Заповеди Господни: «Не убивай». Протоиерей Андрей Ухтомский
Сегодня поговорим о самой короткой заповеди Господней – «Не убий».
Лишение человека жизни с древних времен считалось преступлением и влекло за собой наказание. Однако, наказания эти были разные. И различались они часто не только по степени тяжести преступления, но и по субъекту, в отношении которого это преступление было совершено. К примеру, были времена, когда за убийство раба, который был бесправен, могли и не наказать вовсе. Все в корне изменилось с приходом на землю Христа.
Убить другого человека находясь в мирном, спокойном расположении духа и психически здоровому человеку практически невозможно, потому что это противоестественно, да и не нужно. Побудить к убийству может тот или иной грех. Из Библии мы узнаем, что первое целенаправленное убийство человек совершил из-за зависти, которую святитель Иоанн Златоуст называет скорбью о благополучии ближнего.
Каин убил своего младшего брата Авеля, за то, что недобросовестно принесенная Каином жертва не была принята Богом, в противоположность жертве Авеля, принятой Богом, о чем было известно Каину (Быт. 4:3–8). Каин попытался скрыть убийство из-за страха, что его постигнет то же самое, однако был разоблачен Богом (Быт. 4:9–10).
Психологическое состояние убийцы, – страх, – который сопровождает человека, с которым ему приходится жить, вкупе с другими грехами, новыми и старыми.
Бог наказал Каина: возделанная им земля не дает прежней силы, он становится изгнанником и скитальцем (Быт. 4:11–12). Каин боится, что всякий, кто встретит его, убьет его, видимо, потому что узнает в нем убийцу, увидев на лице его сотворенное им злодеяние (Быт. 4:13–14). Бог же сделал знамение Каину и обещал, что всякий кто убьет его, тому воздастся всемеро (Быт. 4:15).
Ветхозаветный человек постепенно привык к совершению убийств и истреблений народов, ради выживания, из-за своей жестоковыйности, из-за военных законов древности, поскольку таким путем в большинстве решали свои недоумения и конфликты в Древнем мире. И умножались грехи людей, еще больше запутывая их искаженный прежними грехами жизненный путь.
Зная склонность человека к греху убийства, и возможность совершения этого греха Бог все же дает человеку заповедь «Не убивай» (Исх. 20:13). Почему? Потому, что народ уже воспитанный в послушании Богу, может через послушание обуздывать эту страсть, зная, что Бог поможет ему в том благе, которое он попросит у Него.
Заповедь «не убивай», охраняет право человека на жизнь, которую дает только Бог (Иов. 10:10–12). И только Бог вправе ее отнять.
Почему не сказано, что убийство есть зло? Об этом святитель Иоанн Златоуст сообщает в проповеди к антиохийскому народу так: «потому что совесть предварительно научила нас этому, и Он говорит об этом как уже со знающими и разумеющими». К категории убийства относится и самоубийство, совершенное «от обиды человеческой, или по иному какому случаю от малодушия» (правило Тимофея Александрийского, 14), и лишающее согласно упомянутому правилу самоубийцу отпевания и посмертного церковного поминовения.
Заповедь не говорит о самоубийстве как о грехе убийства. Блаженный Августин Иппонский в своем сочинении о «Граде Божием» сообщает: «Не случайно в священных канонических книгах нельзя найти Божественного предписания или дозволения на то, чтобы мы причиняли смерть самим себе даже ради приобретения бессмертия или ради избежания и освобождения от зла. Когда Закон говорит: «Не убивай», надлежит понимать, что он воспрещает и самоубийство».
Распространенным грехом убийства является аборт, выкидыш, лишение жизни только зародившуюся жизнь.
В Ветхом Завете Законом предписывалось денежное возмещение того, кто ударил, мужу женщины, у которой от удара случился выкидыш (Исх 21, 22). За искусственный выкидыш (аборт) каноническую ответственность несет и сама женщина (правило Анкирского собора. 21; святителя Василия Великого 2; святителя Иоанна Постника 22), и те, кто его совершил (правило Трулльского собора. 91; святителя Василия Великого 8; Василия Великого 2; святителя Иоанна Постника 21). Родители не вправе распоряжаться уже зачатой жизнью, поскольку они являются не ее распорядителями, а орудиями в руках промысла Божия, который может дать ребенка, а может и не дать.
Заповедь «не убивай» Иисус Христос распространяет и на недобрые слова в отношении ближнего. «Вы слышали, что сказано древним: не убивай… А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака» (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5:21–22).
Эти предостережения Иисуса Христа показывают, какая цена худого слова, и что словом можно и убить человека. Не только убить и можно физически, но и морально.
К нарушению заповеди «не убивай» можно отнести такой грех как клевета, наговор, потому что передаваемая обычно третьим лицам, она может вернутся к тому, против кого эта клевета произнесена и это сообщение может привести к самоубийству или иным тяжким грехам.
Человек, совершивший убийство, живет с отягощающими его душу последствиями этого греха всю оставшуюся жизнь. Однако, осознав этот грех, он может, найдя в себе силы отдаться молитве Богу и добрым делам, иногда в корне изменив свою жизнь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии