Заявления главы УГКЦ сеют недоверие между православными и католиками

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

На днях в итальянском городе Кьети состоялась XIV пленарная сессия Смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу. Об итогах встречи в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.

- Ваше Высокопреосвященство, каких договоренностей удалось достичь на встрече в Кьети?

- Главным итогом работы XIV пленарной сессии Смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу стало принятие совместного документа, посвященного теме соборности и первенства в Церкви первого тысячелетия.

Этому результату предшествовал девятилетний период напряженных трудов. После заседания комиссии в Равенне в 2006 году был подготовлен проект документа по данной теме, который, однако, вызвал серьезные возражения с нашей стороны. Как глава делегации Русской православной церкви я не мог согласиться с содержанием этого документа, представлявшего скорее частные богословские мнения, чем учение, соответствующее церковной традиции. Поначалу мне пришлось быть главным оппонентом этого документа, но постепенно ко мне присоединялось все большее число участников диалога, и в конце концов на XIII пленарной сессии Смешанной комиссии, которая проходила в сентябре 2014 года в Аммане (Иордания), тот проект был отвергнут, и члены комиссии решили подготовить новый документ.

Редакционный комитет комиссии подготовил новый проект документа, одобренный, в соответствии с установленной процедурой, координационным комитетом той же комиссии. Этот новый проект и был представлен участникам XIV пленарной сессии Смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу, заседавшей в Кьети с 16 по 21 сентября.

Надо сказать, что дискуссии внутри комиссии были не всегда простыми, что и понятно: за последнее тысячелетие, прошедшее со времени разделения между Церквами Запада и Востока, у православных и католиков сформировалась различная интерпретация одних и тех же фактов, имевших место в первом тысячелетии. Иногда и между самими православными не было единого мнения по тем или иным вопросам. В завершение прошедшей пленарной сессии делегация Грузинской православной церкви, например, заявила о несогласии с некоторыми положениями документа. Это заявление вошло в текст коммюнике.

Необходимо признать, что принятие документа абсолютным большинством православных и католических членов комиссии после долгого и сложного периода напряженной работы стало определенным успехом. И православные, и католики согласились в том, что история Церкви первого тысячелетия имеет определяющий характер, и для достижения согласия по вопросам экклезиологии необходимо ориентироваться на церковное устройство первого тысячелетия. Такой подход полностью соответствует учению Православной церкви, которая в диалоге с Римско-католической церковью всегда обращалась к авторитету Вселенских Соборов и святых отцов первого тысячелетия.

- В чем состоит суть принятого в Кьети документа? 

- Документ посвящен теме взаимодействия принципов соборности и примата в Церкви первого тысячелетия, когда Запад и Восток еще были едины. Соборность признается в преамбуле к документу "фундаментальным качеством Церкви", выражающим себя в практике епископских соборов и, в более широком плане, в активном участии всех верующих в жизни и миссии Церкви. С другой стороны, на разных уровнях соборного устройства Церкви один епископ наделяется полномочиями первенствующего, и в этом состоит принцип примата. Документ признает эти две реальности "взаимосвязанными, взаимодополняющими и нерасторжимыми".

В основном тексте документа эти "взаимодополняемость и нерасторжимость" соборности и примата прослеживаются на трех уровнях церковного бытия: местной Церкви (епархии), объединения местных Церквей в составе митрополии или патриархата и вселенском уровне Церкви. 

На уровне местной Церкви, или епархии, духовенство и верующие во главе с епископом объединены друг с другом во Христе, что выражается, прежде всего, в Евхаристии, совершаемой епископом вместе со своей общиной. Здесь епископ и община находятся в нерасторжимой связи: как община не может совершать Евхаристию без епископа, так и епископ не должен служить без общины.

В первые четыре века церковной истории получила развитие система митрополий или патриархатов, объединявших несколько местных Церквей одного региона. Принципы соборности и примата на этом уровне вполне выражены в 34-м Апостольском правиле, согласно которому епископы каждой провинции должны признавать первого (protos) среди них и ничего важного не предпринимать без его согласия, как и первенствующий епископ должен поступать в согласии с другими епископами. На этом правиле основано устройство каждой поместной Православной церкви, в которой есть и Синод, и Архиерейский Собор, и первенствующий епископ в сане патриарха, митрополита или архиепископа.

Между IV и VII веками во Вселенской Церкви сформировалась так называемая "пентархия - "система пяти патриархатов в следующем строго определенном порядке (taxis): Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Этот порядок был утвержден Вселенскими Соборами, являвшимися высшим проявлением принципа соборности на вселенском уровне. В системе пентархии первенство чести принадлежало Римской кафедре, однако Римский епископ не мог вмешиваться в дела других патриархатов. Впоследствии на Западе получила развитие теория вселенской юрисдикции Римского епископа, которую на Востоке никогда не признавали. Этот факт также нашел свое отражение в принятом документе.

В заключение документа отмечается, что общее наследие первого тысячелетия должно быть образцом как для православных, так и для католиков в их стремлении преодолеть разногласия и достичь взаимопонимания.

- Таким образом, данный этап православно-католического диалога завершен. Какой вопрос Смешанная комиссия будет рассматривать на следующем этапе?

- На последнем заседании пленарной сессии ее участники как раз и обсуждали вопрос о том, какая тема должна быть избрана для продолжения диалога. От имени Русской церкви я выступил с предложением посвятить следующую стадию диалога теме соборности и примата в Церквах Востока и Запада во втором тысячелетии с условием, чтобы в рамках этой темы было завершено обсуждение темы унии как феномена, возникшего после раскола 1054 года и до сих пор являющегося камнем преткновения в православно-католических отношениях.

Это должно стать продолжением работы, начатой в 1990-е годы принятием документа с осуждением униатизма в Баламанде (Ливан) в 1993 году. За этим документом должен был последовать другой - посвященный каноническим и экклезиологическим последствиям униатизма. Однако работа над этим документом столкнулась с непреодолимыми препятствиями, из-за чего функционирование самой Смешанной комиссии было прервано на шесть лет - с 2000 по 2006 год.

При возобновлении работы Смешанной комиссии после шестилетнего перерыва было предложено приступить к обсуждению вопроса примата и соборности в Церкви. Русская православная церковь согласилась с этим предложением, но при условии, что в контексте темы соборности и примата будет уделено внимание также экклезиологическим и каноническим последствиям унии. Однако в течение десяти лет - с 2006-го по 2016 год - комиссия так и не вернулась к этой теме. Логика нашего диалога требует, чтобы, завершив работу над документом о первенстве и соборности в Церкви первого тысячелетия, мы перешли к рассмотрению вопроса о соборности и примате в Церквах Востока и Запада во втором тысячелетии. Здесь должно быть уделено внимание проблеме униатизма, являющейся одной из центральных для второго тысячелетия и до сих пор, к сожалению, сохраняющей свою актуальность. 

Действия греко-католиков на Украине ставят эту проблему снова и снова. Заявления верховного архиепископа УГКЦ Святослава Шевчука с нападками на каноническую Украинскую православную церковь и на Московский патриархат сеют недоверие между православными и католиками. В феврале текущего года в Гаване состоялась историческая встреча между папой Франциском и Святейшим патриархом Кириллом, открывшая новую страницу в наших двусторонних отношениях. Однако сразу же после встречи она была подвергнута оскорблениям со стороны руководства Греко-католической церкви. 

На пленарной сессии следующая тема так и не была определена, и было решено оставить вопрос темы для дальнейшего обсуждения на усмотрение Координационного комитета Смешанной комиссии, заседание которого должно состояться в течение 2017 года. Однако мы настаивали и будем настаивать на необходимости обсуждения темы канонических и экклезиологических последствий униатизма. Мы не готовы обсуждать другие темы, пока продолжается агрессивная антиправославная кампания, развязанная руководством украинских греко-католиков.

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=458