Зарождающийся румынский старостильный раскол и Русская Православная Церковь Заграницей. Слесарев А. В.
По прибытии в Белград иеромонах Гликерий встретил архиепископа Анастасия (Грибановского). Изложив свою проблему будущему Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), румынские старостильники получили от него рекомендацию обратиться для разрешения вопроса в Будапешт к епископу Венскому Серафиму (Ляде), который мог бы поставлять священников для румынской схизмы. Отсутствовавшего в Будапеште епископа Серафима монахи разыскали в Вене, но тот по невыясненной причине отказался исполнить их просьбу. Весьма странная прораскольническая позиция архиепископа Анастасия находит сегодня свое историческое объяснение.
В январе 1918 г. Румыния оккупировала Бессарабию, ранее входившую в состав Российской Империи. Несмотря на протесты патриарха Московского Тихона, Кишиневская епархия была незаконно и антиканонично включена в состав Румынской Церкви. Архиепископ Кишиневский Анастасий (Грибановский) даже не был допущен румынскими властями в пределы своей епархии, а его викарные епископы Гавриил и Дионисий за отказ в подчинении Румынскому Синоду были выдворены в Россию. Все русские приходы в Бессарабии были вынуждены признать румынскую церковную власть и вскоре испытали жесточайшее давление, направленное на ликвидацию всех русских элементов церковной традиции. В частности, было запрещено совершение богослужения на церковно-славянском языке, соблюдение старого стиля и иные русские литургические особенности . В 1926 г. русские церковные общины присоединились к голосу протестующих против совершения Пасхи одновременно с католиками, а русское духовенство Бухареста, прямо игнорируя патриарший указ, праздновало Пасху по юлианскому исчислению.
Обострение противоречий между священноначалием Румынской Церкви и русскими приходами побудило последних обратиться к Архиерейскому Синоду РПЦЗ с просьбой о включении их в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви. Данное прошение было удовлетворено, а духовное возглавление русской паствы в Румынии было вверено епископу Венскому Серафиму (Лядэ). Реакцией румынских светских и церковных властей на переподчинение русскоязычных приходов явилось резкое усиление давления на русское духовенство. После того, как в 1937 г. репрессивные меры по отношению к русским священнослужителям в Румынии перестали исключать тюремное заключение, произошел разрыв взаимоотношений РПЦЗ и Румынского Патриархата. В контексте изложенных исторических обстоятельств готовность архиепископа Анастасия (Грибановского) к углублению старостильного раскола в Румынской Церкви посредством поставления священников для группировки Гликерия (Тэнасе) представляется психологически объясняемой. Тем не менее, даже вполне справедливое недовольство политикой Румынского Патриархата не оправдывает поощрение раскольнической деятельности, что является грехом против Церкви. Означенное обстоятельство еще раз подтверждает то, что Русская Зарубежная Церковь в своем историческом развитии переживала периоды антиканоничного противления не только Матери-Церкви Российской, но и всей полноте Вселенского Православия.
Источник: Анти-Раскол
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии