Женщины в Ветхом Завете. Мария Цырлина

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Ева

В литературе Древнего Востока вы не найдёте ни одной книги, полностью посвящённой женщинам, а в Ветхом Завете их целых три. Женщины-творцы поэм и гимнов, правительницы, воительницы и судьи — и всё это в эпоху, когда жёны обычно перечислялись среди имущества их мужей, где-то между рабами и верблюдами. Какими же они были — женщины Ветхого Завета, и ради чего священная история запечатлела их имена?

Последнее чудо творения

Если всех остальных существ Бог сразу творит по паре, то Еву Он создаёт лишь после того, как Адам познал, что ему не хорошо быть одному. Женщина не может похвастать ни первенством создания — она стала самым последним сотворённым существом, — ни особой ролью в управлении созданным миром: заповедь плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею… Господь даёт обоим — и мужчине, и женщине.

Хуже или лучше быть сотворённым из части (дословно «стороны») другого человека, а не из персти земной — вопрос спорный и смотря как посмотреть. То же касается и очерёдности создания: с одной стороны, ты последний, с другой — венец всего творения и его властелин. И всё же далее мы видим, что в первую очередь Бог обращается к Адаму, и лишь потом — к Еве.

Стоит ли винить Еву?

Ситуация с почти абсолютным равенством меняется после грехопадения. В нём тоже практически равным образом участвуют мужчина и женщина.

Святитель Филарет (Дроздов) пишет: «Различие между грехом мужа и грехом жены полагать можно то, что жена первая открыла свое сердце неизвестному искусителю, а муж поступил против непосредственного повеления Божия. В сем разуме Апостол одной жене приписывает прельщение (1 Тим. 2:14) и одному мужу грех, преступление, ослушание (Рим. 5:12, 14, 19)».

Сегодня мужчины любят обвинять Еву и заодно с нею всех женщин в грехопадении настолько часто, что мы ожидали встретить множество подобных высказываний у святых отцов. Это удивит, но никто из святых толкователей Библии не обвиняет во всём Еву. Напротив, они говорят о равной вине обоих — мужчины и женщины, — а некоторые даже пытаются оправдать Еву как более слабое существо.

Женщины, рабы и верблюды

Однако женщины коснулось больше следствий грехопадения. По сути, сказанное Богом Адаму равным образом относится ко всем людям, но сказанное Еве — только к женщине как обладающей способностью вынашивать и рождать детей:

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3:16-19).

Подчеркнём, по мнению святых отцов, это именно следствия, а ни в коем случае не наказание за грех. С этого момента женщина оказывается в подчинении у мужчины. Лишь с приходом Спасителя это неправильное и греховное положение вещей стало изменяться: христиане с самых времён апостольских отпускали на волю рабов, а мужья уважительно и с почтением относились к своим жёнам.

Во времена же ветхозаветных патриархов женщины, как правило, перечислялись в списке имущества своих мужей, после рабов и верблюдов, а мужчины считали вправе брать себе столько жён, сколько могли прокормить. Взгляните на те же библейские родословные. Ни одна жена царя Соломона, за исключением матери будущего царя Ровоама — Наамы — не называется по имени (имя Суламифи в Песни Песней — собирательное и дословно значит «та, что принадлежит Соломону»). Если вам сейчас кажется ненормальной фраза «Авраам родил Исаака» и почти полное отсутствие в библейских родословных женщин, то это только благодаря приходу Христа. Христианство действительно многое изменило в этом мире, в том числе и положение женщины. И всё же нередко женщины в ветхозаветной истории играли особую роль.

Александра Недзвецкая «Иудифь и Олоферн»

Александра Недзвецкая «Иудифь и Олоферн»

Во всём виноваты женщины?

Женщины в Ветхом Завете зачастую упоминаются в связи с неприглядными, а порой и трагическими событиями. Если посмотреть на излагаемые подробно в Священном Писании истории, связанные с женщинами, то впечатление останется не очень хорошим. Сарра засмеялась, не поверив в то, что у неё на старости лет будет ребёнок, и Сам Бог упрекнул её в этом (Быт. 18:1-15). Агарь поссорилась со своей госпожой Саррой и ушла вместе с грудным ребёнком в пустыню (Быт. 21 гл.). Жена Лота упоминается один-единственный раз: когда ослушалась веления Ангела и оглянулась на горящий город, превратившись в соляной столб (Быт. 19:25). Дочери Лота, думая, что они последние спасшиеся люди на земле, совершили грех кровосмешения — переспали со своим отцом (в той же главе).

Все эти истории приводятся ради назидания, а иногда, если присмотреться, поступки «провинившихся» женщин служат высшей цели. Так, смех Сарры ещё более возвеличивает чудо Божие как совершенно невозможное, но совершившееся. Поступок Агари приводит к появлению нового народа, живущего в пустыне — измаильтян, предков арабов. И даже Рахиль, которая украла из дома своего отца идолов домашнего очага терафимов, оправдывается — ведь в те времена такие божки были документами на дом, а её отец ничего не дал ей в приданное (Быт. 31:19).

Женщины Библии невольно вершат судьбы народов. Из-за любопытства дочери Лии — Дины, принявшей участие в языческих обрядах, — было вырезано целое племя (Быт. 34). Невестка Иуды Фамарь обманом забеременела от своего зятя и таким образом род Иуды — родоначальника царского колена израильтян — был продолжен (Быт. 38 гл.). Иосиф пострадал и был брошен в темницу из-за коварства замужней египтянки, пытавшейся его соблазнить (Быт. 39 гл.), но благодаря этому попал на службу к фараону, спас свой народ — израильтян — от голода и помог им оказаться в Египте, где они потом попали в плен.

В книге Чисел сестра Моисея Мариам, духовная песнь которой приводится к книге Исход (15:21), соперничает с братом за первенство в пророческом служении, а заодно поднимает вопрос, почему женщины не могут быть священниками. Бог на её вопрос отвечает тем, что за гордость наказывает её проказой (12 гл.). Женщина Раав, спасшая израильских соглядатаев от смерти, была блудницей, но благодаря своему отважному поступку, смирению и покаянию не только выжила, но и стала одной из прапрапрабабушек Спасителя (Нав. 2 гл.).

Есть в библейской истории и откровенно отрицательные женские персонажи. Далида — возлюбленная героя Самсона — погубила его своим коварством (Суд. 16 гл.). Супруга царя Давида Мелхола, сперва спасшая ему жизнь, позже насмехалась над ним и за это была наказана бездетностью (2 Цар. 6:16-23). Израильская царица Иезавель убила Божиих пророков (3 Цар.). В этом же ряду можно вспомнить Иродиаду и Саломею — печально известных «героинь» Нового Завета.

Праведность без имён

При этом очень многие добрые и смиренные женщины Ветхого Завета, прославленные Новозаветной Церковью в лике святых, упоминаются лишь вскользь. Праведная сонамитянка, которая помогла пророку Елисею, сарептская вдовица, из своих скудных запасов накормившая пророка Илию во время голода, маленькая девочка, спасшая своими словами сирийского военачальника Неемана (3 Цар. 19:1-5), вовсе не называются по имени.

В Евангелиях мы не найдём каких-либо слов святых жён-мироносиц или подробностей о них, кроме тех исключительных, сказанных в момент Воскресения. Даже об удивительно кроткой и смиренной жизни Пресвятой Богородицы и чудесах, связанных с Её Успением, мы узнаём лишь из церковного Предания.

Значит ли это, что добропорядочность и кротость женщины в те времена считалась чем-то само собой разумеющимся, вполне обыденным и потому не заслуживающим того, чтобы об этом долго и подробно писать? Очень может быть.

Царицы и воительницы

Есфирь

Эрнест Норманд «Есфирь осуждает Амана». Фрагмент

В Ветхом Завете есть целых три книги, написанные о женщинах и названные их именами. Это Руфь, Иудифь и Есфирь. Помимо этого в других его книгах приводятся духовные псалмы и молитвы, созданные женщинами. Уже упомянутая песнь Мариами при переходе Красного моря, песнь Анны — матери пророка Самуила (1 Цар. 2:1-10), победная песнь пророчицы и судьи Деворы, написанная совместно с судьёй Вараком (полностью 5 глава книги Судей)… Могут ли произведения других народов того же самого времени похвастать женщинами-писателями или священными книгами, написанными в память об их делах? Разве что какие-нибудь указы цариц, записанные их придворными писцами-мужчинами и всенепременно одобренные царём.

Женщины-пророчицы, судьи, правительницы… Немногие народы в ту пору хранили память о женщинах, ещё меньше народов давало своим женщинам право быть судьёй над ними.

Книга Иудифь рассказывает о героическом подвиге простой жительницы израильского городка Ветилуи, во время его осады ассирийцами прокравшейся во вражеский лагерь и отрубившей голову военачальнику.

Книга Есфири повествует о пленённой вавилонянами девушке, которая благодаря своей кротости и красоте привлекла внимание царя Артаксеркса и стала его супругой вместо строптивой царицы Астинь, а благодаря дару убеждения смогла предотвратить уничтожение всех пленных евреев.

Продолжательницы истории

На фоне всех остальных ветхозаветных рассказов о женщинах выделяется книга Руфь. В ней не происходит никаких трагедий, не вершатся героические подвиги и не возносятся к Небу прекрасные хвалебные гимны. Это книга об истории знакомства и женитьбы двух людей: Вооза и Руфи.

В отличие от удивительных историй любви, в более позднее время воспетых в книгах и фильмах, их история вполне обыденна для того времени: в книге Руфь просто описывается ритуал, существовавший для желавших заключить брак. В те далёкие времена (эпоха Судей израилевых) брак был неразрывно связан с экономическими отношениями, вопросами владения землёй и другими сугубо материальными моментами. Скажем честно: читать книгу Руфь довольно скучно. Особенно если вы ожидаете найти на её страницах любовную коллизию и неожиданный финал.

Причина, по которой книга Руфь была создана, — её герои были предками царя Давида и о них была известна вот такая история. Причина, по которой эта книга вошла в канон Ветхого Завета — праведность Руфи, за которую она причислена к лику святых, а для христиан — ещё и тот факт, что как прабабушка царя Давида Руфь стала предком Христа по плоти, а её имя включено в евангельскую родословную.

Хотели бы вы прочесть на страницах Библии множество историй, подобных Руфи, где героини бы просто жили и выходили замуж, а не замышляли хитростей и не отрубали головы? Пожалуй, вот и ответ, почему о праведных женщинах Ветхий Завет упоминает так мало. Жизнь библейских жён, полностью послушных мужьям и обычаям своего времени, не берущих в руки меч и десятилетиями не покидающих свой дом, абсолютно ничем не примечательна для истории. Но именно благодаря им человеческая история продолжается сегодня, а благодаря смирению самых лучших представительниц слабого пола смогла совершиться история нашего спасения.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/zhenshhiny-v-vethom-zavete/