Зависть. Протоиерей Валериан Кречетов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Каин убивает Авеля

В современном мире, где границы между добром и злом размыты, людям необходимы четкие нравственные ориентиры, маяки, помогающие переплыть житейское море с наименьшими для души потерями. Ведь душа человеческая слишком слаба и иногда очень быстро подхватывает то или иное заболевание. Чтобы излечить его, можно потом «издержать на врачей всё имение» (Лк. 8, 43), но так и не достигнуть результата. Тем не менее, для правильного лечения необходима своевременная диагностика. Как обнаружить и искоренить в своей душе грех зависти? Об этом мы побеседовали с духовником Московской епархии протоиереем Валерианом Кречетовым.

Первая ступень покаянного пути

– Отец Валериан, скажите, может ли человек завидовать, а сам не знать, что болеет этой болезнью?

Это происходит сплошь и рядом.

– Когда человек признался себе: «я завидую», значит ли это, что он осознал свой грех и может двигаться дальше?

Большей частью, увы, чем глубже человек погрязает в бездне греха, тем меньше осознает свою греховность. А чем человек чище, тем строже он к себе относится. Святые люди, которые, по нашему понятию, вели почти праведную жизнь, чувствовали себя очень грешными.

Святитель Игнатий Брянчанинов сказал: «Лучше грешник, осознающий себя грешником, чем праведник, осознающий себя праведником». Эта истина и является главной. Если взять Евангелие, видно, что мытари, прелюбодеи чувствовали себя грешными, сознавали свою греховность, а книжники и фарисеи – нет. Последние были погружены в пучину  не грубых греховных удовольствий, а более тонкого греха, что еще страшнее.

О грехах, касающихся земной телесной стороны нашей жизни, как, например, чревоугодие, святые отцы говорили: «Когда мы не оставляем их, со временем они нас оставляют». Приходит время, когда человеку ничего не нужно. В старости всё лишнее отходит, и человек оставляет некоторые привязанности, но страсти, которые гнездятся в душе, мучают человека независимо от его возраста, со временем еще только больше усиливаются. Оттого люди и кончают жизнь самоубийством, хотя внешне для этого, вроде, и нет причин.

Люди, не сознавая этого болезненного состояния, даже боятся почувствовать себя грешными, стараются как-то извинить, оправдать грех, ввести его чуть ли не в закон. Признак духовного здоровья – осознание своей греховности даже в мелочах. Признак духовного омертвения – отрицание своей греховности даже после совершения самых страшных преступлений. Более того, человек считает, что он всегда и во всём поступает правильно. Сейчас, например, стараются узаконить явный разврат, пытаясь назвать, открытый блуд «браком», в современном смысле. Узаконить грех.

Самая конечная точка падения человека – «мерзость запустения на месте святе», когда там, где должны стоять закон и истина, будут беззаконие и ложь.

Первая ступень покаянного пути – сознание, что многое из того, что ты делаешь, осквернено греховностью, или просто грех. Блудный сын из евангельской притчи пришел в себя, осознал это и у него появилось покаянное чувство.

– Получается, что большая часть людей даже не сознает, что страдает тем или иным грехом, например, той же завистью?

Да. Пример – русская революция 1917 года. Люди позавидовали тому, как живут другие, и решили всё отнять под благородными лозунгами «справедливости». На самом деле это была попытка узаконить зависть, чтобы «по закону» отнять то, что принадлежит другим. Иван Ильин написал об этом целую работу. Он, светский писатель, философ, был человеком верующим и всё это отметил.

Зависть еще и источник войны. Видим мы соседнее благоденствующее государство – значит, надо захватить его богатства.И

менно к этому относится библейское изречение «суть пути мнящиеся благи, а конец их во дно адово». Зачинщики революций и переворотов считают, что совершают всё, вроде, бы во благо человечества. В свое время А.К.Толстой об этом хорошо сказал:

«…Коль у кого именье.

Отнимешь и разделишь,

Начнется вожделенье»…

и ещё:

Весь мир желают сгладить

И тем ввести равенство,

Что всё хотят загадить

Для общего блаженства.

Достоевский прекрасно написал, что если справедливости добиваться через кровь и слезы – это уже не справедливость.

– Почему в мире не может быть равенства?

Потому что, как святые отцы говорят, если у всех всё будет, то не будет места любви. У тебя избыток богатств? Прояви свою любовь по отношению к другому, а он проявит любовь по отношению к тебе. В неравенстве скрыт глубокий смысл. Оно заложено в мире с самого его начала. Даже ангельские чины не были равны.

Равенства на этой Земле быть не может. Равны мы все перед Богом, но каким образом? Если математически сравнить любое число с бесконечностью, то перед ней все числа – точки, ничто. Перед Богом мы все равны, а между собой, конечно, отличаемся, как не равна, к примеру, шестерка девятке.

Дайте трем работникам по сто монет: один положит в кубышку, второй пропьет или прогуляет, а третий употребит в дело и рост – и сразу же они станут неравны. Что делать? У кого отнять? У того, кто увеличил, и отдать тому, кто пропил? Чтобы было равенство? Так и происходит в жизни.

Погоня за призраками

 

– Допустим, коммунистический проект, основанный, по Ильину, на зависти, потерпел крах. Но ведь капиталистическая идея основана на том же: попытка догнать других, жить так же или еще лучше. Видя красивые дома, рекламу, люди хотят также стать обладателями этих вещей, потому что чужая красивая жизнь вызывает у них зависть.

- Совершенно верно, это подпитывает зависть. Множество людей несчастно не потому, что на самом деле несчастно, а потому, что им показывают все эти богатства, они завидуют, и мучаются оттого, что они не имеют того, чему завидуют.
Это безумие. Часто человек нафантазирует что-то, начнет подгонять свою жизнь под придуманный идеал, а ничего не получается. В результате человек разочаровывается, в сущности, не в жизни, а в своих миражах.

– Бывает так, что один человек завидует конкретному человеку, а другой – увиденным по телевизору декорациям?

– Безумие современного мира состоит в том, что, как сказал сербский святой Иустин (Попович), что люди не только ушли от истинной духовной жизни в менее реальную временную жизнь, в которой каждый момент проходит, меняется, но уже и из этой жизни человек уходит в совершенно нереальную жизнь. Раньше человек отдавался во власть грёз, воображения, теперь они уступили место телевизионным сериалам и компьютерным играм. Человек мнит себя чем-то, сражается, а на самом деле просто нажимает кнопки.

Один человек, который когда-то увлекался автогонками, говорил мне, что наивно считать, что так легко летать на виражах, на самом деле это, очень опасно. Но молодые люди наивны, опыта у них нет. Они воображают себя сильными, ловкими, но, на самом деле, за них все делает программа. Играя, человек ничего не приобретает. Эфемерные представления собственной самодостаточности создаются техническими средствами.

Так же раньше человек действительно имел вокальные данные, потрясал театры. А теперь новички грызут микрофон и считают себя певцами, ничего собой на самом деле не представляя. Фонограмма – это же полный обман. Они на сцене только рот открывают.

Печальное состояние. Несмотря на это,  все едят пищу, которая растет на земле. А сейчас не очень-то много трудящихся. Работать на земле никто не хочет, трудятся только кое какие бабушки по инерции. Остальные думают, что пищу можно запросто где-то достать, а главное, купить-продать. Вот главный уход от реальной жизни: через эти приманки и обман.

Видимо люди находят в виртуальной реальности успокоение, потому что пытаются сбежать от чего-то, что им не нравится в реальной жизни?

– Совершенно верно. Люди бегут от реальной жизни и её трудностей. Никто не хочет ни потерпеть, ни смириться. Вот сейчас, например, объявлен Год семьи, а ведь семьи почти все разрушены. Нет ни одной, наверное, за редким исключением, нормальной семьи.

– Неужели нет? Вокруг все постоянно женятся …

– Вот именно, они «постоянно» женятся: сначала одна, потом вторая, потом третья… Мы же постоянно об этом слышим, мы с этим соприкасаемся. Взять любой приход: не так много семей, в которых сохранен первый постоянный брак, проведенный супругами в полной чистоте.

Корень этого тоже в зависти?

-В зависти и лени, в отсутствии труда над собой. Люди готовы всё вокруг переделать, кроме самих себя. Говорят: «В другой семье, с другим мужем я буду другая, с другой женой я буду другим».

Увы, нечасто меняется человек. Умный человек старается приспособиться к тем обстоятельствам, в которых он находится. А дурак хочет всё приспособить под себя.

Нужно учитывать обстоятельства, но держаться духовного стержня. Часто люди пугаются: «Как это возможно?» Все возможно, тем более с Божией помощью.

Святые отцы о зависти

– Значит зависть – это противоположность любви?

Вот именно. Там, где зависть – там нет любви. Собственно говоря, зависть – это диавольское состояние души, лишающее человека добродетели. Зависть есть печаль о благополучии ближнего, говорил святой Василий Великий. Начало зависти – гордость. «Гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был выше его и был в благополучии, поэтому негодует о возвышении его. Смиренный человек завидовать не может, ибо видит и сознает свое недостоинство, прочих же признает более достойными. Зависть к добру не ведет. Не довольствовался высший ангел своим положением, завидовал он Богу и был свержен с неба. Не довольствовался первый человек Адам тем, что был в раю, хотелось ему быть «яко бози», и был изгнан из рая. Зависть породила причину первого человекоубийства, а потом и Богоубийства. По зависти Каин убил Авеля, братья продали Иосифа в Египет, Саул искал убить Давида, книжники и фарисеи распяли Господа Иисуса Христа».

Что сеем, то и жнем. Где нет любви, там зависть. «…где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3, 16). «Зависть порождает споры. Откуда у вас вражды и распри – не отсюда ли завидуете и не может достигнуть», – говорил Иаков, брат Господень.

Зависть является величайшим злом для души. «Как ржавчина разъедает железо, так зависть – душу, в которой живет она». «От нее страсть к славе, к стяжанию, от нее властолюбие и сребролюбие». «Служение этой страсти не только в земной жизни не дает отрады, но и в загробной приносит страдание». «После смерти души умерших проходят мытарства, десятое из них – мытарство зависти, поэтому надо всегда искоренять в себе зависть».

«Мы можем избежать зависти, если не будем почитать великим ни то, что люди называют богатством, неувядающей славой, ни телесного здоровья. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных», – Василий Великий.

Человек часто считает, что достоин того-то, а другой – нет. В сущности это зависть.   Зависть – это желание иметь то, что есть у другого. Слава ли это, успех, благополучие или что-то еще.

Я обратил внимание, что слово «зависть» не имеет множественного числа. Такая глубина в этом слове. Общеизвестно, что, когда безбожники воевали с Богом, то в своем собственном наименовании не могли избежать обличения самим себе. Корень-то слова «безбожник» – Бог, а «без» – только приставка. С точки зрения простой орфографии, они не являются чем-то самим в себе, они есть только отрицание какой-то сущности. Сущность существует. Также и зависть – в основе ее «зависимость» от чего-то, от чьей-то воли, от чьего-то благополучия. Зависть появляется при наличии чего-то где-то. На пустом месте нечему завидовать. А вот когда есть чему – появляется эта зависимость. Самое печальное, что человек этого часто не осознает, и начинает вдруг видеть кругом несправедливость, а на самом деле просто испытывает зависть.

– Зависть – это желание не зависеть от того, кто сильнее тебя? Ведь чаще завидуют люди неимущие, подчиненные, слабые, те, кто зависит от другого.

Сатана хотел быть независим от Бога. «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов (Ис., 14, 13). Гордость вызывает зависть и злобу, и наоборот. Эти вещи переплетены между собой, как метастазы раковой опухоли, которые проникают всюду.

Справедливость-то – понятие очень сложное. Понятие правды и неправды в духовной жизни – очень непростые.

Есть понятие правды человеческой, а есть правда Божия. Всякая правда человеческая – как ничто пред Богом.

Когда-то Владыка Стефан (Никитин), Калужский архиерей, очень интересно объяснил мне смысл притчи о неправедном Судии. Судия неправды. Кто такой Судия неправды, Который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился? Это Сам Бог. Он не боится и не стыдится никого. А почему «Судия неправды»? Потому что, если бы нас всех судить по правде, то все бы были осуждены, а Он нас всё время милует. Судит Он милостиво.

Проявления зависти

 

– Как в жизни людей чаще всего проявляется зависть?

Зависть порождает неприязнь. Человек, когда завидует, начинает искать изъяны в другом. Он не может прямо сказать, но чувствует, что что-то не так и пытается оправдать свое чувство.

– То есть он не понимает, что завидует другому, и начинает его осуждать?

  – Большей частью да. Зависть потому черная, потому что пытается очернить других. Тогда ведь не так захочется иметь то, что есть у других. Помните, как в басне Ивана Андреевича Крылова лисица говорит о винограде, который не смогла достать: «Да зелен еще».

  – Если человек завидует, то он завидует многим или кому-то конкретно?

Так же, как в случае с добродетелью, если у человека есть любовь к одному, то на основании этого он и к другим старается проявлять те же чувства. К несчастью, страсть имеет такое же свойство: если он одному завидует, то он и другим завидует: ему кажется, что он один несчастлив, а вокруг все счастливые.

Это начинает проявляться и в речи: «Кругом одни негодяи», «понаехали тут», «кругом одни дураки»… Начинает с одного, а потом весь мир ненавидит. Я знаю конкретные примеры. Человека сначала раздражал один человек, потом его стали раздражать другие, потом третьи, а далее – все и всё. Это свойство страсти.

– Эти черты в человеке, к сожалению, обостряются к старости.

- Но «старого учить, что мертвого лечить». Но я знал таких людей, которые настолько благодушны, что у них всё было хорошо: и в молодости, и в зрелые годы, и в старости.

Потому что человек начинает что-то понимать обычно только к старости, и тогда хочет, чтобы другие сразу были такими же, как он. Как сказал покойный отец Иоанн (Крестьянкин) одному рабу Божиему: «Что ты хочешь сделать из своего ребенка то, что из себя не смог сделать?».

И рай, и ад начинаются на земле, но это внутреннее устроение самого человека, ведь в одних и тех же условиях один благодушествует, а другой несчастлив.

– В жизни благодушного человека все складывается гладко. Он может добиться вершин успеха, а может и остаться в нынешнем состоянии, но он все равно будет счастлив, так?

Есть такое замечательное изречение. «Не забывай даже в самые темные дни твоей жизни благодарить Бога, Он ждет этого и пошлет тебе еще большие блага. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается.

Завистливый же человек не спит, мучается, его самого жалко, потому что он не находит себе покоя. А человек, положившийся на милость Божию, уже здесь, в земной жизни, спокоен, его многое не задевает, не приводит в нетерпение или раздражение.

–   Кстати, иногда говорят о   «белой зависти». Что это такое?

Это не совсем правильно выражение. Зависть, если это зависть, всегда в основном черная. Говоря о «белой зависти», наверное, хотят выразить радость от того, что другой обладает каким-то дарованием.

Если можно так сказать, белая зависть – это соревнование в добре. Радуешься за другого и пытаешься достичь того же совершенства. Заимствование опыта других – это не зависть.

– А бывает ли зависть к святости святых?

Это и есть со-ревнование. Здесь можно ревновать и стараться достигнуть того, что достиг другой. А тут плохими путями ничего не добьешься.

Апостол Павел призывает: «Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Другое дело, что здесь нужно стремиться к совершенству, к духовному очищению, но не к дарованиям.

Когда мечтаешь о даре прозорливости, чудес, прорицания, уже завидуешь. Потому что эти дарования, именно дарования, они даются Богом. А почему Господь так распоряжается, нам неизвестно. «А что Бог творит, никому не говорит».

– Таким путем рождаются различные секты, религиозные течения и т.п.?

Да, по крайней мере, младостарчество – один из таких примеров. Когда стремятся не к духовному совершенству, смирению и любви, а к дарованиям. Господь даже апостолов остановил, говоря: «Не радуйтесь тому, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 20).

Зависть не дает человеку ничего

 

– В современной рекламе очень часто звучит слово «зависть». Например, говорится, что, когда у тебя будет эта вещь, все будут тебе завидовать, «подруги умрут», а «одноклассники лопнут» от зависти».

Реклама вообще играет на человеческих страстях. Я недавно слышал интересное высказывание: «В нашей стране можно быть счастливым, но только чтобы об этом никто не знал». Но это применимо не только к нашей стране. Да и все страны — разные или похожие стороны одного человечества.

– Одним словом, не только самому завидовать плохо, но невесело, когда тебе самому завидуют.

Больше того, это очень неприятно. Как раз у Ильина есть размышление об очень красивой женщине, которая говорит: «Я так устала. Мужчины смотрят на меня как на товар, а женщины завидуют. Сразу начинают меня оценивать и искать изъяны. Мне одинаково неприятно и от тех, и от других взглядов. Я не считаю, что красота приносит счастье. Никто не видит мою душу. Женщина может и должна быть красива изнутри. Кто такую женщину не полюбит, тот просто ее не достоин». Очень хорошо сказано.

– Как человеку понять, что зависть снедает его, вредит ему и мешает его жизни?

Когда человек завидует, у него покоя-то нет. Как сказал святитель Василий: «Это, пожалуй, единственная страсть, которая не приносит человеку удовлетворения. Сребролюбие, чревоугодие приносят хотя бы временное удовлетворение, а зависть человека сама съедает.

Вспомните поговорки о зависти. «Где счастье, там и зависть». «Завистью ничего не возьмешь». «В зависти нет корысти». Корысть – это приобретение. А завистью ничего не приобретешь.

Зависть – слово женского рода, имеет единственное число. Не имеет множественного числа, т.е. она всегда индивидуальна.

– Человек должен остановиться и подумать, не было ли у него чувства недовольства какими-то людьми последнее время. Искать в себе зависть не по названию, а по ее плодам, корням и веткам?

Недаром в Евангелии говорится о человеке, который ищет сучок в глазе брата, не видя в своем бревна. Что такое бревно – это ствол. А сучок – всего лишь ответвление от ствола. Так вот ствол – это страсть. Мы видим в других то, что есть в нас, что касается и задевает нас самих. Если бы не это, ты бы прошел мимо и не зацепился за этот сучок. Нас задело это.

Есть такое мирское выражение: «Человек все понимает в меру своей испорченности».

Путь исцеления

 

– Что делать человеку, который осознал, что он завидует?

Святитель Феофан как раз и говорит: «Надо спешить возбудить добрые чувства особенно к тому, кому завидуешь, и обнаружить его делом. Тотчас зависть стихнет».

Нужно порадоваться тому, что у человека что-то есть. А если ты не радуешься – значит, в тебе еще сидит зависть.

Когда у твоего друга все благополучно, а ты, вместо радости за него, испытываешь холодное, скептическое настроение, надо об этом задуматься.

– Надо похвалить другого и попытаться порадоваться?

Именно так. Сказать себе: «Ну, слава Богу, есть у человека этот дар, и хорошо. Пусть живет во славу Божию». Верующему человеку в этом смысле проще. Ну, дал Бог, и дал.

– Если человек понял, что он позавидовал, покаялся, это ему поможет? Эта болезнь лечится покаянием?

Конечно. Во-первых, Человек ничего не может понимать, если ему не дано свыше, как сказано в Евангелии. Если ему дано, то дано, а почему – второй вопрос. Вся беда в том, что мы все время забываем эту евангельскую истину: волос не упадет с головы человека без воли Божией. Ничто не происходит случайно. Случай – это Псевдоним, под которым Бог действует в мире – как говорил Паскаль.

– Как бороться с завистью в семье? Она очень распространена среди сестер и братьев, которые постоянно сравнивают себя с другими.

Ничего не происходит с человеком сразу, зависть не сразу черная, со временем цвет ее усугубляется. По большей части это начинается незаметно. В детстве это зависть к чужим игрушкам, нарядам, еде, к тому, что другому уделяют больше внимания. Это мелочи, но они растят эту страсть.

У меня пять сыновей и две дочери. Как-то, придя вечером домой, я обратил внимание, что дети уже лежат по своим кроваткам. На полу валяются игрушки. И я сказал: «Видите, игрушки, из-за которых днем вы так спорили, сейчас лежат спокойно. Вы лежите и они лежат. А днем почему-то надо эту игрушку у другого отнять. Отнять легко – нужна только сила. А уступить – это смирение».

Потом однажды вижу, как двое сцепились из-за игрушки, и спрашиваю: «А у кого есть смирение?» Они – раз, и отступили оба, а игрушка упала между ними.

Помню случай, когда один из сыновей (сейчас он уже стал священником), увидев, как братья ссорятся, подошел и сказал одному из них: «Отдай ему эту игрушку, ведь ему даже не она нужна, а он просто хочет её у тебя отнять».

С детьми нужно говорить на эту тему, и говорить прямо и конкретно. Они понимают иногда гораздо больше, чем взрослые. И это воспитание потом подскажет правильное решение.

Если у другого есть, а тебе этого тоже очень хочется – просто немного потерпи. Господь и тебе пошлет. Как сказал мне один батюшка: «Имей терпение, и Господь всё тебе пошлет, и даже больше».

Происходит так, наверное, потому, что человеку, даже взрослому, не полезно получать всё сразу. Острота момента – это вещь очень важная во всех отношениях.

Вот, например, супруги начинают спорить. Есть такой очень полезный совет, который надо бы, чтобы священники рекомендовали своим духовным чадам: «Заспорили вы между собой – остановитесь и договоритесь, что пойдете и спросите решения у священника, имеющего для вас духовный авторитет». Вы знаете, когда они потом доходят до священника, обычно уже и нечего спрашивать.

В тот момент кажется – надо сейчас все решить, а потом все само разрешается.

Императрица Елизавета Петровна была очень верующим человеком. Когда ей   представляли документы для решения каких-то вопросов, она выслушивала противоположные стороны, но не давала делу хода сразу, а выжидала, пока все само собой как-то не складывалось. Поэтому, наверное, её царствование прошло без особых потрясений. С одной стороны, это, казалось бы – просто оправдание бездеятельности, но с другой, очень часто это наилучший выход. Не рваться, и уж, конечно, не идти по трупам. Все сделается само, де еще лучше, чем мы могли хотеть, если не дергать друг друга, не нервировать, не грызть, не ругать.

Есть такой совет о правильном питании: «Никогда не ешь и не готовь еду в раздраженном состоянии: это не только не полезно, но и вредно». Я нашел этот совет в светской книге, хотя давно знал об этом из духовных книг.

Если в таком состоянии какое-то дело делаешь, то исполняешь 1/8, а 7/8 упускаешь. Потому что мы не даем места благодати. Совершает все, в конце концов, Сам Господь, а   девиз человека должен быть как у медиков: «Не навреди».

Господь сказал: «Я есть путь, истина и жизнь». Это значит, что Он и Путь, и Цель, и Средство достижения цели. «Все средства хороши для достижения цели» – это не христианский принцип, антихристианский, точнее.

Разумно ли быть эгоистом?

 – Как человеку понять чужую боль? Ставить себя на место другого сложно и неприятно.

К приобретениям стремится большинство, но получают всё немногие. Почему – вопрос второй.

Что человеку, собственно, нужно? Одежда? После Елизаветы Петровны осталось, кажется, полторы тысячи платьев. У Соломона было 600 жен и 800 наложниц. Куда больше? Но все равно оказалась, что это «суета сует и томление духа». Съесть больше, чем вмещает желудок, невозможно. На двух машинах одновременно тоже никуда не поедешь Что дальше? Власть? За нее еще и отвечать нужно. Но потом, и она тоже кончается.

На этом свете всё кончается, и человеку, на самом деле, не так уж много и нужно. Бывает, человек живет, удовлетворен тем, что есть, и счастлив. Один счастлив оттого, что ему хватило денег дотянуть до пенсии, а другому не хватает на «Мерседес». Не от количества зависит счастье.

– Мы говорили о том, что люди не хотят работать над собой и потакают своему эгоизму. Как понять, что такое эгоизм?

– Как вы думаете, почему к старшим обращаются на «вы»?

Смысл в этом очень глубокий. За каждым из нас стоит множество поколений. Человек не является чем-то совершенно самобытным. Он же вырос в обществе, его учили другие люди. Личность складывается из того, что достигнуто многими поколениями. Человек говорит: «Мое мнение». Будь честен, это не твое мнение, всё это существовало задолго до тебя. Нового очень мало. Всё новое это давно забытое старое. Что такое «я»? Снимите с человека всю одежду и поместите его в лес. Он же не изобретал ни дома, в котором живет, ни одежды, ни посуды. Да и тело дано ему родителями. Так наглядно можно показать, что эгоисту нечем гордиться, как своим. Почти всё, что ему дано, не есть собственно его.

- Но люди очень уверенно продолжают существовать в своем эгоизме. Всем хочется хорошо жить здесь и сейчас.

Есть люди, исцелить которых может только сам Бог, но Господь часто таких слепцов не останавливает, как не желающих понять эту истину. Но, простите, увы, как бы все ни сопротивлялись, все умрут.

Двери вечной жизни

– Можно возразить: «Зато я умру довольным, я прожил богатую жизнь, все пробовал, все повидал»

Ну, тогда получится как в Евангелии. Прочти и делай выбор. Никто, говорите, оттуда не приходил? Вспомните притчу о богаче и Лазаре. Кстати, когда богатый просил Авраама, чтобы Господь послал к его родственникам Лазаря, Господь сначала отказал… но потом все-таки послал Лазаря. Несмотря на то, что сказал «нет», Он и это изволил. Лазарь, именно Лазарь воскрес. Но этому не поверили, и хотели его убить.

В Евангелии сказано всё. Как хорошо сказал Белинский: «Есть книга, в которой всё сказано, всё решено, после которой ни в чём нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни — Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии, заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой Божественной книги».

А вот слова Данте: «Я утверждаю, что из всех человеческих скотств самое глупое самое подлое и самое вредное – это верить, что после этой жизни не будет другой».

– Одним словом можно сказать, что бороться с завистью можно, только обратившись к Богу.

Без Божией помощи невозможно одолеть никакую страсть. Они настолько изворотливы, что одна будет постоянно подменяться другой. И человек никак не ухватит за корень.

Лечение – покаяние и молитва. Чтобы понять, что ты что-то не так делаешь, нужно молиться, просить Бога открыть эти грехи. Нужна исповедь, Причастие.
Скажу очень просто. Я вырос в верующей семье, с детства ходил в церковь и никогда не бывал на всяких развлекательных общественных мероприятиях. Став студентом, я вместе с однокурсниками посещал «вечера отдыха» и там танцевали вальсы, танго, фокстрот… Одновременно я продолжал бывать на службах. Из церкви я приходил часто уставший, но удовлетворенный, спокойный. А с «вечера отдыха» – разбитый. Этот контраст сразу же чувствовался.

Почему так важно ходить в храм Божий? Почему важна молитва? Помолившись, сравни свое состоянии «до» и «после», и уже потом делай выводы.

– Некоторые люди к посещению храма относятся как к формальной обязанности, не понимая, что, в первую очередь, это очень многое дает им самим.

Так же обстоят дело и с постом. Говорят: «Неужели Богу нужно, чтобы я что-то не ел?» Это нужно не Богу, а нам. Воздержание в пище полезно даже физически, а уж для детей это просто тренировка силы воли. Мы же не считаем преступлением, когда запрещаем ребенку есть не вовремя. Говорим: «Подожди обеда, тогда и будешь кушать». Это же обычное воспитание. А когда это происходит в Церкви, все начинают возмущаться.

Храм нужен самому человеку. Таинства даны и утверждены здесь, на земле, для того, чтобы через них человек укреплялся душой. Когда человек не ходит в храм, он просто лишает себя всего: помощи Божией, благодати…

Когда чаще человек ходит в храм, начинает поститься, у него жизнь меняется. Я знаю людей, довольно-таки известных в своей области, которые, начав ходить в церковь, говорили: «Мы чувствуем, что жизнь наша стала другой. Более богатой, более содержательной». Не говоря уже о том, что приходит понимание многих вещей. Конечно, гордыня всегда воюет и человеку трудно что-то осознать, но это труд. Труд и подвиг всей жизни. Потому священномученик Сергий Мечев и говорил: «В миру герои, а в христианстве – подвижники».


Источник: Православие и мир