Жанр бразильской народной музыки шору признали национальным культурным наследием

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Жанр бразильской народной музыки шору признали национальным культурным наследием
Он был особенно популярен в начале XX века, но сейчас мало известен за пределами страны.

В список национального культурного наследия Бразилии включили жанр народной музыки шору. Он был особенно популярен в начале XX века, но сейчас мало известен за пределами страны. Кто продолжает играть шору – расскажет Валерия Кудрявцева.

Радость у музыкантов Бразилии. Традиционную музыку этой страны, шору, включили в список национального культурного наследия. Считается, что шору – первый музыкальный жанр, зародившийся в Бразилии во второй половине XIX века в бедных кварталах Рио-де-Жанейро. Практики и поклонники Шору давно ждали этого события. И вот, наконец, Институт национального исторического и художественного наследия признал этот жанр культурным наследием Бразилии. Шору в переводе с португальского – крик или плач. Музыкальный стиль, считающийся первым характерно бразильским жанром городской популярной музыки. Появился в XIX веке в Рио-де-Жанейро. В наши дни шору сохранялся отчасти благодаря кружкам и джем-группами, которые встречаются в барах и клубах, чтобы играть любимую музыку.

Несколько раз в неделю музыканты приносят свои инструменты в Serginho's Bar в районе Санта-Тереза в Рио для джем-сейшна. Флейтистка Наоми Кумамото – классический музыкант родом из Японии, но музыка Шору покорила её раз и навсегда. Наоми Кумамото, музыкант (Япония): "Я была в поиске. Слушала популярную музыку разных стран: мексиканскую, кубинскую, колумбийскую, перуанскую, много чего. А затем я добрался до Бразилии и открыла для себя Шору. И теперь это главная музыка в моей жизни".

Ещё один участник клуба – Педро Арагао играет на мандолине. Он участвовал в инициативной группе по признанию Шору частью наследия Бразилии. Педро Арагао, музыкант: "Мы написали исследовательское "досье" подтверждающее, что хотя шору и зародился в Рио-де-Жанейро в конце XIX века, в 20-е и 30-е годы он стал общенациональной музыкой, которую теперь играют по всей Бразилии".

Ещё один популярный адрес Шору – кампус университета UNIRIO возле знаменитой горы Сахарная Голова. Преподаватели здесь дают еженедельные уроки игры на всех основных инструментах шору. Одним из самых популярных среди студентов является четырёхструнная "кавакиньо". Ана Рабелло, преподаватель: "Кавакиньо маленький инструмент, и это преимущество: его легко транспортировать, и в нём много свинга, как в нашей бразильской музыке".

Во дворе университета собирается традиционный кружок шору. Такая портативная музыкальная школа – основной способ изучения шору. Новый статус этого жанра может способствовать тому, что больше музыкальных школ будут преподавать эту музыку. Джейме Виньоли, директор портативной музыкальной школы: "Шору – не только музыкальный жанр, это ещё и школа. Важно помнить, что шору зародилось благодаря изобретательности музыкантов здесь, в Рио. Они слышали музыку, которая пришла из Европы и звучавшую из окон домов аристократии, и воссоздавали её, играя на слух, на народных собраниях. Таким образом, как бы изобретая музыку заново".

Биг-бэнд, или по-португальски Бандао – это собрание всех учеников школы разного уровня мастерства. Концерт в UNIRIO открыт для публики. Таким образом, каждую субботу музыка шору оживает, давая ненавязчивую возможность любому познакомиться с теперь уже национальным культурным наследием Бразилии.

https://smotrim.ru/article/3903705