Заявление РПЦЗ по Власову и украинский вопрос

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Сегодняшнее интервью архиеп. Марка  ИФР свидетельствует о том, что в Зарубежной Церкви ищут пути выхода из ситуации, сложившейся в результате известного заявления Синода РПЦЗ.
В связи с этим напоминаю  самозваным "генералам" и прочим, что все их "зачистные" замашки являются самозванством, у Русской Православной Церкви есть законное Священноначалие, которое полномочно и компетентно "разруливать" подобные ситуации. Самозваные "чистильщики" выставляют себя как несистемных людей, присваивающих себе церковную власть. Деструктивные действия самозваных "чистильщиков"не имеют ничего общего с защитой исторической правды и стремлением решить эту проблему. Необходимо четко различать своих, которые ошиблись в вопросе истории двадцатого века, но которые в других областях бывают совершенно незаменимы, и не своих (например, всякую бандеромазепинщину, которая уже ересь и раскол, захватывает храмы и называет улицы именем Дудаева. Не своим ничего уже объяснить невозможно. Своих можно и нужно убедить. "Зарубежники" - это свои, игумен Сергий (Рыбко) не просто свой. Этот священник незаменим, если его "замочат", тысячи молодых людей останутся без духовного окормления и проповеди. И уж о. Сергий способен слушать и слышать, когда на него не нападают, а нормально разговаривают с ним.

http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=7048

Стоило ли удивляться, что решение Синода Русской Зарубежной Церкви по реабилитации генерала Власова вызовет критическое отношение?

Святейший Патриарх Кирилл, проповедуя в день св. Александра Невского в городе Городце, еще раз подтвердил свою неизменную и принципиальную позицию в вопросе Великой Отечественной Войны:

"...Ответ стал ясен в далеком 1943 году, когда, казалось бы, забытое имя святого благоверного князя вспомнили тогдашние руководители Советского Союза. Им не надо было объяснять народу, кто такой Александр Невский, но они понимали, что для того, чтобы сокрушить страшного врага, нужно вдохновить народ на эту борьбу так, чтобы все без остатка принимали участие в этой борьбе. И никакими идеологическими лозунгами, никаким принуждением, даже самым страшным, нельзя было поднять весь народ на эту борьбу. В труднейший момент Великой Отечественной войны вновь вспоминается имя святого благоверного князя Александра Невского. Не потребовалось никакого ликбеза, не надо было в школах изучать, не надо было по радио ничего говорить   каждый знал, кто такой Александр Невский, и одно только упоминание об этом святом благоверном князе душу русских людей наполняло великой силой любви к своему Отечеству. Одно это имя сопрягло 1943 год с далеким XIII веком и дало действительно великую энергию тем, кто должен был идти и жизнь свою отдать за Отечество" (http://www.patriarchia.ru/db/text/740680.html).

Принципиальную антивласовскую позицию занял известный богослов и миссионер протодьякон Андрей Кураев: «Я убежден, что и среди деятелей белого движения, и среди людей эмиграции, и среди диссидентов, оставшихся в Советском Союзе, можно было бы найти людей, которые совмещали в себе последовательное неприятие большевизма с чистой и нравственной позицией, исключающей перебегание из одного воюющего стана в другой (http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=229)».

Если уж искать такие символы, то, наверное, уместнее было бы их обрести в сонме новомучеников Российских, в том числе и в царственных страстотерпцах.

Авторитетный  московский священник архимандрит Тихон (Шевкунов), считающийся духовником премьера Путина, также высказался по данному вопросу в «Известиях»:

«Психология коллаборационизма – одна из самых серьезных опасностей, вольно или невольно нагнетаемых в сегодняшней России. Некоторые исторические фигуры, даже давно отошедшие в мир иной, становятся сегодня настоящим оружием, обладающим гигантской разрушительной силой, потому что оружие это направлено на слом традиционной духовной идентичности: зло пытается предстать добром, предательство героизмом, а истинный героизм представляют как неразвитость, отсталость и даже грех. Это сфера той духовной брани, на которую не наложишь мораториев, которая не ограничена никакими договорами. Но пока дети в России, угадывая имя героя Войны, будут называть генерала Карбышева, а не генерала Власова, у нашей страны есть будущее (http://www.interfax-religion.ru/?act=pr

int&div=10424»).

Итак, первые люди Русской Церкви во главе с Патриархом Кириллом ответили однозначно, с принципиальных патриотических позиций. Рассуждая на тему мотивом заявления Синода Русской Зарубежной Церкви, этот мотив видится психологическим:  зарубежная часть Русской Церкви представляет из себя старую русскую эмиграцию, живущую психологией  еще 1920-х годов, когда  изгнанники, взирая на геноцид русского народа, Русской Церкви, устроенный большевиками, были готовы с кем угодно блокироваться против коммунистов. Понять мотивы и психологию - не значит согласиться с разбираемым заявлением Синода «зарубежников».

Сейчас Священноначалие Русской Зарубежной Церкви в Москве. Все видят, что Власов и идея коллаборционизма в России "не катит". Люди видят, думают, размышляют. И никто из них не хотел бы нарушить единства Русской Церкви.. Все знают, что есть у "зарубежников", у старой русской эмиграции своя специфика, свои нюансы, свои проблемы. Чем чаще они бывают здесь - тем лучше, тем больше возможностей довести важные вещи без посредников, поговорить откровенно. И  видно, что после таких откровенных разговоров позиция у людей меняется. Так, «зарубежнический» архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) дал интервью «Интерфакс-религиям», в котором он утверждает, что «Определение Зарубежного Синода не имело целью прославить Власова и представить его как единственную альтернативу тому, что было. Это совершенно не имелось в виду». Это очень важное заявление. Дальнейший текст интервью архиепископа Марка свидетельствует

а) о психологической подоплеке обсуждаемого постановления Синода Русской Зарубежной Церкви. Многие бежавшие к Власову и ставшие затем паствой Русской Зарубежной Церкви верили в мифический «третий путь борьбы за национальную Россию против Гитлер и Сталина». Однако, эта наивность не оправдывает самого Власова. Он, как человек  с военным образованием, не мог не понимать, что «третий путь» - это примитивная нацистская пропагандистская «приманка», что целью политики нацистов является уничтожение России и русских даже без создания марионеточного «русского государства»

б) доказывает необходимости выхода части русской эмиграции, в том числе Русской Зарубежной Церкви, из самоизоляции, большей интеграции в Московский Патриархат и современный русский мир. О пагубности самоизоляции свидетельствуют слова владыки Марка о том, что в России не было дискуссии по проблемам Великой Отечественной Войны. Как не было?  «Архипелаг ГУЛАГ» прочитан всеми и введен в школьную программу. Все 1990 и 2000е–е годы шли дискуссии по самым острым вопросам истории. Их итогом и стало создание президентской комиссии  по противодействию фальсификациям истории.

Очень важно, что архиепископ Марк в своем интервью не позволил «оранжевым» русофобам использовать заявление Синода РПЦЗ как прецедент для реабилитации ОУН-УПА :

«Нынешняя антироссийски настроенная власть Украины проводит системную политику реабилитации пособников нацизма. В частности, Академия службы безопасности Украины переименовывается в честь офицера спецслужб "третьего рейха" Романа Шухевича. Как мы помним, ОУН-УПА убивала православных митрополитов, например, митрополита Алексия (Громадского), выступавшего за единство Русской церкви и против автокефалии УПЦ. И многие люди просто боятся, что документ последнего Синода Русской зарубежной церкви позволит вот этим защитникам нацистских пособников сказать: раз, мол, вы реабилитируете Власова, почему же нам нельзя реабилитировать Шухевича? Что можно ответить этим людям, которые будут вот так вот обобщать?

- Можно снова сослаться на Солженицына, который совершенно ясно пишет, что различные украинские течения такого рода были совсем другого калибра и направления. Здесь же, когда мы говорим о Власове, речь идет о мечте какой-то части русского народа освободиться от коммунистического ига, а там, на Украине - о совершенно другом. Поэтому сравнивать эти два движения совершенно незаконно…

- Владыка, а в чем принципиальная разница, по-Вашему, между власовцами и бандеровским движением?

- Власовское движение было направлено исключительно на освобождение от безбожной власти, в то время как всякие украинские движения были направлены к тому, чтобы оторвать Малороссию от Великороссии.»

Более того, архиепископ Марк подверг резкой критике власти Украины:

«Владыка, последний украинский Синод выступил с заявлением по поводу захватов храмов в самых разных областях Украины, от Тернопольской до Сумской. Как такое возможно? Казалось бы, в Европе в XXI веке захватываются православные храмы, осуществляются гонения на каноническую Церковь...

- Ну, я не знаю, насколько эту часть мира можно назвать Европой, если под Европой подразумевать демократические государства. Думаю, если говорить про Украину, это государство далеко от демократических устоев. И мы видим, что здесь поддерживается какая-то горстка людей, которая действует с целью оторвать Украину от России. Это, на наш взгляд, неестественное явление. Мы, конечно, признаем каждый народ, признаем за ним какие-то границы и право на какие-то действия на своей территории. Однако здесь идет речь не о человеческих, приемлемых действиях, но о захвате одной группой людей имущества другой группы. Надо это решить мирным путем, но ни в коем случае не захватом и физической борьбой.» Полностью интервью архиеп. Марка см

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=231

Таким образом, интервью архиепископа Марка следует считать сигналом того, что в Русской Зарубежной Церкви растет понимание сложившейся ситуации, что Русская Зарубежная Церковь ценит единство всей Русской Церкви, не желает быть поставленной в один ряд с «оранжевыми» реабилитаторами нацистских коллаборантов и вообще РПЦЗ принципиально осуждает идею «антироссийской Украины» и создания «Поместной украинской церкви». Таким образом, понимая специфику психологии старой русской эмигрантской школы, все проблемы с «зарубежниками» можно и нужно решать путем диалога, все больше и больше вовлекая эту часть русской эмиграции в общерусские церковные и национально-государственные дела.

http://kirillfrolov.livejournal.com/654496.html