"Женский мир: бусинка к бусинке" – выставка о досуге дам XIX века в Петербурге

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
"Женский мир: бусинка к бусинке" – выставка о досуге дам XIX века в Петербурге
Записные книжки, ремни, игольники, дамские кошельки и чехлы – результат кропотливой работы сотен мастериц – представлены в музее-квартире Николая Некрасова.

"Женский мир: бусинка к бусинке". Чем занимали свой досуг дамы XIX века, рассказывает выставка в музее-квартире Николая Некрасова в Петербурге. В экспозиции – образцы вышивки крестом и гладью, предметы обихода, украшенные бисером. О популярном хобби ушедшей эпохи – Татьяна Божко.

Эти экспонаты помнят время, когда ручная работа еще не была диковинкой. Любимый досуг дам XIX века – рукоделие. Редкие предметы – результат кропотливой работы сотен мастериц – собрали в одну выставку в музее-квартире Николая Некрасова. "Мы хотели рассказать о хобби женщин XIX века. Чем они занимались, когда оказывались наедине с собой. Есть безымянные вещи, которые мы не можем идентифицировать, но есть и именные – например, книжечка, вышитая бисером, принадлежавшая Вере Александровне Нащокиной, супруге Павла Воиновича Нащокина", – рассказала куратор выставки, хранитель экспозиции Мемориального музея-квартиры Н. А. Некрасова Юлия Васильева.

Записные книжки, ремни, игольники, дамские кошельки и чехлы. Одни создавались неделями, другие – месяцами. С помощью очень маленьких и тонких игл льняными и шелковыми нитями, мельчайшими стеклянными бусинами – бисером – вышивали как состоятельные аристократки и почетные купчихи, так и крепостные девушки. "В технике "прикреп" каждая бусинка прикрепляется на основу. Есть сплетение, когда она отдельно плетется, это делается в украшениях – там нет никакой основы. Здесь еще показаны виды работ крестом и полукрестом. Они тоже близки, но только это делается уже из ниточек, а не из бисера. Вот здесь самая мелкая работа – полукрест. Мельчайшая! Ее делали под лупу, почти не дыша", – пояснила художник-модельер Людмила Желомонова.

Блестящий, матовый, лазурный, радужный – всего известно о 20 видах бисера. Пика популярности он достиг в 30-х годах XIX века. Вышитые диванные подушки обязательно должны были быть в каждом доме. Маленькими стеклянными пейзажами украшали даже прессы для колоды карт и письменные принадлежности. Вышивка, в том числе и бисером, была даже на каминных экранах. Обивку и узоры меняли в зависимости от моды. Кстати, оказалось, что голубой бисер хранится хуже всего – этот цвет быстрее выгорает на солнце. Чаще всего его использовали как фон для картин.

В сочетании цветов был зашифрован особый смысл. Так, яркий красный означал остроумие, серый – надежду, а белый с синим – мудрость. Схемы для работы покупали в специальных магазинах или находили в приложениях к журналам мод. "Журнал "Модный магазин" – иллюстрированный журнал для женщин. Выходил дважды в месяц и издавался с 1862 года по 1883-й", – говорит Юлия Васильева. Были там и выкройки для шитья. Ткани стоили очень дорого, поэтому новые платья женщины часто перешивали из старых. Украшали их тоже вышивкой – бисером, крестом и гладью. Пристрастие к бисеру угасло в конце XIX века – его сменили новые модные веяния. Но изящные букеты, пейзажи и натюрморты всё еще бережно хранят дух старины.

https://smotrim.ru/article/4048790