Заявление Ассоциации православных экспертов. Остановить дискриминацию православного образования

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Здание государственной думы

18 декабря в ГД РФ прошло второе чтение нового законопроекта «Об образовании. Это заседание  могло войти в историю как событие, прекратившее практику многолетней дискриминации православных граждан нашей страны в обеспечении их права на бесплатное дошкольное и среднее образование.

Однако депутаты ГД проголосовали за тот вариант законопроекта, который эту дискриминацию сохранил. Это было сделано по предложению министра образования Дмитрия Ливанова и поддержано комитетом ГД по образованию, возглавляемым Дегтярёвым А.Н.

Многие православные граждане нашей страны выбирают возможность получения дошкольного и среднего образования своими детьми в образовательных организациях, созданных с участием Русской Православной Церкви, являющимися по организационно-правовому статусу негосударственными образовательными организациями. Однако при формальной декларации действующим законом права на подобный выбор, за всю новейшую российскую историю гарантии равного финансового обеспечения этого права за счёт средств государственного бюджета никогда законом не предусматривались, и отдавались на волю региональных властей, давая им обширные возможности для многочисленных злоупотреблений, которые, по сути, являлись налогом на вероисповедание. Наиболее вопиющие примеры подобных злоупотреблений осуществлялись на протяжении последних трёх лет департаментом образования г. Москвы под руководством Исаака Иосифовича Калины.

Очевидная несправедливость этой практики была констатирована на  предвыборной встрече кандидата в Президенты В.В. Путина со Святейшим Патриархом в Даниловом монастыре. На этой встрече будущий Президент со всей определенностью заявил о том, что давно назрела необходимость уравнять в правах учащихся общеобразовательных школ, созданных с участием Русской Православной Церкви, с учащимися общеобразовательных государственных школ в части выделения бюджетных средств в расчете на одного учащегося по сравнению с аналогичными в государственной школе.

Для реализации этих договорённостей юридическая служба Московской Патриархии подготовила необходимые поправки к новому законопроекту «Об образовании». Однако 18 декабря 2012 года ГД отклонила эти поправки практически в полном объёме.

Таким образом, представители законодательной и исполнительной власти, по чьей инициативе это было сделано, ясно обозначили свою цель -  задушить или недопустить развитие православной системы образования.

Все эксперименты, которые на протяжении двадцати лет либеральные реформаторы производят над нашей  системой образования, направлены на то, чтобы прервать трансляцию  национальной культуры, разорвать единство русской истории, заменить национальные ценности общечеловеческими, и растворить нашу национальную идентичность в глобальной универсальной культуре.

Единственной тихой заводью и спасительным убежищем, куда не доставала рука этих реформаторов – была и остаётся созданная за эти годы русской православной церковью система православных школ и гимназий. В этих школах продолжают изучать великую  русскую литературу и учат не стыдиться, а гордиться русской историей. В то время как государственная школа декларативно исключила из процесса образования задачи воспитания, православные школы создали свою уникальную воспитательную систему, основанную на традиционных духовно-нравственных ценностях, и на которой воспитано уже не одно поколение православных школьников.

Православная вера стала нашей национальной идеей, которая из разрозненных славянских племён образовала единый русский народ, построила русскую государственность, создала великую русскую культуру и написала в книге времён великую  русскую историю. Она   стала той  главной духовной скрепой, на которой до сих пор держится единство нашего народа, и о дефиците которой в настоящее время сказал президент в своём послании.

Любой правитель и любая власть, считающие своей главной задачей сохранение и приумножение нашего народа, и укрепление нашей государственности, должны, прежде всего, хранить и защищать русскую культуру и тот фундамент, на котором она стоит. Именно они являются тем главным стержнем, вокруг которого формируется и на котором держится наша национальная идентичность. 

Понимание этой задачи президентом также нашло своё отражение в его послании: «Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».

Однако с этим не согласны ни Дмитрий Ливанов, ни Исаак Калина, ни депутаты Дегтярёв, Смолин, Кашин, Бурматов и прочие, считающие своей принципиальной задачей сохранение дискриминации православных граждан нашей страны.

Мы обращаемся к Президенту с вопросом, неужели сегодня в России нет людей с государственной и патриотической позицией, которые могли бы возглавить органы управления образованием вместо тех, которые руководствуются иными интересами. Мы просим проявить политическую волю, исполнив обещание, данное Святейшему Патриарху и всем православным гражданам нашей страны, и не утверждать, а отправить на доработку вариант законопроекта, сохраняющий дискриминацию православных граждан нашей страны.

Мы обращаемся к членам Совета Федерации с той же просьбой – не принимать существующий вариант законопроекта и вернуть его на доработку в ГД.

Мы обращаемся и ко всем гражданам нашей страны с просьбой запомнить поименно тех депутатов, которые принимают такие законы, и никогда больше за них не голосовать.