали один другого. Когда один из них ходил с кадильницей по церкви, тогда другой бежал от фимиама; если же он не удалялся того, тот проходил мимо, не покадив. И долгое время провели они в великом мраке духовном, и дерзали приносить Божественные Дары и приобщаться, не примирясь между собой и не получив прощения, — так возбудил их враг. Братия много просила их помириться, но они не желали о том и слышать. Однажды, но усмотрению Божию, случилось этому блаженному пресвитеру Титу тяжело заболеть, и уже он отчаивался в жизни. Тогда горько стал он оплакивать свое согрешение и в великом умилении послал к диакону Евагрию, говоря: “Прости мне, брат, Бога ради, что оскорбил я тебя гневом моим!” Тот же не только не простил, но и проклинал его жестокими словами. Братия же, видя, что Тит уже умирает, привела Евагрия силой, чтоб он простился с братом. Больной, увидев его, приподнялся, пал ниц к ногам его, говоря со слезами: “Прости меня, отче, и благослови”. Но Евагрий, будучи немилостивым и бесчеловечным, отвернулся от брата и перед всеми сказал лютые слова: “Никогда не хочу простить его — ни в этом веке, ни в будущем”. И, сказав это, вырвался он из рук братии и упал. Братия же хотели поднять его, но нашли его бездыханным, и не могли ему ни согнуть рук, ни закрыть рта, ни свести глаз, как будто у давно умершего. Больной же пресвитер Тит тогда же встал здоровым, как будто никогда не болел.
Ужас напал на всех от этой внезапной смерти Евагрия и от скорого исцеления Тита. И стали спрашивать у исцелевшего блаженного пресвитера, как это было. И блаженный Тит ответил им, рассказав подробно то, что было открыто ему. “Когда, говорил он, я тяжко болел, находясь в гневе, я видел Ангелов, отступивших от меня и плакавших о погибели души моей, и бесов, радовавшихся моей злобе, и потому стал я молить вас идти к брату и испросить мне прощение. Когда же вы привели его ко мне и я поклонился ему, а он отвернулся от меня, я видел одного грозного Ангела, держащего огненное копье, которым он ударил непростившего, и тот вдруг упал мертвым. А мне тот же Ангел подал руку и восставил меня, и вот я здоров”.
Устрашенная всем этим, братия много оплакивала умершего злой смертью Евагрия, и похоронили его с открытыми глазами и устами, и расставленными руками. А сами стали внимательно оберегаться от вражды, прощая друг другу, если кто на кого имел жалобу (Кол. 3, 13), и вспоминая после наказания Евагрия слова Господа, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф. 6, 22), и слова, сюда относящиеся, святого Ефрема: “Если кому случится умереть во вражде, он встретит неумолимый суд”, — и можно было сказать тогда о тех вразумленных братьях: Велик мир у любящих закон Твой (Пс. 118, 165).
Но особенно сам блаженный этот пресвитер Тит, видя, что за то, что он искал мира с братом, он нашел мир с Самим Богом, и Им сохранен был от смерти душевной и телесной, с тех пор никогда не предавался вражде, но всячески ее искоренял в себе, и приобрел никогда не ослабевающую любовь в Боге ко всей братии — любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14), как корень мира, — любовь чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры, любовь долготерпящую, милосердствующую, не завидующую и содержащую все прочие добродетели, в особенности же — целомудрие, пост и постоянную молитву (1 Кор. 13, 4). Ибо воспринял этот блаженный слова Писания: “Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах, больше же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов” (1 Пет. 4, 7–8). Итак, при своих пресвитерских жертвах совершал он память соответственного евангельского слова, что любить Бога и ближнего — больше всех всесожжений и жертв (Мф. 12, 33). Приобрел он и мир совершенный, и так, покрытый совершенством любви, не мог поскорбеть и сказать: Нет мира в костях моих от грехов моих (Пс. 37, 4). Но совершенный мир этого преподобного подвижника был таков, что над ним исполнились неложные слова апостола: Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир… (Рим. 14, 17). Потому ради мира и на небе преподобный Тит удостоился того упокоения, в жажде которого он уснул в Господе после великих богоугодных трудов. И почивает он нетленным телом в пещере, где так много святых, как в дальнем небе, а равноангельным духом вознесен в горнее небо на вечный покой руками явившихся к нему прежде Ангелов.
И что слышит он от них, радующихся там (Лк. 15, 7 и 19), как о бывшем грешнике, ныне свято покаявшемся? Слышит то, что сказал святой Павел о Тите апостоле: Утешил нас Бог прибытием Тита (2 Кор. 7, 6). А нам, сорадующимся, так следует отвечать небесным жителям, словами того же Писания: Мы утешились утешением вашим, а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его (2 Кор. 7, 13). Его святыми молитвами да сподобимся и мы, избежав вражды, получить прощение грехов и успокоение временное и вечное во Христе Иисусе, Господе нашем, Который есть Бог любви и мира. Ему слава со Отцем и со святым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
http://pravlife.org/content/prepodobnye-pecherskie
Тропарь преподобному Титу, пресвитеру Печерскому
глас 1
Братолю́бне тя живу́ща ви́дев любве́ ненави́стник,/ победи́л тя во гнев,/ но, ве́дый твоя́ пре́жния труды́ любве́ исто́чник – Госпо́дь,/ преложи́ тя па́ки на братолю́бие,/ в не́мже ты про́чее пожи́в Богоуго́дне,// моли́ся о нас, я́ко да поживе́м братолю́бне.
Перевод: В любви к братии живущего тебя увидел ненавистник [диавол] и победил тебя, обратив во вражду, но знающий твои прежние труды Источник любви - Господь, снова переменил тебя к братолюбию, в нем ты и жил дальше, Богоугодный. Молись о нас, чтобы мы жили братолюбно.
Кондак преподобному Титу, пресвитеру Печерскому
глас 7
Смире́нию Госпо́дню подо́бяся,/ смири́лся еси́, свяще́нник сый пред лице́м го́рдаго диа́кона Ева́грия,/ беззло́бие Ти́те,/ за что прия́л еси́ не то́кмо вре́менныя жи́зни неотпаде́ние,/ А́нгелу тя воздви́гшу,/ но и ве́чныя наслажде́ние,// в не́йже лику́я, избавля́й нас лю́таго гне́ва и памятозло́бия.
Перевод: Смирению Господа уподобился, будучи священником смирился перед гордым диаконом Евагрием, беззлобный Тит, за что принял не только продолжение временной [земной] жизни от исцелившего тебя Ангела, но и наслаждение вечной жизни, в ней же радуясь, избавляй нас от тяжкого гнева и злопамятства.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии